В администрации Советского района Гомеля на встречу с членом Совета Республики Дмитрием Черняковым собрался почти полный конференц-зал. Все пришли для того, чтобы решить общую проблему — как сохранить деревья в районе планирующейся новой застройки жилья.
Казалось бы, что особенного в лесопарковой зоне на окраине города? Тем не менее клочок земли среди многоэтажек для гомельчан стал родным. Живущие в частных домах — по сути, в бараках — люди готовы отказаться от новых квартир, лишь бы сохранили сосны.
Речь идет о лесопарковой зоне в районе улиц Барыкина и Космической. Руководство города давно решило взяться за незастроенные пустующие территории в границах Гомеля и, в частности, построить там жилой комплекс на несколько многоэтажек.
Местные жители, интересы которых затронул новый генплан, не поддержали эту идею — на общественном обсуждении 75 человек проголосовали против. Тем не менее градостроительный совет решил, что территорию нужно застроить.
С февраля 2015 года жильцы домов на улице Космической сначала пытались отменить решение о строительстве походами в местную администрацию, затем в облисполкоме. Не помогло.
Во время народного собрания из жильцов первым берет слово Сергей Гончаров. Мужчина не скрывает удивления, что в спасении их «зеленого клочка» земли заинтересованы только жильцы, живущие на Космической. Всем остальным, говорит Сергей Михайлович, имея в виду чиновников, до него нет дела.
— Для них это всего лишь стройплощадка, и уже давно. Куда бы ни обращались, куда бы ни писали — везде одно и то же. Все — сплошные отписки, — с горечью в голосе говорит мужчина. — А мы ведь просим лишь одного — оставьте наш лес в покое! Ведь это не просто лес.
Сергей Михайлович поясняет: он стал свидетелем того, как во время разработки грунта недалеко от «их леса» экскаватор наткнулся на груду костей. Оказалось, здесь было место массовых расстрелов.
Согласно документам, найденным в гомельском архиве краеведом Евгением Маликовым, именно здесь осуществлялись массовые расстрелы гомельчан во время Великой Отечественной войны. Точное количество убитых нацистами неизвестно, но найденные свидетельства очевидцев тех лет указывают на то, что количество погибших может исчисляться десятками тысяч. Кроме того, выступающие против застройки допускают, что расстрелы людей в этом месте могли осуществляться и до войны — еще во время «красного террора».
Евгений Маликов убежден, что сохранить эту территорию важно не только из-за зеленых насаждений, которые отделяют существующие жилые дома от промзоны, но и потому, что она имеет значение для города как мемориал — это своего рода гомельские Куропаты или Хатынь, говорит он.
— Вокруг Лещинца, Давыдовки весь лес усеян костями убитых. Но если снести Хатынь и построить дома там никому не приходит в голову, то тут находится самое популярное оправдание: «Весь Гомель стоит на костях. Так что, теперь не строить?». Тем не менее кто-то из архитекторов на могилах своих родственников вряд ли что-то захочет строить.
Разумнее всего, считает Маликов, благоустроить это место и сделать парк.
Член Совета Республики Дмитрий Черняков пытался вразумить активистов.
— Раньше везде в том районе был лес. И тогда, следуя вашей логике, не должно было быть ни торгового дома «Речицкий», ни рынка. Все это было лесом. Ведь вы согласны, что поздно родились? А от того леса, по большому счету, ничего не осталось? Ведь 90% его уже давно застроили?
— Так поэтому мы и хотим сохранить то, что осталось! Есть 54-й микрорайон, Волотова! Стройте там! Да в городе полно недостроенных районов! — практически в один голос возмутились собравшиеся.
Жители не сомневаются, что данный участок интересен для строительства по той простой причине, что нет необходимости создавать дополнительные подъездные пути и подводить коммуникации — они идут вдоль улицы Барыкина
— Знаете, я живу на Барыкина, 206. У меня жена моет окна каждую неделю и каждую неделю — копоть. А вы хотите убрать вековые деревья. Это же последняя наша отдушина, последний фильтр. Что останется взамен? — подключаясь к разговору дополняли своими аргументами другие собравшиеся.
Людей попытался успокоить архитектор Советского района, который заявил, что на заседании архитектурно-градостроительного совета были изучены все замечания и предложения. И совет пришел к выводу, что лес необходимо убрать минимально, возместить потери и благоустроить зеленую зону вокруг построенных зданий.
— Застройка будет размещаться в соответствии с концепцией существующей малоэтажной застройки — дополнительные площади новопостроенное жилье занимать не будет, — архитектор Советского района Павел Млынарчик уверял собравшихся, что пострадает только 15% лесонасаждений.
Несмотря на то, что, согласно генплану, территория планируется как место под многоквартирную жилую застройку, строительный проект пока не разработан.
— А как можно построить на этом клочке столько жилья? Там ведь не один дом строится. А площадки возле подъездов, парковочные стоянки? Что там останется от леса — две сосны?
Сами жители считают, что их мнение не учли: они выступали против строительства, но вопреки их желанию стройке быть.
— Тогда зачем было проводить общественное обсуждение? Мы высказались за сохранение этой зоны нетронутой, но мнение инвестора для вас важнее в таком случае. Скажите лучше прямо: куда нам написать, куда обратиться, чтобы это все не строилось? — не сдавались в зале.
Собрание длилось более двух часов. На протяжении всего времени жильцы пытались добиться ответа на главный вопрос: как можно остановить строительство? Кто-то из отчаявшихся, не дождавшись, чем закончится их борьба за лес, направлялся к двери. Оставшимся жильцам Космической пообещали еще раз вернуться к «их лесу» после повторного рассмотрения вопроса о застройке в районе улиц Космической и Барыкина.