Депутатская комиссия выяснила, что коммунальщики готовились к зиме без всякого энтузиазма и с какими-то им же сами не понятными планами…
По отчетам тепловиков, отопительный сезон в городе начался без проблем, горожане же уверяют, что проблемы есть – холодно!
На прошлой неделе в горсовете состоялось заседание комиссии по вопросам коммунальной собственности, энергосбережения и законности, во время которого депутаты, представители теплопоставляющих компаний и горожане обсуждали проблемы, связанные с отопительным сезоном.
— Прошло две недели, как в городе должен был начаться отопительные сезон. Чтобы понять, есть ли проблемы, мы пригласили и представителей компаний, которые поставляют тепло, и жителей города, — говорит секретарь комиссии, депутат Александр Лыгин. – Судя по тому, сколько людей пришло на заседание комиссии, отопительный сезон волнует многих.
Сначала заслушали представителей теплопоставляющих коммунальных предприятий.
Безответственность
— Мы отапливаем часть Красногвардейского и часть Кировского районов: проспект Кирова выше улицы Вакуленчука, Фабрично-Заводскую, Строителей, Криворожскую, часть Макарова и верх Рабочей, — говорит директор КП «Теплотранс» Сергей Кит. – Тепловую энергию получаем от ЮМЗ. Отопительный сезон начали 22 октября.
По словам директора КП, отопительный сезон на предприятии начался нормально.
— Были определенные сложности по запуску некоторых домов и по нашим сетям. На улице Криворожской, например, возились несколько дней, не могли запустить систему. На Титова проблемы были и на Кирова тоже, — рассказывает Кит.
— Почему вы начали запускать тепло 22 октября, а не 15-го? – интересуется Лыгин.
— На это вопрос, наверное, лучше ответят сотрудники ЮМЗ — поставщика тепловой энергии, — говорит Кит.
— Причина в том, что город не определил, будет Южмаш отапливать город или не будет, — говорит главный специалист по экономике ЮМЗ. – На сессии горсовета от 27 июля определили, что часть домов у нас забирают и передают КП «Теплоэнерго». Но по факту данный вопрос решился только на совещании, которое состоялось 12 октября. Мы несколько раз обращались в горсовет и ОГА, но реакции никакой.
— Мы не могли заключить договор с газовщиками, пока не увидели объем домов, которые будем отапливать, — дополняет коллегу сотрудница завода. – Когда определились с лимитами, сразу заключили договоры.
— А вы сейчас то же количество домов отапливаете? – интересуется Лыгин.
— Да, то же самое, — отвечают заводчане. – Технически мы не можем отапливать один поселок, поэтому объемы у нас такие же, какими были в прошлом году.
— Сколько у вас абонентов? — спрашивает Лыгин у Кита.
— 16 тысяч лицевых счетов, — отвечает Сергей Кит. – 315 домов.
— Представитель КП «Коммунжилсервис», которое должно было заниматься переключением котельных, может прокомментировать как-то ситуацию эту? – спрашивает председатель комиссии, депутат Владимир Федоренко.
— Мы информировали руководителей ЮМЗ, — говорит директор КП.
— А как вы информировали? В каком виде? – уточняет Федоренко.
— Ну, это было что-то типа обращения, — отвечает руководитель КП. – Информировали директора ЮМЗ о перспективах развития отопительного сезона 2016-2017 годов.
Трагикомедия
— Какие полномочия вообще у этого «Коммунжилсервиса»? – спрашивает Федоренко. – Затянуть начало отопительного сезона или заморозить людей?
— В каком смысле заморозить людей? Мы не отапливаем нижний поселок. Это «Теплоэнерго». А мы только верхний, — говорит руководитель «Коммунжилсервиса».
— Я правильно понимаю: есть территория, на которой 315 домов отапливает «Теплотранс»? Это предприятие обслуживает верхний и нижний поселки сейчас? А по решению сессии верхний поселок должен был обслуживать «Коммунжилсервис»? – интересуется Лыгин.
— Нет. В перспективе «Коммунжилсервис» должен обслуживать верхний поселок, — говорит руководитель КП. – А нижний – «Теплоэнерго».
— А кто-то куда-то переключился в этом году, как было запланировано ранее? – спрашивает Лыгин.
— Нет, — в один голос говорят представители ЮМЗ, «Коммунжилсервиса» и «Теплоэнерго». – Никто никуда не переподключался по факту.
— Хочу понять: а почему на «Теплоэнерго» не переключили? – спрашивает Лыгин. – Вам передали нижний поселок, который должны были передать?
— Нет, не передавали. Это только разговоры были, — отвечает главный инженер КП «Теплоэнерго». – Говорили, чтобы мы были готовы к переключению на случай, если заводу не будут подавать газ. Перемычка была сделана. Котел восстановили. Сейчас меняем насосную группу. Теплопунктов нет.
— Технически вы готовы были к переключению? Хватает у предприятия мощностей? – спрашивает депутат Федоренко.
— Нет, не хватает. Если бы мы переключились и начали отапливать, то только когда на улице плюсовая температура. Зиму мы бы не вытянули, — говорит главный инженер КП.
— Бег на месте какой-то, — вздыхает Федоренко.
Фантазеры: «Расчетов нет»
— У меня есть вопросы к «Коммунжилсервису». Скажите все-таки, вам что-то передавали? – спрашивает Лыгин.
— Нет. Ничего. Это только перспективы, — отвечает директор КП «Коммунжилсервис».
— А есть расчеты экономические? – спрашивает Федоренко. – Тариф после переподключения снизить удастся?
— Да, конечно. Мы будем строить теплопункты в каждом доме. Как в Европе. Предварительный тариф назвать не могу, — говорит директор КП.
— Так может, не нужно вкладывать деньги в строительство, если вы еще не знаете точно, удастся ли снизить тариф? – интересуется Федоренко.
— Расчетов нет, но точно удастся. Котельные, которые мы строим, будут твердотопливными. Пиллеты будем покупать. Это на 20% дешевле газа, — объясняет директор КП «Коммунжилсервис».
— А как золу будите утилизировать? – спрашивает Федоренко.
— Все это будет предусмотрено в проекте. Одна такая котельная у нас уже есть. На Космической, — отвечает директор КП «Коммунжилсервис».
— Скажите, а есть согласование на строительство, вообще? – уточняет депутат, член комиссии Наталья Луценко. – Как будет решена проблемы со строительством, подвозом твердого топлива, вывоза золы, выбросами?
— Мы уже занимаемся монтажом котельных.
— Это неправильно, что строительство ведется на территории поликлиники! – вступает в дискуссию житель улицы Рабочей. – Нужно искать новую территорию! Это только на словах красиво звучит – пиллетная котельная, а мороки с подвозом и вывозом золы будет столько, что вы себе не представляете!
— А сколько вам выделили денег на строительство? Предприятие же только полгода назад создали? Не ошибаюсь? – спрашивает Лыгин.
— Да. В мае его создали. 147 миллионов гривен нам выделили. Это уставной фонд предприятия, — отвечает директор «Комунжилсервиса». – 20 миллионов мы потратили на проектирование и установку. Сейчас проектируем строительство двух котельных. Одна из них на улице Рабочей будет.
Зона ответственности
— Сколько у вас заявок о том, что в дома не поступает тепло? – спрашивает Луценко директора «Теплотранса».
— На утро вторника был один звонок. От жителей ул. Янгеля, 7. Сейчас проблему решаем, — говорит Сергей Кит. – Со стояками есть проблемы. В некоторых домах их нужно менять.
— А если в квартирах холодно, с кого спрашивать? – интересуется житель улицы Строителей.
— Мы доводим тепло до дома. Это наша зона ответственности, — говорит директор КП.
— Мы отапливаемся от «Теплотранса», батареи еле-еле теплые. Спустился в подвал — оказалось, перекрыты вентили! Как вы отопительный сезон начали? – спрашивает житель ул. Строителей.
— Это не к нам, это к ЖЭКу, — отвечает Сергей Кит. – То, что в доме, – уже не наша зона ответственности.
— А на улице Криворожской, 4 тепло дали только 31 октября! – говорят жители улицы.
— Да, было такое, — соглашается Кит. — Но там же аварийная ситуация была в доме. С нашей стороны проблем не было.
— Сколько денег в этом году получило ваше КП? – спрашивает Лыгин у Кита.
— 26 миллионов, — отвечает директор КП. – 23 миллиона пошли на расчеты с ЮМЗ за поставленное тепло в прошлый отопительный сезон. 3 миллиона — на зарплату. 210 тысяч гривен – на изоляцию теплотрассы, восстановление сетей. Мы еще 118 миллионов должны «Нафтогазу». Причем тело долга — 56 миллионов. Все остальное – пеня, начиная с 2009 года.
— А почему вы так затянули с платой за газ? – спрашивает Лыгин.
— Там судебные тяжбы были. А суды регулярно принимали сторону «Нафтогаза». Отсюда и долги такие, — отвечает директор КП.
— Это такая практика, к которой мы уже привыкли. Вот и сидим в долгах, как в шелках, а монополисты обогащаются, — вздыхает сотрудница ЮМЗ.
Платим за… холод
— Вот вы отчитались, что все хорошо. Люди говорят, что у них холодно. Могут ли жители города получить материальную компенсацию? – спрашивает у тепловиков Лыгин.
— Есть два вида взаимодействия тепловиков с потребителями. Первый — когда в доме установлен счетчик на многоэтажку, второй — когда счетчика нет и начисление происходит по расчетному тарифу. Если в квартирах холодно, жители должны звонить на предприятие, которое поставляет им тепло, и оставлять заявку на замеры температуры. Далее приходит сотрудник, меряет температуру, и если она ниже нормы, оплату пересчитывают, — объясняет главный инженер КП «Тепловые сети» Виталий Липский.
— А кто-то из присутствующих здесь пробовал получить компенсацию? – спрашивает Лыгин.
— Существуют ли нормы температуры теплоносителя, подаваемого на дом? – уточняет жительница проспекта Яворницкого. – Какой должна быть температура на входе в дом?
— 55 градусов, — хором отвечают тепловики.
— Смотрите, какая ситуация интересная. Вы уверяете, что подаете воду согласно нормам. Счетчик считает гигакалории, но не температуру. Счета приходят по потребленным гигакалориям, а у нас в квартирах холодно. Мы сидим в холодных квартирах и платим за это ого-го сколько! – возмущается жительница Яворницкого.
По её словам, добиться перерасчета оплаты за отопление сродни фантастике.
— Во-первых, проблема с регистрацией заявления. По разным причинам сотрудники предприятий отказываются их принимать. Во-вторых, даже если человек добьется того, что к нему придет техник и замерит температуру, то перерасчет произведут ровно за один день – за тот, когда произведен замер! – рассказывает женщина. – Получается, что техника нужно вызывать каждый день — регистрировать заявление, целый день сидеть дома в ожидании замера.
На это никто из тепловиков ничего толком сказать не смог.
Существует также проблема с промывкой системы отопления.
— За последние 15 лет в нашем доме ни разу не промывали систему, — сообщила горожанка. — Хотя по документам это делают каждый год! На Рабочей — аналогичная ситуация.
— Соглашусь, у нас на Каверина то же самое, — подтвердила жительница данной улицы.
— Ну, ладно-ладно. Называйте адрес, где холодно, – предложил директор «Теплотранса», доставая ручку.
Жалобы горожане не заставили себя ждать:
— У нас на Пушкина, 5 — проблема. В дом вода попадает температурой 35-40 градусов. В квартирах холодно. Как нам платить?!
— У нас в доме от счетчика отходит сопло. В дом вода попадает 60 градусов, а от сопла течет уже 40 градусов. Что делать? 10 этажный дом. Батареи холодные!
— Приходит один куб воды с температурой 60 градусов, а элеватор распределяет в дом пять кубов по 45 градусов, — принялся объяснять Липский. — Тут же дело не в том, какой температуры вода течет по дому. Можно и при 40 градусах нагреть здание.
В добром десятке домов, жители которых уже несколько недель мерзнут в холодных квартирах, тепловики пообещали решить проблемы в течение 5-7 дней. А вот что делать горожанам, которые мерзнут в своих квартирах и не присутствовали на заседании комиссии?
Ольга Фоменко