Действующая налоговая политика сегодня демонстрирует достаточно активное наступление на крестьянские интересы. Введены новые налоги, которые уже в следующем году могут побудить жителей сельской местности к социальному неудовольствию. Специалисты называют налоговые нововведения «миной замедленного действия». И предлагают: чтобы избежать ее взрыва, необходимо безотлагательно принять законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения хозяйственных (приусадебных) строений и сооружений», который был зарегистрирован 1 апреля этого года под №2513.
В чем суть конфликтной ситуации, и какие пути предлагают к ее решению? Об этом интервью с руководителем направления «Развитие рыночной инфраструктуры» Проекта USAID «АгроИнвест» Николаем ГРИЦЕНКО.
- Что обусловило появление законопроекта №2513?
- По мнению экспертного сообщества, занимающегося вопросами законодательного обеспечения развития национальной аграрной отрасли, такой законопроект крайне необходим. Ведь должен остановить негативное, я бы даже сказал – опасное явление в сфере налогообложения крестьян, которое вскоре может иметь сложные последствия. В частности – социальные.
Мы понимаем, что экономическая ситуация, сложившаяся ныне в Украине, вынуждает власть к достаточно неординарным шагам. На востоке государства продолжаются военные действия, требующие дополнительных ресурсов, в том числе, и финансовых. Вместе с тем кризисные явления охватили целые отрасли, предприятия не работают, отчисления в бюджет сократились. И власть идет на расширение базы налогообложения. В определенном смысле, это понятный подход. Но ведь любые серьезные изменения должны быть не только решительными, но и хорошо взвешенными. В данном случае такого не произошло.
Уже в текущем году граждане Украины должны платить налог на недвижимость. Его ввели в прошлом году. По моему мнению, он был достаточно либеральным, поскольку вводился исключительно на жилую площадь.
К тому же обуславливались и минимальные размеры жилой площади, которые не предусматривали существенных платежей. Для квартиры это были 120 кв. м, а для жилого дома – 250 кв. м. Преимущественное большинство крестьян под эти ограничения не попадали. Не секрет, что крестьяне не возводят огромных домов, их хаты до дворцов не дотягивают.
Налог на жилую недвижимость за прошлый год украинцы должны заплатить в этом году до июня.
Но 29 января правительство принимает поправки к бюджету-2015. В Налоговый кодекс вводятся новые нормы налога на недвижимость. И вот тут возникает проблема.
Ведь, во-первых, в Налоговом кодексе минимальный размер площади недвижимости для всех жителей уменьшается. Минимум для квартир теперь составляет 60 кв. м, а для домов – 120 кв. м. А, во-вторых, речь идет уже не о жилой, а об общей площади.
В конце концов, с этим можно согласиться. Сельские хаты не всегда превышают выше упомянутый метраж, тем более, у людей старшего поколения. Многие из них проживают в домах, построенных несколько десятилетий назад, а тогда к роскоши вообще не стремились. Люди младшего поколения тоже не всегда могут себе позволить большое строительство.
Зато в Налоговый кодекс введена, по моему мнению, другая абсолютно одиозная норма. Согласно ей, сегодня объектом налогообложения является недвижимое имущество, отличное от земельного участка, в том числе, хозяйственные постройки. А к ним относятся (я цитирую) – сараи, гаражи, летние кухни, мастерские, туалеты, погреба, навесы, котельные, трансформаторные подстанции и другие вспомогательные строения.
Также речь идет о сельскохозяйственных сооружениях. То есть, о колодцах, выгребных ямах, оградах, воротах, калитках, вымощенных территориях. Скажем, дядька покрыл асфальтом двор, чтобы не месить грязь, и за это должен платить налог. Имеешь навес для дров или для сена – тоже готовь за них соответственные деньги.
И если налогообложение жилых домов регламентируется определенными размерами, то когда речь идет о хозяйственных постройках и сельскохозяйственных сооружениях, тут какое-либо нормирование отсутствует. То есть, если крестьянин имеет дом в 120 кв. м, он за него не платит, но за туалет, площадь которого даже не превышает 1 кв. м, налог уже насчитывается.
Часто бывает, что крестьяне, которые из-за бедности не смогли перестроить или расширить жилой дом, по крайней мере, старались компенсировать свои потребности отдельно возведенными кладовыми, летними кухнями и пр. И вот теперь будут иметь настоящие хлопоты с таким имуществом.
Хочу подчеркнуть, что эти нормы не касаются городского населения. Они затрагивают исключительно крестьян.
- Вы упомянули, что у многих крестьян на подворьях находится немало хозяйственных построек. Подсчитала ли власть, какими должны быть налоговые поступления от них?
- Механизма администрирования этого «гениального» налога пока не существует. Государство от него ничего не получит.
В первую очередь, должен быть технический паспорт на хозяйственный двор, зарегистрированный в БТИ, где четко прописаны все параметры – какова длина ограды, сколько метров вымощено камнем, сколько – асфальтом, каков размер туалета. И если все зарегистрировано, эти данные есть в реестре, тогда налоги можно насчитывать. Но сегодня все это имущество не зарегистрировано. Что делать – организовывать специальные комиссии для учета?
Другой вопрос: а кто может быть основным плательщиком этого налога на мусоросборники и кладовые? Я убежден, что это исключительно люди старшего возраста, проживающие в стареньких домах без удобств, где нет водопровода и канализации. Зажиточные сельские жители возводят дома по всем нормам современной цивилизации, поэтому им не придется платить за колодцы или туалеты во дворе. Таким образом, под позорное налогообложение попадают крестьяне, проживающие в антисоциальных условиях.
- Как сами крестьяне оценивают такие нововведения?
- Пока что крестьяне в этом новшестве не очень разобрались. Ведь преимущественно о нем просто не знают в достаточной мере. На уровне некоторых региональных СМИ этот вопрос где-то вяло обсуждается, но широкой огласки не имеет.
Зато о нем знают сельские председатели, я общаюсь со многими из них. Им сказали – вы имеете налоговую базу для наполнения местного бюджета, ведь налоги должны идти именно в него. Поэтому принимайте соответствующие решения и собирайте деньги. И у сельского председателя возникает множество вопросов. Один из них – когда и как создавать комиссии, которые должны ходить по дворам, считать выгребные ямы и туалеты, колодцы и погреба?
Сельская власть в отчаянии: кто до такого мог додуматься?
Налоговые изменения введены, уже в следующем году крестьянам начнут приходить сообщения из налоговой о новых выплатах. И можно прогнозировать соответствующее социальное неудовольствие.
- Избыточное налогообложение еще никогда не давало длительных положительных результатов.
- Если вспомнить налоговые уловки, которые вводились для сельской местности, то они действительно редко давали положительный эффект. Когда-то ввели налог на плодовые деревья. К чему это привело? Деревья начали вырубать, столько хороших садов пострадало! Вводили налог на шкуру животных. Крестьяне начали забивать скот в лесу. Тоже нашли выход, как обойти это требование. Был налог на соль…
К сожалению, на ограничения и разного рода ущемления законотворцы почему-то идут охотнее, чем на введение поощрительных действий. Правда, в этот раз они просто превзошли сами себя. Я изучал налоговое законодательство, но не находил прецедентов, подобных нынешнему, ни в отечественной, ни в мировой истории.
- Вывод очевиден: упомянутую налоговую нагрузку необходимо отменить.
- Именно с этой целью в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №2513.
Он предусматривает внести изменения в Налоговый кодекс и изъять из нормы налогообложения хозяйственные строения, то есть, колодцы, выгребные ямы, ворота, калитки, вымощенные дворы и пр. – для физических лиц. Особенно я бы отметил, что для сельских пенсионеров таких налогов не должно быть. Для юридических лиц пусть они остаются. Сельские предприниматели, фермеры способны их заплатить.
Законопроект необходимо рассматривать и принимать как можно быстрее. Ведь крестьянам уже насчитывают налоги, которые придется платить в следующем году.
К сожалению, Верховная Рада работает неспешно, в лучшем случае, она одобрит отмену ненужных налоговых норм где-то лишь к октябрю. А закон, как известно, обратной силы не имеет. Поэтому за эти месяцы текущего года налог все-таки будет насчитан. Мы не должны терять времени, а должны приложить максимум усилий, чтобы законопроект был поддержан законодателями.
- Какие общественные объединения, негосударственные организации поддерживают отмену нелепых налогов для крестьян?
- Проект USAID «АгроИнвест» поднял этот вопрос на Общем собрании Союза сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов и фермеров еще в феврале. К сожалению, общественные организации на него практически не обратили внимания.
В Украине сегодня нет общественного голоса, который бы в целом защищал интересы сельских жителей как сообщества. Есть лишь Всеукраинская ассоциация сельских и поселковых советов. И я считаю, что она должна занять более активную позицию в этом вопросе. Ведь это приоритет.
Думаю, что не хватает информации, анализа перспектив, разъяснений по этому вопросу. Общественные организации также должны взять на себя просветительскую функцию. А еще – лоббирование необходимых законодательных решений.
Наше общество стремится к изменениям, и это правильно. Но главное – чтобы мы осознавали не только то, что принимает власть, но и зачем, каков будет результат от внедрения новшеств. А также имели влияние на то, чтобы отменить непродуманные и неверные решения. Лишь в этом случае реформы будут иметь поддержку, в том числе, и сельских общин.
Михаил ВЕРНИГОРА,
Национальный пресс-клуб по аграрным и земельным вопросам