Рейтинг просмотра материалов в глобальной сети Интернета об акции протеста в Ереване, а именно о митингах против повышения цен на свет, можно сравнить разве что с рейтингом просмотра материалов о 1 Европейских играх "Баку-2015". Возможно, немного утрирую, но эта картина не далека от истины.
Тем ни менее, сравнение не случайное. Хочу поделиться некоторыми своими наблюдениями по данному вопросу.
Прошу прощения, но эти митинги выглядят чрезвычайно подозрительно. Уж больно тихо они проходят. И это в той стране, где стреляют и убивают в здании парламента; в стране, где практически царит полицейский режим; в стране, где до сих пор митингующих с улиц разгоняли боевые части вооруженных сил; в стране, где политическая власть не пользуется авторитетом; в стране, которая существует на дотациях своих покровителей; в стране, которая давно уже примирилась со своим статусом форпоста и т.д.
Если просмотреть материалы по данной акции на армянских сайтах, то можно будет убедиться в том, что острота комментариев практически отсутствует.
Складывается впечатление, что здесь главное не анализировать само содержание данных акций, а зафиксировать международное общественное внимание на том, что в Ереване идут акции протеста.
Убежден, что повышение цен на энергоносители - это всего лишь повод, а настоящая причина "скрывается" где-то рядом. Тем более, что цены на энергоносители в Армении за последние годы повышались неоднократно.
Так в чем же дело. Какова истинная причина этих явлений? Почему эти акции проходили именно в период проведения Евроигр "Баку-2015"; в период, когда заметно начали усиливаться международные позиции Азербайджана; и, наконец, в период, когда стали сближаться позиции нашей страны и России.
Конечно, возможно, что все это случайные совпадения. Однако, будучи политологом по образованию, позволю себе сказать, что наивно в политике верить в случайности. Благодаря технологиям в большой политике инсценируются даже случайности.
Ограничиваясь форматом данной колонки, вкратце выделим лишь три основных варианта причин.
Причина первая. История нашего конфликта наглядно доказывает, что, как только Азербайджан становится вплотную близок к тому, чтобы принудить международные организации оказать давление на официальный Ереван, в Армении сразу же инсценируется смена власти.
Тем самым процесс урегулирования искусственно отодвигается, при этом отодвигается с вероятностью возникновения новых обстоятельств.
Причина вторая. Народные недовольства инсценируются искусственно для политических спекуляций. Благодаря которым официальный Ереван получает возможность для политических спекуляций с Россией (которая делает реверансы в сторону Азербайджана) и со своей диаспорой, которая видя неэффективность политики С.Саргсяна, все больше урезает финансовые вливания.
Иными словами, нужны новые вливания для того, чтобы обеспечить стабильность существующего режима, который пока еще приемлем для их диаспоры.
Причина третья. Здесь вновь хочу вернуться к такой теории, как "сила слабости". Позволю себе заметить, что благодаря газете "Эхо" в рамках данной колонки, анализируя политику официального Еревана, неоднократно убеждался в том, что "сила слабости" является стратегической составляющей армянской политики.
Попробуйте взглянуть на азербайджано-армянский конфликт со стороны. В этом случае мы сталкиваемся с любопытной картиной. По одну сторону конфликта находится абсолютный лидер региона, быстро развивающийся Азербайджан, участник и инициатор международных экономических и геополитических проектов, с высокими темпами экономического роста, который активно вовлечен в процесс пропаганды в системе международных отношений гуманитарных ценностей, и который уже сегодня является признанной международной площадкой для обсуждения вопросов глобальной значимости.
По другую сторону конфликта находится государство-призрак - политически зависимый экономический банкрот, который активно "кричит" о том, что лишен всех возможностей участвовать в региональных и экономических проектах, полностью зависит от внешних пожертвований и политической воли третьих стран, у которого нет залежей нефти, но при этом есть "гордая" история и бедная судьба обиженной нации. Согласитесь, такая постановка вопроса заставляет задуматься.
Именно поэтому, несмотря на всю свою парадоксальность, можно предположить, что сила этой страны заключается в ее слабости.
Вот и получается, что "сила слабости" является стратегическим императивом армянской политики. Не могу утверждать, но версия имеет право на существование. Кроме того, эта тактика дает свои результаты.
Однако армянские стратеги не учли того, что бедных жалеют, а сильных поддерживают. Поэтому данная тактика имеет ограниченный период действия.
Кроме того, "благодаря" политике властей Армении эта страна буквально обречена на беспокойства. Причем беспокойства как политического, так и духовного плана.
Марионеточный, по сути вассальный характер политики тамошних властей, которая как узел на шее с каждым годом все сильнее душит и без того неполноценный суверенитет Армении, просто не может не беспокоить народ этой страны.
А после того, как в результате незаконной и насильственной оккупации четверти территории Азербайджана они стали причиной существования более миллиона беженцев и тысячи человеческих жертв - и вовсе их политики потеряли и душевный покой.
Вот и приходится им метаться от угла в угол, ища себе утешение в различных провокациях и исторических фальсификациях.
Асиф УСУБАЛИЕВ, кандидат политических наук