8 мая жители левого берега могли наблюдать фантастическое зрелище – силовой захват… ЖЭКа. Такого в истории города еще не было!
Сегодня утром мне позвонили перепуганные сотрудники КПЖРЭПа Индустриального района и слезно попросили приехать на ул.Осеннюю, 9Б. Мне они знакомы еще со времен журналистского расследования 2014 года. Последний раз встречались, когда распсиховавшиеся от бесконечных непоняток работяги жгли шины под районной жилищной конторой полтора месяц назад. Вроде, люди нормальные, но то, что я от них услышала, вызвало у меня шок и полное непонимание.
— У нас тут рейдерский захват, — шептали они в трубку. – Мы милицию вызвали, но они ничего не делают.
Беру такси, еду на Осеннюю. Недоумеваю. «Захват ЖЭКа»? Абсурд.
По адресу ул. Осенняя, 9Б когда-то располагался КЖЭП №26 Индустриального района. Сегодня это что-то вроде участка-филиала районного КПЖРЭП, помещение находится на его балансе.
Возле места событий, скромненько на углу стоят две белые машинки пресловутой «Энергии ТМ» — фирмы-подрядчика жилищного хозяйства большинства районов города. Во дворе кучкуются правоохранители с демонстративно зевающими лицами. Метрах в десяти от входа в КЖЭП стоят звонившие мне работники предприятия. Курят.
— Случилось что? – требую подробностей.
— На работу пришли. Сижу, по технике безопасности расписываю вместе со слесарями. И тут ребята какие-то заваливают. Буквально за шкирку схватили и на улицу выкинули, — говорит мне мастер Алексей.
— А мы позже пришли. Нас уже внутрь не пустили, — говорят его коллеги. – Это братки какие-то на машинах «Энергии ТМ» приехали. Никто до конца не понимает, что происходит.
— А нас на подмогу вызвали, — сообщает женщина. – Я на другом участке работаю. Позвонила утром перепуганная напарница, я и приехала. А меня внутрь, прошу прощения, даже в туалет не пускают. В некорректной форме отправляют «под кустики». Господи, когда с этой «Энергией ТМ» все закончится? Как она пришла, так спасу нет.
Возле входа в КЖЭП стоят шестеро крепких мужчин. Внутрь никого не пускают.
— Да что же это творится? – зычным голосом кричит нервная жительница, которая пришла в бухгалтерию ЖЭКа. – Справку и ту получить не могу. Пустите!
«Охрана» на дверях качает головой. Не пускают. Охрана выглядит, мягко говоря, специфически, на фото это хорошо видно.
— Что тут происходит? Почему никого не пускаете? – спрашиваю у «охраны».
— Вот сейчас внутри разберутся в ситуации. Выйдут и объяснят.
— Кто?
— Сотрудник прокуратуры.
— А вы кто?
— Работники «Жилсервис-12».
— Я хочу зайти, я журналист.
— Нельзя. Зачем вы скандал делаете?
— Я не делаю! Я хочу зайти внутрь. А вот что вы здесь делаете?
— Воздухом дышим!
Иду к стоящим поодаль правоохранителям.
— Расскажите, что происходит, — прошу их.
— Не имеем права.
— Кто вас вызвал?
— Звонок на «102» был.
— И вы не знаете, что здесь происходит? – изумляюсь.
— Конфликт тут происходит. Нам так сказали. Вот мы и приехали. Начальник наш сейчас внутрь помещения зашел. Выйдет и расскажет. Мы ждем его.
«Охрана» на дверях машет мне рукой. Показывает, мол, можно зайти в здание.
Захожу. Навстречу мне идет женщина. Спрашиваю, где найти руководство.
— КПЖРЭПа или «Жилсервиса-12»? – спрашивает она в ответ. – Начальник «Жилсервиса» показания дает милиции.
— А вы кто?
— Я – бухгалтер «Жилсервис-12».
Слышу шум в соседнем кабинете. Заглядываю. Там сидят женщины. Выясняю, что одна из них – работника КПЖРЭПа. У нее заметно трусятся руки.
— Я не хочу рассказывать ничего, — едва не плача говорит она. – Я пришла на работу, а тут куча людей. Нас выгонять начали, буквально выталкивать…
Знакомлюсь с остальными в комнате. Оказывается, это – сотрудницы «Жилсервиса». Они просят их не фотографировать и отворачивают лица от камеры.
— Почему вы сюда пришли? — спрашиваю их.
Они пожимают плечами.
— Вам сказали, что вы теперь здесь работаете?
Вновь пожимание плечами.
— То есть вы просто пришли сюда и сели?
— Без комментариев!
Без комментариев, значит без комментариев.
В холле нахожу директора КПЖРЭПа Индустриального района Александра Почтового. Он пишет заявление о нанесенных ему побоях.
— Это наше помещение, тут отродясь никаких «Жилсервисов» не было! – говорит он, – Пришли мы сегодня в 8:30 на работу. И тут появляется группа людей. Напали на меня, начали угрожать, говорили, мол, или мы сами помещение покидаем, или они на ногах нас вынесут. У одного был пистолет. Я испугался, сопротивляться не стал. А вы бы стали, если бы у вас перед лицом пистолетом размахивали?
По словам Почтового, его сотрудников буквально выкидывали на улицу.
— Действовали крайне агрессивно. Мы просили их показать документы, на каком основании они тут хозяйничают. Показывали свои, объясняя, что это помещение нашего коммунального предприятия, но они и смотреть не хотели, — говорит Почтовой. – Сказали лишь, что они – «Жилсервис-12» и что теперь здесь будут сидеть они. Но у них нет ни договора аренды с нами, никаких других бумаг официальных. Ничего!
Когда произошло вторжение, работники КПЖРЭПа тут же вызвали милицию.
— Говорим правоохранителям: у нас рейдерский захват! Думаете, когда они приехали, они кого-то опросили? Нет! А ребята с оружием, между прочим, тут еще были, в помещениях! Но милиция почему-то начала задавать разные провокационные вопросы мне, и дала тем людям с оружием спокойно уйти!
Ловлю за рукав мелькающего передо мной правоохранителя.
— Где ваше руководство?
— Вон, на улице стоит, замначальника РОВД.
Иду в указанном направлении.
— Здравствуйте, — говорю, – можете рассказать, что здесь происходит?
— Нет, не уполномочен.Вот в УВД области есть пресс-конференция. Туда.
— Извините, не поняла. То есть, вы не расскажите, что здесь происходит? Люди с оружием…
— Не уполномочен!
К нам подлетает Почтовой.
— Тут минуту назад был мужчина лысоватый в рыжей куртке кожаной! Это один из тех, что напали на нас! У него на поясе пистолет. Вы что, его не видели? – возмущается он.
— Нет, не видели. Покажите?
— Да он же здесь стоял! Как это «не видели»?
— Не видели! А чего вы к нему не подошли? – спрашивает замначальника РОВД у Почтового. — Вы дождались, пока все они убегут, а потом нас вызвали!
— Что вы такое говорите? – лопается терпение у Почтового. – Я вас сразу вызвал! И это вы дождались, пока они убегут!
Не могу удержаться, чтобы не отметить, что к концу этого диалога у директора КП начинается истерический смех, поскольку он, видимо, понял бессмысленность разговора. И сразу же в унисон коммунальному начальнику стал добродушно хохотать начальник милицейский.
Потом, «в поисках» мужчины в «рыжей кожаной куртке» милиция дошла до угла, пожала плечами и вернулась. Позже, когда я уже ехала домой, мимо меня прогулочным шагом прошли два правоохранителя и… тот самый «кожаный»…
Подхожу к «охране» на дверях, спрашиваю, где таки найти руководителя «Жилсервиса».
— Не знаем. Где-то здесь, — вяло реагируют на меня они.
— А вы можете что-то рассказать?
— Я не владею информацией. Я мастер назначенный. Я здесь хочу работать.
— А вы здесь раньше работали?
— Девушка, ну что вы лезете?
— Я не лезу. Я пытаюсь узнать, что происходит.
Мне сообщили, что должен приехать начальник Горжилуправления и что мне стоит дождаться его.
— Поняли? Представитель города будет. И телеканал с ним будет. Так что ждите представителей городской службы. Чиновников, которые владеют всей информацией!
Представителей власти я не дождалась. Зато разыскала начальницу КП «Жилсервис-12» Елену Шестак.
— Вчера начальник КПЖРЭПа и четверо людей угрожали нам и требовали освободить помещение! – доверительно рассказывает она мне. – А сегодня утром двери оказались закрытыми. Мы вызвали еще вчера милицию по данному поводу. Так нельзя поступать! Если кого-то что-то не устраивает, нужно обращаться в суд, а не выпихивать нас рейдерским способом.
— Вы именно в этом помещении находились и работали? – недоумеваю я, зная, что этот очередной «Жилсервис» зарегистрирован лишь 20 апреля, решение по нему горисполком принял только 30 апреля, а рабочих дней после этого эпохального события случилось только три. Когда успели переехать?
— Да, нет, — отвечает директор «Жилсервиса-12». — Дело в том, что здесь КЖЭП до вчерашнего дня — да — находился. Но мы занимаем это помещение на законном основании! Согласно решению исполкома от 30 апреля. Мы обслуживаем весь Индустриальный район. И на сегодня у нас документы на аренду есть в коммунальной собственности…
Какие документы? Где они «есть»? Что в них написано и кто их подписал? Ответов на эти вопросы я не услышала.
На вечер пятницы, насколько мне известно, оба коммунальных предприятия сидят (или стоят?) в одном помещении. Работает ли кто-то из них по своим прямым должностным обязанностям? Вряд ли…
Среди жертв утренних событий – одна пожилая сотрудника КПЖРЭП, которую с тяжким сердечным приступом увезла «скорая». Еще одной (по другой версии – двум) оказали помощь в травматологии, в связи с травмами, нанесенными в процессе изгнания сотрудников КП из помещения КП.
Люди, которые (по словам сотрудников КПЖРЭП) демонстрировали оружие, на свободе и бродят по городу. Уголовного дела в отношении организаторов и исполнителей захвата, насколько известно, нет.
Короткое послесловие
Первое.
По факту решения исполкома горсовета, имевшему место в предпраздничный день 30 апреля, которое подписала и.о. мэра Г.Булавка, и которое по сути своей стало основанием для силового захвата помещений коммунального предприятия, прокуратурой города Днепропетровска открыто уголовное дело.
— Факты, изложенные в вашем заявлении о совершении уголовного правонарушения должностными лицами исполкома во время принятия решения №284 от 30.04.2015 внесены в ЕРДР. Предварительная правовая квалификация – ч.1 ст.364 УК Украины, — сообщили сегодня представителям домовых комитетов в городской прокуратуре.
Второе.
Днем в пятницу работники КПЖРЭПа и представители нескольких общественных организаций пробивались на прием к губернатору области В.Резниченко. Поскольку губернатор был занят праздничными мероприятиями, делегацию от его имени принял советник губернатора Глеб Прыгунов.
— Мы хотим попросить губернатора провести служебное расследование. И не только по факту вооруженного захвата, но и вообще по поводу всего, что творится сегодня в городе в рамках «реформы ЖКХ», и чем руководит, в том числе, начальник горжилуправления, который преследует свои частные интересы, — заявила делегация.
— Мы разберемся в ситуации, — заверил их Прыгунов. – Губернатор узнал о произошедшем два часа назад. И мы понимаем, что правоохранительные органы и прокуратура должны действовать тщательно и быстро. Поэтому будет поручение от губернатора на имя исполняющего обязанности начальника УВД области по данному факту и с просьбой проведения объективного расследования в короткие сроки! Мы не можем ходатайствовать об отмене решения исполкома горсовета. Но губернаторский контроль будет. И мы будем информировать вас о том, что будет происходить вокруг этого дела.
И небольшой эпилог
Хочется объяснить Галине Булавке и Михаилу Лысенко, что порядок действий городской власти в организации реформы системы ЖКХ должен быть другой. Действия ваши должны быть такими, чтобы отвечать интересам городской громады, и проводится они должны исключительно с участием самих горожан.
Извините, конечно, за совет (вы ведь люди умудренные опытом), но на мой взгляд порядок должен быть такой:
1. Разработать и опубликовать для всеобщего обсуждения вашу концепцию реформирования ЖКХ. Или, если таковые имеются, две концепции, три. Столько, сколько их будет предъявлено.
Организовать обсуждение концепции реформ, выделив на это как минимум месяц. Обсуждать и среди экспертов, и среди общественных объединений горожан.
2. Только после обсуждения концепции, организовать и провести общественные слушания.
Те слушания, которые вы скоропостижно назначили на 14 и 19 мая – являются фикцией. Их учасникам нечемо будет обсуждать, они не знают ни ваших замыслов, ни обосновывающих их цифр и расчетов. Принимать судьбоносные решения «с голоса» — это профанация и манипулирование общественным мнением в интересах третьих лиц. Думаю, что вы это прекрасно понимаете.
3. Одновременно по инициативе горсовета организовать и провести серьезный независимый аудит финансово-хозяйственной деятельности всех без исключения частных фирм, которые обслуживали и обслуживают жилой фонд города.
4. На основе решений общественных слушаний вынести на сессию горсовета и утвердить ту концепцию реформы, которую поддерживают горожане.
5. Объявить публичный и открытый конкурс среди потенциальных подрядчиков работ по обслуживанию домов и придомовых территорий. Опубликовать и обещания будущих подрядчиков, и предлагаемые ими тарифы, и результаты их аудита.
6. Принять решение на сессии горсовета об утверждении фирм-подрядчиков.
Вы же сегодня делаете всё строго наоборот!
Сначала решением исполкома (вопреки действующему решению горсовета) меняете в районах исполнителей услуг, заведомо зная, что эти КП исполнять услуги не могут. Следовательно, вы прекрасно понимаете, что зажигаете зеленый свет частным фирмам, которые являются временщиками и ничего делать не будут, кроме получения денег жильцов.
Затем объявляете общественные слушания (опять же, с нарушением закона, поскольку распоряжение об их проведении обнародовано только 5 мая – за 12 рабочих дней до назначенной даты, а должно быть – за 20).
Что обсуждать на слушаниях – жители города не знают. Нет ни повестки дня, не фактического материала для изучения и обсуждения. Вместо слушаний будет базар.
А пока, судя по пятнице 8 мая, незаконное решение исполкома горсовета будет играть роль тюремной «малявы», на основании которой продолжится рейдерство. Кстати, судя по репликам на Фейсбуке, в Жовтневом районе мальчикам «в рыжих куртках» пистолеты не помогут. Там народ после сегодняшних событий как-то так перевозбудился…
Ой, Галина Ильинична, не доводите людей до греха…
Ольга Юдина, Газета ГОРОЖАНИН