Пострадавшие на Майдане могут быть приравнены к участникам боевых действий во время ВОВ. Это значит, что они получат льготы на приобретение лекарств, проезд в транспорте, оплату коммуналки и прочее. Соответствующий законопроект зарегистрировали в Раде. Впрочем, и без него многие уже стараются выбить себе привилегии, прикрываясь Майданом, хотя к нему не имели никакого отношения.
МЕНЯЮТ ФАМИЛИИ
Прокуратура уже десять дней собирает сведения о пострадавших. Делают это для того, чтобы вести следствие. Сколько человек обратилось, пока сказать не могут. Такая же процедура сейчас идет в больницах. «К нам массово приходят ребята, которые лежали под другими фамилиями (истину скрывали, чтобы не арестовали. — Авт.). Они приносят свои паспорта, говорят, когда поступили и с какими травмами. Находим их лечащих врачей, комиссия из троих наших сотрудников составляет акт, и меняем фамилии на настоящие. Например, Иванова на Петрова. Было уже человек десять», — говорит главврач Александровской больницы Роман Василишин.
ПРОСЯТ СПРАВКИ
Но трагическими событиями решили воспользоваться и проходимцы. Они пытаются под шумок стать героями Майдана, чтобы потом, возможно, выбить себе льготы. На форуме ulitka.com пользователь под ником thelastofus аккуратно интересуется: «Можно ли купить справку от ментов, что тебя задержали на митинге и держали за решеткой? Или типа, что тебя били?» А один из врачей в Институте нейрохирургии рассказал, что к ним в последнее время тоже приходят подозрительные люди. «Кричат, права качают, а сами даже не знают, в какой стороне Майдан находится», — возмущался доктор.
Медики, работавшие волонтерами на Майдане, говорят, что тоже сталкивались с попытками лжегероев получить подобные справки. Но сделать это почти невозможно. «Действительно пострадавшие участники Майдана, обращавшиеся за скорой медицинской помощью, получают от нас справки. Сейчас Министерством социальной политики отрабатывается специальное постановление про порядок признания пострадавшими на Майдане. Там есть критерии. Нужен будет свидетель, который видел, как человек получил травму. Медэкспертиза должна будет установить время получения травмы. Ведь понятно, что не все случаи фиксировались. Конечно, есть случаи, когда люди, не имевшие отношения к противостояниям, обращались в медслужбы. Уверяли, что травмы получили на Майдане», — рассказал врач Андрей Гук, бывший заместителем руководителя медицинской службы Штаба национального сопротивления. Другой врач Майдана признается, что иногда легче дать справку о том, что человек подвернул ногу именно там. «Мы не знаем, так это или нет, но мы же не можем всех знать в лицо. Тут был хаос. Лучше поверить на слово, чем брать грех на душу», — говорит врач.
«КАЖДЫЙ ВТОРОЙ ГОВОРИТ, ЧТО ОН ПОДЖЕГ БТР»
Сами активисты Майдана, принимавшие непосредственное участие в противостояниях, сильно удивляются некоторым героям. «У нас тут раздают бесплатную газету, в каждой — истории героев, которые чуть ли не самостоятельно противостояли «Беркуту». Я вот никого из них не узнаю. Не видел их в те дни ни на Грушевского, ни на Институтской. А они такое про себя рассказывают! Каждый второй уверяет, что именно он поджег БТР 18 февраля на Майдане, а еще с десяток людей последними выходили из Дома профсоюзов перед его поджогом. На самом деле многим, кто в те дни воевал, сейчас не до справок и льгот. Когда встречаешься со смертью и покалеченными друзьями, то о получении выгоды мыслей вообще не возникает. Думаю, что скоро «героев Майдана» будет, как и «чернобыльцев», которые даже не знают, где он находится», — рассказал нам один из активистов Майдана, 27-летний Андрей.