…Год за годом старый Екатеринослав безвозвратно исчезает. На глазах старинные дома и особняки дореволюционной постройки выгорают, сносятся, стоят заброшенными по десятку лет. Или же перестраиваются таким дивным образом, что в них только фасад напоминает об архитектуре позапрошлого века. Да, Днепропетровск не обладает тысячелетней историей. И нет в нашем городе средневековых замков, дворцов. Но краеведами и историками давно признано, что даже несмотря на относительную молодость, исторический архитектурный ансамбль центра города – неповторим. А «екатеринославский кирпичный стиль» (в котором и построено большинство знаковых зданий) – уникальное явление. Которое, впрочем, год за годом уступает свое место современным зданиям из стекла и бетона.
Но старинные здания, исчезнувшие с карты Днепропетровска, остаются не только на древних фотографиях. Житель Днепропетровска, краевед, историк, фотограф Павел Павлович Маменко в своем доме собрал отголоски души этих особняков. Вот уже 15 лет он коллекционирует старинные кирпичи и черепицу, которые производились в дореволюционном Екатеринославе и губернии. Каждый из этих коллекционных предметов не только хранит в себе память о «своем» доме. Но и, отмеченный индивидуальным клеймом производителя, воплощает всю историю екатеринославского зодчества.
Наверное, этому хобби способствовала обстановка, в которой живет Павел Маменко. Захлопывается входная дверь подъезда его дома, и 21-й век с его суматохой и скоростями остается за ней. Подымаясь за хозяином по гулкой лестнице старинного двухэтажного дома в центре Днепропетровска, я ощущаю совсем иной ритм течения времени, совсем другое настроение. Старинные дома умеют хранить в своих стенах дух прошедшей эпохи веками.
- Этот дом был построен в 1895 году по проекту известнейшего зодчего Леонида Альбертовича Бродницкого – друга Дмитрия Ивановича Яворницкого, для которого Бродницкий создал и проект его знаменитого дома возле парка Шевченко. И мое хобби действительно началось благодаря этому дому, - подтверждает мою догадку Павел Маменко. – 15 лет назад я делал ремонт в своей квартире и обнаружил несколько старинных кирпичей с именными вензелями «АиВД». По образованию и специальности инженер-металлург, я на тот момент ничего не знал об истории екатеринославского зодчества и строительства. Захотелось узнать историю создания дома, в котором я живу. Дело оказалось очень увлекательным.
Интересным оно было еще и потому, что каждый старинный кирпич имеет свое «лицо» - именное клеймо производителя. Так было не всегда, хотя традиции клеймить кирпичи были еще в Римской империи. Вплоть до середины девятнадцатого века в России нанесение фирменного знака производителя на каждый кирпич не было делом обязательным. И только в 1848 году в Российской империи вышло положение о выделке кирпичей казенными частными заводами. Принятием такого положения изготовителей обязывали нести персональную ответственность за свои изделия – поговаривают, к тому времени немало кирпичей было невысокого качества. Но новые правила резко улучшили качество такого товара. Причем улучшили настолько, что старинные кирпичи с удовольствием используют и современные строители. Говорят, значительная часть стен современной «Гранд-Плазы» построена именно из таких кирпичей. А на улице Гусенко из свезенных со всего города тысяч старых кирпичей вообще целый особняк построен!..
Как вспоминает коллекционер, первые двести экспонатов своего собрания он нашел достаточно быстро. Мы даже не подозреваем о том, что история строительства нашего города буквально валяется у нас под ногами. Десятки уникальных кирпичей Павел нашел валяющимися во дворах, ими были вымощены дорожки к домам, подперты двери магазинов.
- Я принципиально не занимаюсь вандализмом и не пополняю коллекцию кирпичами из еще «живых» зданий, - уточняет коллекционер. – Но вот если здание разрушается на глазах, идет под снос – никто не запрещает его обследовать и взять экземпляр для коллекции. Если вспомнить, сколько старинных домов за эти 15 лет исчезли с карты города, становится грустно и страшно. Вторую подобную коллекцию уже собрать невозможно – нет этих зданий и составлявшего их материала… Годами я не выезжал из дома без запасных старинных кирпичей. Увидев в старинном дворе раритет, я предлагал хозяину дома его заменить – людям-то все равно, чем, скажем, вымощена дорожка к дому. Часто мне не просто разрешали такой обмен, а еще и звали во двор: мол, посмотрите стопку кирпичей в углу двора – может, что-то найдете. Очень большой материал для коллекции дали путешествия с нашим известным историком, журналистом, краеведом Николаем Чабаном. Во многих селах области до сих пор есть старинные помещицкие усадьбы и дома с неповторимой историей.
Это только на первый взгляд может показаться, что старинный кирпич – просто кусок камня с именным знаком на нем. За каждым таким изделием стоит удивительная история не только его создателей, но и развития города в целом. Вот, например, «первенец» коллекции – тот самый кирпич с вензелем «АиВД», найденный Маменко при ремонте дома. Его изготовили на одном из крупнейших кирпичных заводов «Абрама и Вульфа Добрускиных» Екатеринослава второй половины 19-го века. Именно это время становится точкой отсчета в мощном промышленном развитии Екатеринослава (благодаря открытию Александром Полем запасов криворожских железных руд) и, естественно, в застройке города. До того же в городе было всего три кирпичных завода: созданные еще в 1790-91 годах заводики Рыбакова, Абрамовича, Прозорова. Хотя, как предполагает Павел Маменко, первый завод или цех существовал еще в Екатеринославе-Кильченском. Вряд ли для его каменных зданий кирпич везли издалека. Скорее всего, обжигали на месте. Но эти экземпляры коллекционеру еще предстоит отыскать.
На волне строительного бума число кирпичных заводов в Екатеринославской губернии достигло 150, из которых в губернском городе их было больше полуста. Активному строительству способствовало и то, что после нескольких мощных наводнений город начал осваивать район нынешних улиц Комсомольской, Чкалова и прилегающих к ним. Как поясняет Павел Маменко, кирпичные заводы строились в Жандармской, Рыбаковской, Аптекарской, Брянской балках, где прямо под ногами были глина и вода, а песок привозился с берега Днепра. Своими кирпичными заводами владели известные семьи Родзянко, Полей (отдельно – у первооткрывателя криворожских руд Александра и его отца Николая), Хренниковых (заводом владел не только вдохновитель постройки современной гостиницы «Украина» Владимир, но и его отец Николай), издатель и меценат Мина Копылов, предводитель губернского дворянства Николай Урусов, купцы Бабушкины (они занимались изготовлением и черепицы). Причем все «кирпичные магнаты» строили себе помпезные дома, многие из которых сохранились и поныне.
Изучение истории попавших в коллекцию экземпляров зачастую помогало Павлу Маменко больше узнать не только об известных личностях прошлой эпохи, но стереть «белые пятна» в истории города.
- В архивных документах практически нет данных о судьбе Ионы Михайловича Майданского, который владел кирпичным заводом и участвовал в строительстве Брянского завода (современная Петровка), - рассказывает Павел Маменко. – Мне удалось узнать, что он в свое время закончил Санкт-Петербургский институт путей сообщения. Лишь оттуда мне удалось получить автобиографию и фотографии Майданского, по которым мы смогли идентифицировать Иону Михайловича на фотографиях в музее завода Петровского. Благодаря тоже начатым с кирпича поискам удалось узнать историю удивительных семей Фердинанда Андерегга (его дочь Елена стала известной киноактрисой, а внук Юрий в 2006 году был признан лучшим фотографом Англии), Григория Щекотихина (его дочь Александра стала известной художницей, а правнучка недавно приезжала ко мне, привезя в подарок раритетные фотографии), Елены Ивановны Ларош, жены музыкального и литературного критика, друга Петра Чайковского Германа Лароша и других екатеринославцев, память о которых навеки запечатлена в «именных» кирпичах.
Кроме кирпичей, произведенных в нашей губернии, есть в коллекции и другие уникальные экземпляры. Самому древнему экспонату – около двух тысяч лет, он был найден на развалинах древнеримской крепости Харакс на мысе Ай-Тодор в Крыму. Не менее удивителен и плоский кирпич с 1000-летней историей из древней Софии Киевской – его Павел обнаружил в отвалах мусора при реконструкции этого памятника истории, архитектуры и духовности. Есть в этом собрании кирпичи из усадеб 14-15 веков, раритет из усадьбы Богдана Хмельницкого, подаренный директором музейного комплекса в Суботове. А вот кирпичу с трезубцем нет еще и ста лет. Но его редкость в том, что он был изготовлен в 1918 веке в короткую, всего годичную историю Украинской народной республики.
Огромный холл и еще одна комната в квартире Павла Маменко отведены под его экспонаты. Но даже это просторное по меркам обычной квартиры место смогло вместить всего десятую часть его собрания. Остальные раритеты хранятся в запасниках. И ждут скорого открытия Музея кирпича и керамики, под который уже выделено место во Дворце студентов.