Китай потребовал от Киева $3 млрд за сорванные поставки зерна и попытается взыскать их через Лондонский арбитраж. То, что Пекин решил взыскать долг именно в тот момент, когда казна Украины пуста и страна просит финансовой помощи, по мнению экспертов, случайность. Есть шансы, что Лондон будет благосклонен к молодой демократии.
Китай пытается взыскать с Украины $3 млрд за срыв поставок зерновых. С иском о возмещении убытков Пекин обратился в Лондонский международный арбитражный суд. Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины (ГПЗКУ) получила деньги от КНР, на которые должна была закупить зерновые и поставить их в Поднебесную.
Однако вопреки договоренностям в Китай отгрузили зерно на сумму только $153 млн, говорится в сообщении первого замглавы комитета Верховной рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Геннадия Москаля.
Корпорация проводила поставки якобы по китайскому контракту, сообщает Москаль, ссылаясь на таможенные документы, но получателями становились не китайская компания или указанные ею предприятия. Так, по данным Москаля, ГПЗКУ поставила зерно на $61,9 млн в Швейцарию , на $28 млн — в Эфиопию, на $26,3 млн — в Египет, на $24 млн — Иран, на $14 млн — в Монако, на $11 млн — в Кению, на $7 млн — в Саудовскую Аравию, на $1,5 млн — на Филлипины и даже на $325 тыс. — сирийским повстанцам.
Речь, видимо, идет о кредите, полученном Украиной у Эксимбанка Китая. Это особый вид кредитования — деньги в обмен на зерно. Он выдавался под госгарантии (по другим источникам, гарантом выступали ГПЗКУ и ее имущество) на восстановление сельского хозяйства (систем орошения) Украины. $1,5 млрд было перечислено в виде денежных средств, $1,5 млрд — оборудованием. Выплачиваться долг должен был поставками зерновых — около 3 млн тонн преимущественно кукурузы, а также сои и пшеницы в год по рыночным ценам на момент экспорта. Украинская кукуруза понадобилась КНР, чтобы кормить скот: в стране растет потребление мяса. Но с поставками возникли сложности: покупатель не имел квот на импорт в Китай. Поэтому в 2013 году, несмотря на высокий урожай, ГПЗКУ поставила в Поднебесную незначительный объем. Левые продажи кукурузы фактически были вынужденной и не очень прибыльной мерой. Кукуруза не единственный совместный китайско-украинский проект. «В течение последних трех лет между Китаем и Украиной был заключен целый ряд соглашений», — говорит доктор наук, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Людмила Бони. Несколько лет назад КНР и Украина договорились о строительстве ветки между Киевом и аэропортом Борисполь (Пекин выделил $370 млн через тот же Эксимбанк), в декабре 2013 года госкорпорация занялась нацпроектом «Воздушный экспресс» и подписала соответствующие соглашения с Китайской национальной корпорацией машинной индустрии и генеральных подотрядов.
Еще один проект — газификация угля. Министерство энергетики и угольной промышленности Украины заключило соглашение с Китайской национальной химической инжиниринговой корпорацией и ее дочерней компанией Wuhan Engineering Co. о совместном строительстве заводов по производству синтетического природного газа. К маю 2014 года планируется получить технико-экономическое обоснование от китайских партнеров, к октябрю — начать строительство. Три завода, по словам создателей, смогут сэкономить Украине ежегодно до 4 млрд куб. м природного газа и до $1,5 млрд.
То, что иск по поводу зерна подан именно тогда, когда казна Украины, по словам представителей новой власти, пуста, случайность, полагают эксперты «Газеты.Ru».
«Китай очень хорошо считает свои деньги. Он не даст их разбазарить. Украина не выполнила свои обязательства — Китай подал в суд. Это нормальная практика в рамках международных отношений», — говорит Бони.
По решению суда на Украину могут быть наложены санкции. «Но теперь Запад хочет помочь молодой демократии и, вполне возможно, предложит Китаю смягчающие меры. Как и мы, собственно, делаем. Мы же не требуем немедленного возврата долгов, а просто ждем», — отмечает эксперт.
В ближайшей перспективе смена политической власти на Украине может осложнить отношения с КНР, считает Бони. «Китайцы будут очень осторожны даже в уже начатых совместных проектах, пока не будут уверены, что власти Украины способны дать гарантии безопасности, гарантировать права собственности», — объяснила она.