Поистине это
противоречит всякой логике, когда площадь, равная целому городу, не
используется, и шиферу остается любоваться звездами!
Ле Корбюзье
"Висячие"
сады: от древности до наших дней
Современный город наступает на
природу невиданными доселе темпами. Все меньше остается в его пределах земли,
не занятой застройкой и транспортными магистралями, не скованной асфальтом и
другими твердыми покрытиями, а воздух все больше загрязняется выбросами
веществ, вредных для человека и всего живого. Растениям, этим оздоровляющим
"легким" городской среды, практически не остается места.
Поэтому совсем неудивительно, что в
наши дни из всех семи "чудес света" чаще всего вспоминают "сады
Семирамиды" - так назывались в Древнем Вавилоне террасные сады,
воздвигнутые около 600 года до н.э. на сводах дворцовых погребов. Они
возвышались над землей на 25
метров и поражали современников красотой и великолепием.
К еще более раннему периоду - 2113 году до н.э. - археологи относят посадки
высоких деревьев на террасах башен - зиккуратов. Можно привести и много других
примеров. Есть среди них и сады, сохранившиеся до наших дней. Таков висячий сад
над анфиладами залов и гротов дворца кардинала Борромео на острове Изола Белла
в Северной Италии. Строительство сада относится к концу XVI века - эпохе
позднего Возрождения.
В России впервые сады на крышах
появились в XVII веке: их устраивали над погребами, складами, зернохранилищами,
и принадлежали они царской фамилии, высшему духовенству, а позже - купечеству.
Висячие сады, которые называли
"верховыми", украшали террасы дворца при жилых комнатах Московского
Кремля. В 1623 году были заложены два больших Набережных сада - Верхний и
Нижний. Верхний сад, построенный садовником Назаром Ивановым, располагался на
сводах Запасного двора, спускавшегося к подножию Кремлевского холма. По
утверждению известного историка И. Забелина, он был обнесен каменной оградой с
частыми проемами и имел "62 сажени в длину и 8 саженей в ширину", что
составляло около 2600 м2.
Из проемов, украшенных резными решетками, открывался обширный вид на
Замоскворечье. Вода в искусственный водоем с "водяными взводами"
(фонтанами), размещенный на крыше, подавалась специальным механизмом,
находившимся в существующей и поныне Водовзводной башне Кремля.
Для устройства висячих садов на
каменные своды укладывали свинцовые бруски. Их запаивали, а сверху насыпали
растительный грунт "на аршин с четвертью" и высаживали плодовые
деревья и кустарники. В Нижнем саду, меньшем по площади, водоем использовали не
только как декоративный элемент, но и для разведения рыбы. Стены, окружавшие
Верхний сад, были изнутри расписаны мастером Петром Энгелесом "першпективным
письмом" - живописью с использованием растительных мотивов, зрительно
расширявшим пространство. Просуществовали "верховые" сады почти 150
лет, пока на их месте не был построен Кремлевский дворец.
В том же XVII веке в Москве
славились "красные", то есть красивые, сады бояр Голицыных и
Ордин-Нащокиных, расположенные на уровне верхних этажей жилых домов.
Позднее, уже в XVIII веке, висячие
сады появились при жилых помещениях Зимнего дворца в Санкт-Петербурге
(архитектор Б. Растрелли). Садик в Малом Эрмитаже размещался над дворцовыми
конюшнями вдоль двух галерей - Петровской и Романовской - и напоминал галерею
под открытым небом.
Висячие сады еще долго оставались
достоянием знати и богатых людей, и только в середине XIX века в связи с
появлением новых строительных материалов и конструкций началось
"массовое" их строительство в Европе. Настоящей сенсацией стала
демонстрация в Париже на Всемирной выставке 1867 года модели сада на крыше дома
известного немецкого строителя и изобретателя Карла Рабитца. Публикуя
фотографии сада, газеты писали: "Мы ждем, когда архитекторы начнут
применять в строительстве это украшение жилья. Несомненно, что парящие в высоте
сады найдут практическое применение в современном и будущем
строительстве".
И действительно, вскоре садами
украсились крыши не только домов в Европе, но и первых доходных и частных домов
в Москве и Петербурге. В 1908 году сад с фонтаном и розарием был
"разбит" на крыше Купеческого клуба на Малой Дмитровке (ныне театр
Ленком, архитектор И. Иванов-Шиц). Знаменитым стал и первый московский
"небоскреб" (архитектор Э. Р. Нирнзее) - сохранившийся поныне
десятиэтажный жилой дом в Большом Гнездниковском переулке. На его плоской крыше
размещался павильон, окруженный растениями в кадках и ящиках, он то служил
киностудией для съемок панорамы города, то был кафе под названием
"Крыша", а то раздевалкой при площадке для катания на роликах.
В начале ХХ века большой
известностью пользовались теоретические труды, проекты и постройки виднейших
архитекторов и градостроителей, в частности американца Ф. Л. Райта и француза
Ле Корбюзье, не представлявшего себе города будущего без крыш-садов. Сад на
крыше провозглашался Ле Корбюзье одной из "отправных точек современной
архитектуры". Райт проектирует и строит в Чикаго в 1914 году большой
ресторан с открытыми крышами. Ле Корбюзье принадлежит огромное количество
осуществленных проектов - от озеленения крыш небольших вилл до целого города
Чандигарх в Индии, грандиозного ансамбля садов на крышах административных
зданий.
В 30-е годы ХХ века в Лондоне
архитектор Р. Хэнкок сооружает крупный комплекс на крыше шестиэтажного дома -
сад "Дерри энд Томз". И поныне существуют на этой крыше исторический
викторианский сад, регулярный "испанский" и пейзажный, чаще
называемый английским.
По другую сторону Атлантики, в США,
уже на рубеже XIX и ХХ веков с той или иной целью использовались крыши многих
гостиниц Нью-Йорка. В 40-е годы появились скверы на крышах подземных гаражей в
Сан-Франциско, а через десять лет висячий сад размером с целую площадь был
разбит на крыше подземной автостоянки в городе Портсмуте. "Линейные"
сады и бульвары на искусственных основаниях, вытянутые вдоль дорог и
магистралей и разделяющие пешеходное и автомобильное движение, стали явью во
многих американских городах.
В России использование плоских крыш
теоретически обосновали значительно раньше, в 1920-е годы,
архитекторы-конструктивисты Г. Бархин, братья Веснины, И. Леонидов и другие.
Именно в те годы было построено немало зданий, крыши которых служили смотровыми
площадками, использовались как сады для отдыха и даже как детские игровые
комплексы, заменяющие участки детских садов. Но оставались еще огромные площади
крыш промышленных, жилых и общественных зданий, в том числе и подземных
сооружений. Великая Отечественная война надолго прервала проектирование
крыш-садов. Лишь в конце 90-х годов прошлого века в России и Белоруссии были
разработаны специальные рекомендации по проектированию крыш-садов, а в 2001
году в Москве вышло "Пособие по озеленению и благоустройству эксплуатируемых
крыш жилых и общественных зданий, подземных и полуподземных гаражей, объектов
гражданской обороны и других сооружений", разработанное коллективом
проектировщиков ОАО "Моспроект" во главе с В. Л. Машинским (при
участии автора статьи).
Общепризнанное первенство в создании
крыш-садов и особенно в производстве новых строительных материалов, по мнению
специалистов, в настоящее время принадлежит Германии. В этой стране одно из
обязательных условий при проектировании новых зданий - озеленение крыши, в том
числе имеющей значительный уклон. Введены даже налоги для домовладельцев, не
использующих крыши под сады.
В швейцарских городах до 25% плоских
крыш занимают газоны. В Японии действует предписание разбивать сады на всех
плоских кровлях, площадь которых превышает 100 м2.
Крыша здания как
составная часть архитектуры
Крышу здания нередко называют пятым
фасадом. От ее размеров и художественного облика зависит силуэт застройки.
Одновременно крыша - верхняя ограждающая конструкция здания. Она выполняет и
несущую и теплоизолирующую функцию, а ее верхний элемент - кровля - обеспечивает
защиту здания от дождя, снега, ветра, перепадов температуры воздуха. Так
называемые "теплые" крыши сочетают защитную функцию с утеплительной,
в то время как "холодные" не нуждаются в теплоизоляции. Но и те и
другие обязательно должны иметь уклон для отвода осадков. Плоскими считаются
крыши с небольшим уклоном, однако не менее 2%. Скатные крыши, покрывающие
мансардные этажи или чердаки, могут иметь уклон от 20% и более.
Понятно, что от типа и уклона крыши,
конструктивного решения кровли зависит возможность ее эксплуатации. Несущая
способность крыш, то есть способность выдерживать определенные нагрузки, в
современных зданиях достаточно высока: на них нередко устраивают автостоянки, а
на высотных домах - даже посадочные площадки для вертолетов. Не менее удобно
использовать крыши для спортивных сооружений - плавательных бассейнов,
соляриев, площадок для игр. Вместе с тем крыша современного многоэтажного дома
перенасыщена коммуникациями: телевизионными антеннами, световыми фонарями,
надстройками над лифтовыми шахтами, вентиляционными вытяжками... Не так-то
просто найти здесь место для сада. Поэтому немаловажно, как удастся совместить
конструктивное решение и архитектуру здания, построенного на долгие годы, с
таким пластичным, постоянно меняющимся живым материалом, как растения. Еще
совсем недавно именно это являлось главным препятствием для создания сада, если
не считать неизбежного, хоть и сравнительно небольшого в общей стоимости,
удорожания строительства. Кроме того, немаловажной становится и социальная
функция сада, то есть использование его в определенных целях.
Таким образом, главная трудность
состоит в том, что необходимо одновременно считаться с требованиями не только
архитекторов, экономистов и строителей, но и самих растений, с их биологией и условиями
развития.
Растения, высаженные на высоких
отметках, ведут себя под воздействием природных условий иначе, чем растущие на
уровне поверхности земли. Микроклимат в садах на крышах приближается к горному:
высокая солнечная радиация, ветер, твердое основание для вынужденно тонкого
почвенного слоя, более резкие, как в горах, колебания температуры.
Относительная влажность у поверхности крыши обычно на 5-10% ниже, чем на земле,
а летом еще ниже - до 20%. Почва пересыхает, и этому способствует ветер, скорость
которого на высоте возрастает в несколько раз, приходится заботиться не только
о поливе растений, но и об удалении излишков влаги.
Проблему решает продуманная система
дренажа. Предохранять же растения от механических повреждений и переохлаждения
под воздействием ветра помогают экраны, решетки и высокие парапеты.
Особое внимание уделяют составу и
качеству почвы. В современных условиях используют облегченные питательные смеси
- субстраты.
Рост растений на крыше начинается
весной на 3-12 дней раньше, чем на земле, так же как цветение, появление плодов
и осеннего наряда листвы. Это учитывается при составлении декоративных
сочетаний растений. Но значительно важнее экологический критерий: совместимость
различных видов деревьев и кустарников. При выборе растений для сада на крыше
отдают предпочтение неприхотливым и выносливым, в том числе характерным для
горной флоры. Преимущественно это стелющиеся или карликовые формы деревьев и
кустарников, травянистые и особенно почвопокровные растения и лианы.
Современные решения
Проектируя сад на крыше, учитывают
определенные традиции и образ жизни людей, которые будут им пользоваться.
Показательный пример - монолитный башенный дом, построенный в Ташкенте после
разрушительного землетрясения 1966 года. Вместо привычных одно-двухэтажных
домов с уютными внутренними двориками, где проходила вся жизнь семьи, люди
должны были привыкнуть к совсем иному образу жизни в многоквартирном высотном
здании. Чтобы в значительной степени возместить жильцам отрыв от привычной
среды, через каждые три этажа здания устроили внутренние дворики, на которые
выходили балконы, а в торцах площадок разместили бетонные контейнеры с
растениями. Плоскую крышу здания отвели под сад с обширным бассейном,
окруженным теневыми навесами с круговыми скамьями.
Совсем недавно, в конце сентября
2003 года, в Москве открылся большой архитектурный комплекс - Московский
международный Дом музыки. Фойе, в котором разместился небольшой зимний сад,
продолжается под открытым небом, с крыши здания открывается прекрасный вид на
Москву-реку и прилегающие архитектурные ансамбли. Летом через остекление зимний
сад кажется частью сада под открытым небом, если бы не различия в ассортименте
растений. В то время как в саду, разбитом в помещении, растут оранжерейные и
экзотические растения, на крыше размещены растения открытого грунта: туя
западная, несколько видов можжевельника, крупномерные деревья (липа и рябина),
декоративные кустарники (барбарисы и спиреи). Вместе с многолетниками, среди
которых преобладают почвопокровные и стелющиеся формы, и газоном они образуют
пять зеленых "островков" среди мощения. Как отмечает автор проекта
сада, ландшафтный архитектор Е. Ю. Звягинцева, сад выполняет больше
эстетическую, чем экологическую функцию.
Применение самых современных
изоляционных материалов, дренажных устройств, системы полива и подсветки
растений позволяет считать этот объект одним из перспективных и удачных решений
новых крыш-садов для Москвы.
Уже более пяти лет растут деревья на
крыше гаража РАО Газпром на улице Наметкина. Бульвар на крыше подземного
сооружения завершается детской игровой площадкой.
Крыша оранжерейного комплекса
Ботанического сада МГУ с 1999 года используется для испытания разных видов
почвопокровных растений природной флоры, преимущественно очитков, превратившихся
уже в первые годы эксперимента в плотный многоцветный ковер.
Не менее перспективный проект начат
еще раньше, в 1993 году, в Санкт-Петербурге. На крышах одного из проектных
институтов и девятиэтажного типового жилого дома были высажены овощи, цветы и саженцы
плодовых культур. Тот же ассортимент растений выращивался на земельном участке
у стен здания. Сравнение содержания нитратов и тяжелых металлов в растениях,
выращенных в открытом грунте и на крышах зданий, куда не попадают главные
загрязнители городского воздуха - выхлопы автотранспорта, показало явное
преимущество новой технологии. Уже на следующий год была разработана программа,
получившая название "Экологическая модель жилого дома"
("Экодом"). Ныне эта программа перерастает в программу экологического
оздоровления города.
По масштабам и уровню ландшафтного
дизайна отечественные сады на крышах еще значительно отстают от зарубежных,
хотя в последние годы появились новые интересные проекты. Среди них -
"Царев сад" - так назвали сад на крышах четвертого и пятого этажей
большого комплекса на Софийской набережной Москвы-реки, строительство которого
уже начато. Авторы проекта - архитекторы Н. Мещерякова и В. Никольский,
дизайнеры Т. Бахарева и Л. Дормашева. Размещенный напротив Кремля, этот сад
станет своеобразным напоминанием об исторических "верховых" садах
Кремля и о знаменитых государевых садах, когда-то занимавших всю территорию
Замоскворечья.
В основе композиции "Царева
сада" - небольшой прогулочный бульвар с декоративными затеями в подражание
излюбленному в России XVIII века стилю голландского барокко. В южной части
разместятся "голубой сад" с бассейном из трех каскадов, облицованным
голубыми изразцами, и куртина морозостойких плодовых деревьев. Центральная
часть будет занята розарием. В северной части - "золотом саду" -
предполагается установить солнечные часы, окруженные цветами желто-оранжевых
оттенков, и водоем с символической скульптурой "Царский трон".
Известное выражение "будущее
рождается сегодня" имеет непосредственное отношение к проблеме сада на
искусственном основании, уже сегодня приобретающей в мире все большее
распространение и безусловно имеющей прекрасное будущее.