В мире есть много неприятных ощущений. Я терпеть не могу звук, который возникает, если чем-то острым провести по штукатурке. Прямо передергивает, а многим все равно. Но есть ощущения, одинаково неприятные для каждого. Например, ощущение чужой руки в своем кармане, ну кому оно может понравиться. Однако, если эта рука в нашем кармане каждый день, то так недолго и привыкнуть.
Менялись режимы и даже название страны, менялись лица политического истеблишмента, президенты менялись (и не все добровольно), а эта рука все остается, привычная как восход солнца по утрам и прочие циклические природные явления. Экономисты либеральных взглядов обычно называют эту руку «невидимой рукой рынка» и приписывают ей чудодейственные свойства, излечение от проказы и оздоровление экономики. Но основной задачей руки остается гребля из кармана людей, которым не посчастливилось оказаться в украинском списке «Форбс». Список, кстати, тоже консервативен, он мало меняется от года к году. Это списки политиков и представителей украинской власти могут тасоваться как карты, а тут перемен не любят.
Во вселенной комиксов Marvel есть такая тайная организация с простым названием «Рука» – коварные ниндзя-злодеи мечтают о власти над миром, а им противостоят различные супергерои. Украинский орден «невидимой руки рынка» ни от кого не скрывается, его в полном составе можно лицезреть в том же списке «Форбс». Запросы у этого ордена скромнее, чем у ниндзей из комикса, зато наш украинский орден настоящий, а ниндзя выдуманные. Наш украинский орден мало того, что не скрывается, так и свой коварный план давно выполнил: если выдуманные ниндзя хотели власти над миром, то украинские олигархи хотели только власти над украинской экономикой, что у них давно и успешно получилось.
С независимостью в 1991 году Украина получила и огромные экономические активы, которые создавали поколения украинцев. Теперь независимость у нас на всех, а экономика, отчего-то, принадлежит конкретным людям, с конкретными именами. Но интереснее всего то, что когда над нашей независимостью нависла угроза, то и ответственность за нее несем тоже мы. Это мы идем на фронт, мы собираем помощь для армии и добровольцев, мы делаем каждый на своем месте что-то, чтобы безумие не накрыло собой всю страну. Проблемы же у нас не только с территориальной целостностью и независимостью, еще у Украины большие проблемы с экономикой. Но, может быть, если за независимость отвечают те, кому она принадлежит (то есть народ Украины), то за экономику будут отвечать ее владельцы из списка «Форбс»?
Почему-то за экономику отвечаем опять мы, хотя она нам не принадлежит. Это у нас отключают свет. Это у нас еле топят и обещают, что топить перестанут вообще. Это нам повышают цены. Все, что происходит с экономикой – сказывается на нас. «Невидимая рука рынка» влезла в карман и тащит и тащит, ненасытная. У членов ее ордена свет не отключают, их не тревожит подорожание продуктов. Проблема падения стоимости активов на три целых хрен десятых – это проблема голодной смерти, которая еще не ломится в двери, но начинает улыбаться в окна.
«Война все спишет» – старая мудрость. Она уже списывает, под залпы «Градов» так легко обделывать свои дела, люди смотрят на черный вал с Востока и не обращают внимание на «невидимую руку», которая шурует в карманах, уже ничего не стесняясь, ведь все ее проделки всегда можно свалить на агрессора.
В бюджете нет денег, говорят нам. Стране нечем платить за уголь, а топливо еще и купить не так-то просто, говорят нам. Нужно затянуть пояса, говорят нам.
Но почему это должны делать мы?
Почему одни сидят без света, а другие купаются в роскоши?
А потому. Это взаимосвязано. Мы сидим без света именно потому, что у кого-то забор в пять метров, активы на миллионы долларов и доход, размером с бюджет Украины. Кто-то вовремя сообразил, что к чему и засунул свою «невидимую руку» в наши карманы, вытащив оттуда промышленность, энергетический сектор, сбережения, – да все, что получила наша страна вместе с независимостью.
Теперь эти люди в числе тех, кто предлагает посидеть в темноте и подождать когда у нас настанет «Европа». Только Европа у них своя и вряд ли это, например, Франция, с ее прогрессивной шкалой налогообложения, где богатеи вынуждены отдавать немалую часть того, что они вытащили из чужих карманов.
У нас пока не Франция, законы другие. И пусть те, кто украл наш свет, поскорее такие законы примут, пока их не попросят делиться явочным порядком.
Верните нам свет, пока мы не взяли его сами!
Андрей Кемаль, для «Страйка»