«…у пана атамана нэма золотого запасу, и хлопцы
начинают разбегаться в разные стороны…»
к/ф «Свадьба в Малиновке», 1967 г.
Бурные многомесячные протесты в центре украинской столицы начинались как средство принуждения властей к безоговорочной евроинтеграции. Причем само соглашение об ассоциации с ЕС вряд ли изучил хотя бы один возмущенный активист, как и закулисные кукловоды означенных протестов. Для первых ознакомление с 900-страничным документом является нецелевым расходованием времени и интеллекта. Для вторых неподписанное соглашение – всего лишь повод для захвата властных рычагов. В обоих случаях корпеть над объемным и сложным талмудом с экономическими расчетами и финансовыми схемами незачем. Достаточно выучить лозунг «Украина – цэ Европа!» и можно активно скакать к светлому будущему.
В процессе разрастания протестного движения его мишенью стал весь режим Януковича – внезапно оказалось, что он пронизан коррупцией, мздоимством и человеконенавистничеством. То есть давно пронизан, но суть свою обнажил лишь в ноябрьском Вильнюсе, проигнорировав подписание евросоглашения. Поставь украинский президент свой автограф под злополучным документом – так бы никто и не узнал о его (президента) антинародной сущности. Но завертелась карусель народного гнева, хорошо смазанная западными дотациями, теперь уж ее маховик не остановить.
Длительный характер площадных баталий, усиление позиций радикально настроенной молодежи и откровенно люмпенизированных «борцов за свободу», поэтапная эскалация насилия привели к закономерному итогу. Он заключается не только в свержении безвольного главы украинского государства, бегства из страны высшего чиновничества и ярких репортажей из покинутых дворцов. Он включал экспресс-назначения вчерашних оппозиционеров на руководящие посты по схеме «Не по Сеньке шапка», его органичной частью стало унижение, развал и дискредитация силовых структур украинского государства. Оказавшимся на вершине киевской властной пирамиды «рэволюционерам» пришлось осознать пренеприятнейшую новость: защищать их некому, как и некому подавлять контрреволюционные протесты.
Лояльность милиции, боеспособность армии и преданность спецподразделений оказались низведены до ничтожного состояния, в чем триумфаторы майдана приняли самое деятельное участие. Третирование и репрессии в адрес ненавистного «Беркута» продолжаются третий месяц, в том числе против раненых бойцов и членов их семей. От единственного львовского эпизода с принуждением милиционеров каяться на коленях перед беснующейся толпой новая власть понесла непоправимый ущерб. Эту сцену могли наблюдать все без исключения сотрудники правоохранительных органов – и не только наблюдать, но и делать очевидные выводы. О том, что за рискованную службу, за исполнение присяги и законов тебя могут поставить на колени и морить голодом в госпитале. Отток квалифицированных кадров из силовых структур, явное нежелание оставшихся службистов исполнять неадекватные приказы приняли угрожающий масштаб.
Меры новых киевских властей по укреплению своей карающей длани отличались полным отрывом от реальности. Сначала были реформированы внутренние войска МВД – их объединили с отрядами самообороны майдана и переименовали в Национальную Гвардию. В результате партизанская вольница зажигательных бегунов по киевским улицам совместилась с затхлостью милицейских казарм. Оснащение и моральный дух гибридной структуры оказался хуже, чем у ее противоречивых компонентов. Наиболее безопасным использованием Национальной гвардии в боевых эпизодах следует признать ее казарменное положение без права доступа к арсеналам.
Потом была неоднократно объявленная мобилизация в ВС Украины. С громогласными репортажами из военкоматов, осаждаемых толпами отважных резервистов. Правда, по повесткам явилось около 1.5 % от всех призывников. Поэтому их задержали на сборах на несколько месяцев вместо 10 дней и вполне логично поставили на самое минимальное снабжение – в теплой постели на сытый желудок Родину любить легко. Вы в спартанских условиях покажите свой патриотизм, вплоть до пренебрежения семейными неурядицами и карьерой на «гражданке». Кадры о голодных бунтах в воинских частях стали предсказуемым результатом непродуманной милитаризации украинской армии. На сегодняшний день мобилизация потихоньку сворачивается. Ее итогами стали потери десятков единиц военной техники, значительные расходы топлива в условиях трудностей со снабжением посевной кампании, жертвы и ранения среди военнослужащих. Озлобленные резервисты возвращаются к своим семьям и к размышлениям, как эти семьи в нынешних условиях содержать…
Последним силовым «ноу-хау» от новых киевских властей стало создание специальных милицейских батальонов, формируемых по территориальному признаку и призванных бороться с сепаратизмом. Впечатляющие планы МВД включают в себя образование 30 подразделений по 250-300 добровольцев в каждом, набирать их предполагается из «…местных граждан, настроенных патриотически, готовых с оружием в руках защищать целостность страны…». Видимо, действующий состав украинской милиции таковыми качествами не обладает и перевода в структуру спецбатальонов не заслуживает. Что неудивительно, если рассмотреть конкретные условия службы в этих подразделениях.
Например, в одесском батальоне «Шторм» каждому новобранцу предлагается 12-часовой рабочий день и оклад размером…в 500 гривен. В месяц. Эта сумма эквивалентна 1.500 рублям, 41 $ или 30 € (опять же в месяц). Революционный энтузиазм всегда прекрасен, но как может европейский работник правоохранительных органов существовать на 1 евро в день? Используя служебное положение и табельное оружие для материального обеспечения личных нужд? В одесских казармах «Шторма» царит полный штиль, за две недели зафиксировано 65 кандидатов в европейские тонтон-макуты. Хорошо еще, что процедура приема предусматривает собеседование с психологами и наркологами. Благодаря этим ограничениям в «Шторм» принято 18 курсантов из 65 соискателей. Что поможет сократить расходы на экипировку ограниченного (во всех смыслах) персонала военизированного розлива.
Обеспечить новые специальные милицейские подразделения всем необходимым предполагается…на добровольные пожертвования граждан Украины. Государство готово предоставить своим альтруистичным наемникам оружие, казармы, обмундирование и обувь. МВД Украины вполне официально обратилось к общественности с воззванием помочь в приобретении бронежилетов и ударопрочных касок, средств транспорта и связи, постельного белья (!) и средств личной гигиены (!!) То есть нынешнему руководству милиции даже в голову не приходит, насколько унизительны такие призывы снабжать милицию в частности и силы правопорядка вообще. Насколько они лживы и циничны для самой идеи украинской государственности. Особенно на фоне таких вот опубликованных документов из другого силового ведомства:
«…исходя из успешных итогов учений «Весенний ливень» министерством обороны Украины принято решение о премировании его участников…на общую сумму в 20 миллионов гривен. Из этой суммы выделить: сухопутным войскам 2.97 млн. гривен… подразделениям военно-воздушных сил 1.71 млн. гривен…генеральному штабу ВСУ 9.64 млн. гривен…».
Так что шлите смс-ки по 5 гривен, сторонники милицейского самообеспечения. Ваши старания будут оценены по достоинству, штабы и главнокомандующие гарантируют это. Не дают западные друзья кредитов – приходится проявлять финансовую смекалку, понимаешь…