Жильцы дома по пр. Кирова, 121 противостоят своеволию коммунальщиков района.
Проблема
Отношения населения с жилищными организациями всегда были, мягко говоря, натянутыми. Арбитром в спорах выступает власть. «Битыми», как правило, становятся жилищники, несправедливо обиженными – население, а пострадавшим – тот самый жилищный фонд, который за 20 последних лет дошел до ручки.
Взаимоотношения «ЖЭО – жильцы» давно пора переводить на договорные экономические отношения. А сегодня - всё формально, для галочки: плодятся бумаги, персонал ЖЭО бесцельно тратит рабочее время, а эксплуатация жилого фонда пущена на самотек. Мы должны заказывать услуги, зная, какие, сколько, в какие сроки и самое главное - сколько это будет стоить. И платить за услуги столько, сколько это должно стоить, а не столько, сколько выторговали по тарифу, утверждаемому коммунальной властью. Тогда мы сможем потребовать выполнения услуг за наши деньги. А если мы платим «сколько можем», то и ЖЭО выполняют работы на эти деньги, если не меньше. Если средств не хватает, нужно протягивать ножки по одежке, заключать договоры на первоочередные, реально выполнимые работы и требовать неукоснительного их выполнения.
Бесполезный путь?
Чтобы требовать выполнения работ по договору, нужно иметь доступ к информации, но в её получении жильцам отказывают. Письмом №Ш-36 от 20.06.2011 Горжилуправление уведомило жильцов дома №121 по пр. Кирова о том, что «информация о перечне услуг, структуре тарифа, об общей сумме месячного платежа, нормах потребления, режиме предоставления услуг, их потребительских свойствах предоставляется только органам самоорганизации населения». Это утверждение незаконно, но спорить с властью – себе дороже. Нужно создавать домовой комитет, оформление его в райисполкоме хлопотно, но выполнимо. Тогда жильцы будут иметь право на информацию и на проверку объемов и качества, подписывать акты приемки работ, то есть быть участником договорного процесса.
На протяжении года (с 26 мая 2011) мы пытаемся получить исходные данные, по которым были рассчитаны тарифы для нашего дома: 2,22 грн./кв.м, доведенный до жильцов на общественных слушаниях 27.05.12, и 1,84 грн./кв.м, утвержденный решением горсовета. Хотя для рядом стоящих аналогичных домов одного времени постройки тарифы составляют от 1,22 до 1,40 грн./кв.м. Жильцы хотят знать размер и конфигурацию убираемой территории, режим уборки и другие исходные данные для расчета.
В ответ нам пишут о чем угодно, но на поставленные вопросы ответа не дают. Как у Райкина: на просьбу поставить насосы отвечают: «Колеса отгрузили, коллектив встал на трудовую вахту». На претензию также ноль внимания. Остается суд.
И вот судебная машина заработала. Начиная с ноября по формальным причинам нам возвращено три исковых заявления, первое досудебное заседание состоялось 31 мая, а первое слушание назначено на… 19 сентября. Не имея оснований выиграть дело по существу, они его будут затягивать на годы. Ведь если иск жильцов будет удовлетворен, то создастся прецедент, а домов в городе - тысячи.
Ультиматум
Жильцы дома №121 решили бороться с жилищниками их же методами. Раз они закладывают в тариф завышенные объемы работ - пусть эти объемы и выполняют, а за невыполненные возвращают деньги.
Стандартными формулами расчета стоимости входящих в тариф услуг предусмотрена зарплата работников, выполняющих услугу, начисления на зарплату, стоимость материалов, рентабельность. Все, кроме зарплаты, регламентировано, а она зависит от объемов выполняемых работ. Поэтому домовой комитет организовал фотографию (хронометраж) рабочего дня по каждой из основных услуг – уборке придомовой территории, техобслуживанию сетей водопровода и канализации, центрального отопления, текущему ремонту конструктивных элементов дома и сетей. Количество выходов, продолжительность рабочего дня, объем и качество выполненных работ - все фиксируется на фото.
Часовая тарифная ставка для рабочих ЖКХ составляет: для рабочих 1-3 разряда - 6,76 грн., 4 разряда - 7,44 грн., 5 разряда - 8,53грн. При заложенной в тариф расчетной зарплате в 932 грн. дворник должен в течение месяца отработать 138 часов, а слесарь - 62,5 часа. Фактически они выполняют услуги (соответственно) - 10 и 0 часов, взимать плату за выполнение услуг жилищная организация должна соответственно.
Типовой договор не предусматривает конкретных требований к количеству и качеству услуг и реального, а не виртуального механизма управления процессом организации эксплуатации жилого фонда, поэтому жильцы дома заключают свои договоры о предоставлении услуг с приложением протокола расхождений, учитывающих конкретные условия дома. Исполнитель (ЖЭО) должен в установленный законом срок ответить потребителю (жильцу) по существу расхождений (разногласий) и возвратить один экземпляр подписанного договора потребителю.
В силу неординарности, а возможно, и спорности решения вопроса о взаимоотношениях сторон «ЖЭО – жильцы» мы в следующем номере «Горожанина» опубликуем для обсуждения пример протокола расхождений для конкретного пятиэтажного 80-квартирного блочного дома застройки 1964 года, «хрущевки» по пр. Кирова, 121. Свои мнения и замечания присылайте.
Владлен Матвеевич Брюмер
(С 1978 по 1989 старший преподаватель днепропетровского филиала Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов Минжилкомхоза Украины, кандидат технических наук. Адрес: bronov@bk.ru, тел. 743 14 42)
Газета ГОРОЖАНИН