«Что Богом не дано, в аптеке не купишь». На днях киевский Совет (Рада) подавляющим большинством голосов утвердил переименование Московского проспекта в проспект Степана Бандеры. Сделано это в рамках реализации закона «о декоммунизации». Я не буду выражать удивление и недоумение тому обстоятельству, какое отношение географическое название может иметь к коммунизму или антикоммунизму, а всего лишь напомню еще одну мудрую пословицу. «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет». Не буду заниматься морализаторством по поводу исторической неоднозначности персонажа, чьим именем назван проспект. Когда нет других героев, «и рак рыба».
Я о другом. О голосе разума, который тонет в болоте тотального патриотизма. Из почти 90 человек в Киевском Совете (Раде) (кстати, почему до сих пор не изъято коммунистическое название «совет»?) только один депутат, журналист Дмитрий Гордонпроголосовал против такого переименования.
«Я допускаю, что большинству киевлян все равно, как будет называться Московский проспект. Но мне не все равно. В Бабьем Яру с особым цинизмом расстреливали людей и издевались над ними именно представители Бандеры и Шухевича. Сами немцы — это есть и в военных мемуарах, и в их допросах — были удивлены, с какой ненавистью националисты убивали безоружных несчастных людей. Кровавые преступления этих деятелей задокументированы», — объяснил он свое решение.
Но доводы рассудка бессмысленны, когда человек подпитывается не любовью, а ненавистью даже не к российской власти (что, по крайней мере, объяснимо), а ко всему русскому: культура, спорт, быт. Переименование проспекта — это не декоммунизация, а дерусификация.
Украинские власти в своем угаре борьбы с «российской агрессией», походя, больно задевают своих соседей и союзников. Польша уже назвала переименование «недружественным шагом», и подготовила свой ответ.
Верхняя палата польского парламента приняла постановление относительно Волынской трагедии. «Сенаторы призывают польский Сейм установить 11 июля «Национальным днем памяти жертв геноцида, совершенного украинскими националистами против граждан Второй Речи Посполитой».
Но у киевской власти свой «особый путь». По словам советника мэра Киева, в столице уже переименовали 146 улиц из 159, которые нужно было переименовать в рамках декоммунизации. Он также сообщил, что «в процентном отношении» Киев находится на первом месте в Украине по переименованию улиц. Вот как. Обычно столицы стараются подняться в рейтинге по уровню комфорта, благоустроенности, безопасности. Если в Киеве нет других проблем, то «первым местом по переименованию улиц» он утер нос всяким «Лондонам и Парижам».
О том, что что-то идет не так, понимают те украинцы, для которых доводы рассудка еще являются аргументом.
«Не важно, что делает Украина, главное — в разрез с Россией. Если Россия ест белые грибы — мы будем жрать поганки, если строит космические корабли и подлодки- мы будем разрушать и ломать все построенное клятыми коммуняками. Усираться, но не покоряться — наш девиз», — не без изрядной доли сарказма метко замечает украинский пользователь Фейсбука.
Я бы не стал злословить и злорадствовать. В нашей культурной столице, к примеру, в одночасье появилась мемориальная доска Маннергейму. Только в страшном сне этот человек может привидеться «героем России».
А уж «усираться, но не покоряться» — точно такой же российский девиз. Наш премьер-министр Дмитрий Медведев придумал эфвемизм девизу. «Денег нет, но вы держитесь». Согласитесь, что речь идет ровно о том же. Просто «денег нет» звучит гораздо благозвучнее для нашего слуха.