Разумно оперировать этим показателем, выставлять напоказ, гордиться или ужасаться им, если разница в зарплатах работников в стране не столь оглушительна. В идеале, как, например, в Советском Союзе: станочник или «слюсарь» 4-5 разряда получал в 3-4 раза меньше директора крупного предприятия (топ-менеджер, по современной классификации) с числом работающих свыше 5 тысяч человек. Не сильно погрешит против объективной картины бытия разница между 10% самых зажиточных наемных работников и 10% самых низкооплачиваемых, что сложилась, например, в странах ЕС – децильный коэффициент в пределах 6-8.
Однако украинская действительность лишает творческого смысла понятие «средняя зарплата». По сведениям (на мой взгляд, несколько оптимистичным) директора Института мировой экономики НАНУ академика Юрия Пахомова, «соотношение в доходах богатых и бедных в Украине 40:1, что является рекордным по мировым меркам».
Какова реальная «средняя заплата» в Украине? Вопрос не философский. На него можно, хорошо подумав, дать ответ куда более вменяемый, чем та информация, которую нам безбожно скармливают керманычи с подачи сервильного Госкомстата.
Не будем учитывать доходы 130 самых богатых украинцев, распоряжающихся состоянием, равным размеру ВВП державы, т.е. $ 120 млрд. долл., которое они скопили благодаря упорному, жертвенному труду во благо Украины и её народа.
Затруднительно оценить количественный показатель так называемого менеджерского состава верхнего и среднего уровня, чья зарплата колеблется от 25 тыс. грн. и выше до небес. Госкомстат в этом случае молчит, аки рыба об лед. К тому же практически все бизнес-структуры, включая государственные, засекречивают доходы своего командного состава. А напоказ общественности выставляют только их малую надводную часть.
Потому трудно сказать, сколько куркулей обретаются в степях Украины, которым хорошо живется на свете. Легче определить количество голытьбы в державе. Здесь и Госкомстат в помощь. Согласно его данным, всего 7,1 % населения имеют среднедушевые общие доходы более 1920 грн. Т.е. 92,9 % населения можно отнести к гопоте, из которых 9,5 млн. душ обладают «середньодушовими загальними доходами у місяць, нижчими прожиткового мінімуму». Это уже голь перекатная. На оскорбительной отметке «понад 1920 грн.» шкала «зажиточности» обрывается. Думай, что хочешь, и считай, как хочешь.
Я разумею, что доход и зарплата понятия хоть и близкие, но не полностью тождественные. Однако доходы всегда заметно превышают начисленную зарплату, да и других цифирей скрытные статистики не оглашают. Посему вполне корректно допустить, что если из числа 10,5 млн. наемных работников, формирующих фонд оплаты труда, вычесть «заможных казаков», имеющих денежное довольствие более 25 тыс. грн. (т.е. заработки, превышающие в 10 раз директивную величину), то средняя зарплата более 99 % работников резко вильнет вниз. И будет на уровне 1500 грн. (около 180 долл.).
«Среднюю зарплату» по палате «Украина» до относительно приличного уровня надувает ограниченный контингент зажиточных буратин. Их заработкам не страшны даже кризисы. Получки сих мужей жестко привязаны к евро и долларам. Курс гривны завалился – вот тебе и рост доходов в гривневом исчислении. По данным «Ernst & Young Украина», в кризисном 2009 году у менеджерского состава компаний произошел впечатляющий скачок зарплат – от 20 до 40 %. Притом, что зарплаты рядового состав упали на те же 20-40 %.