Многие жители частного сектора в этом году впервые «расконсервировали» печки, которые до роста цен на газ стояли без дела. «Вдомах по 5–7 градусов, так что топят кто чем может: жгут в печах всякий хлам, разбирают заборы и пилят фруктовые деревья. На субсидию рассчитывать не приходится. Если и начислят, то только в апреле-мае, да и то в основном в ней отказывают. В месяц протопить небольшой дом выходит 7–8 тыс. грн — такие деньги мало у кого есть», — рассказала «Вестям» жительница Днепра Екатерина Солнцева.
На растопку идут даже аграрные отходы. «Я осенью чистила на продажу грецкие орехи. Скорлупу не стала выбрасывать, как всегда, а оставила. Набралось несколько ведер. Когда стало холодно, стала шелухой топить — получилась небольшая экономия дров. А у соседей пошли на растопку кукурузные початки, которые раньше просто жгли вместе с огородным мусором», — говорит «Вестям» жительница Светловодска на Кировоградщине Ирина Николаевна.
В ход идет и книжное старье. «У нас в сарае на этажерке пылилось собрание сочинений Ленина. Теперь дергаем из книг по листочку — денег-то на газеты для растопки нет. А вот «Науку и жизнь», которую выписывали много лет, не трогаем — ее и сейчас интересно перечитывать», — рассказала жительница Луцка Марина Горовая.
Эксперты подтверждают: украинцы стали топить котлы и печи всеми подручными средствами. «Будут пускать в ход все, что под руку попадет. Но калорийность и угля, и дров ниже, чем газа. Да и с точки зрения комфорта и обслуживания менее удобно. В частные дома сейчас сразу стараются устанавливать твердотопливные котлы (для угля, дров, пеллетов). Переоборудовать систему влетит в копеечку: самый скромный дровяной котел — от $1000, котлы на пеллетах — 4–5 тысяч евро плюс добавьте стоимость самих пеллетов. Конечно, люди все равно переходить на дрова ради экономии, но это не выход и для экологии вреднее», — сказал нам энергоэксперт Валентин Землянский.