От вчерашнего заседания СНБО ждали введения военного положения. Как предлагала Тимошенко. Или чрезвычайного (идея «Самопомочи»). Еще в Кабмине рассматривали проект закона о финансовой системе в особый период. Замораживание вкладов, запрет вывоза налички за границу и все в таком духе. Пока отложили. В сухом остатке обращение в Гаагский трибунал с жалобой на сепаратистов (абсолютно неграмотное юридически) и утверждение списка предметов, которые можно ввозить в зону АТО. Клюшки для гольфа, доски для серфинга, удочки, сигары... В общем, самое необходимое для пребывания под обстрелами и в плену. Теперь обо всем по порядку...
Все для фронта. И ваши вклады тоже
22 января на сайте «Финбаланс», который считается весьма осведомленным в подобных вопросах, появился материал под красноречивым заголовком: «В случае войны Кабмин может ПРИНУДИТЕЛЬНО привлекать средства с банковского счета граждан и компаний».
В статье анализировался законопроект «О финансовой системе Украины в особый период», разработанный Минфином. То, что это не фейк и не горячечный бред, подтверждалось фотокопией документов и указанием точной даты его предварительного рассмотрения на заседании правительственного комитета по вопросам экономического развития и европейской интеграции.
Из «приятных» неожиданностей в проекте было предусмотрено:
– ограничение выплат процентов и возврата средств с вкладных (депозитных) счетов физлиц;
– запрет перевода средств в национальной и иностранной валюте за пределы Украины;
– ограничение или приостановление на территории Украины деятельности платежных систем и операций с электронными деньгами (Visa, досвидос!);
– ограничение вывоза наличных за таможенную границу Украины (уже не 10 тыс. евро, как сейчас, а допустим, 1 тыс. евро);
– введение временной администрации в банки, контролируемые субъектами государств-агрессоров и их союзниками («Сбербанку» привет!);
– ограничение или приостановление проведения операций по счетам государств-агрессоров и их союзников (короче, ни денежные переводы, ни оплата за товары, включая даже газ – ничего низззя!).
И самое важное. Все перечисленные ограничения вводятся с момента объявления военного положения в Украине или в отдельных ее местностях. То есть для принятия этого «приятного» для каждого из нас документа нужно, чтобы президент издал указ о военном положении, а парламент его утвердил.
Поскольку на СНБО ничего подобного принято не было, проект по сообщению все того же сайта, с повестки дня правительственного комитета временно сняли. Ключевое слово – временно.
СНБО – Гааге: принимайте террористов
Судя по официальному сообщению на его сайте, СНБО провел время нескучно, но бесполезно. Заслушали министра обороны о ситуации в Дебальцево, которая вскоре станет очевидной даже обывателям. Заслушали главу СБУ – о марупольском террористе «Гаишнике», который навел огонь на свою маму. Продолжение этого детектива – сегодня, в понедельник, на пресс-конференции г-на Наливайченко.
По сути, единственное реальное значимое решение, которое принял Совет национальной безопасности и обороны – это прекратить люстрацию генералов и офицеров в соответствии с известным законом о люстрации. Ибо воевать некому.
Но поскольку пиара на этом не сделаешь, центральным решением было объявление поручения правительству: начать процедуру обращения в Гаагский трибунал «по преступлениям против человечности, совершенным террористами против украинских граждан в 2014-2015 годах, а также о признании ДНР и ЛНР террористическими организациями». Звучит красиво. А что на самом деле?
Вопрос, как видим, специфический, нужен юридический анализ. Пока я думала, кого нагрузить этим в воскресение, проблема решилась сама собой. Спасибо Янате Попович, которая сделала кропотливую работу и разложила все по полочкам на своей странице в Facebook.
«Содрогаюсь от нервного смеха. Нервного злого смеха.
Простым языком для неюристов постараюсь объяснить.
Гаагский трибунал – юридическим языком Международный уголовный суд (МУС), учрежденный на основе Римского статута.
Государства становятся участниками МУС, а преступления, совершенные их гражданами либо на их территории – подсудными ему, по факту ратификации Римского статута.
В компетенцию Суда входят только преступления, которые были совершены либо на территории государства-участника, либо гражданином государства-участника. Если не соблюдается ни личный, ни территориальный принцип, Суд не может действовать.
У этого принципа есть два исключения. Во-первых, Совет Безопасности ООН может, посредством резолюции, принятой согласно главе VII Устава ООН, передать в Суд некоторую ситуацию, затрагивающую преступления, которые совершены ни на территории государства-участника, ни гражданами государства-участника. Во-вторых, в соответствии с п. 3 ст. 12 Статута, государство, не являющееся участником Статута, может посредством заявления, представленного Секретарю суда, признать осуществление Судом юрисдикции в отношении конкретного преступления.
Насчет резолюции Совета Безопасности ООН пока ни у кого нет ложных надежд. А вот по второму исключению вроде бы как все возможно, но, увы, опять же не в правовом поле Украины, поскольку ни ратифицировать Римский статут, ни воспользоваться ст. 12 Статута Украина не может, если предварительно не изменит ст. 124 нашей с вами родной Конституции. Поскольку статья 124 Конституции Украины не предусматривает в системе судопроизводства Украины возможности международных судов.
Это если говорить о правовом поле и законном порядке»...
«Самопомич» спешит «на помич»
Ратифицировать Римский статут, а заодно ввести какое-нибудь положение – хоть военное, хоть чрезвычайное – предлагает фракция «Самопомич». Вчера депутаты фракции интенсивно работали и (насколько хватило ума и знаний) наработали проекты изменений в два закона: «О правовом режиме чрезвычайного положения» и «О правовом режиме военного положения».
Помимо уже набивших оскомину идей признать ДНР-ЛНР террористическими организациями (для начала их надо признать в принципе, пока они для Украины юридически не существуют, – автор) и прекратить какие-либо отношения с государственными российскими компаниями (опять же газ у «Газпрома» не брать, – автор), они предлагают ратифицировать Римский статут и быстро ввести военно-чрезвычайное положение в зоне АТО и по всей длине границы с Россией. Типа в Чернигове тоже.
Вопрос выбора положения – чрезвычайное или военное – это на самом деле ключевой вопрос самоидентификации Украины в условиях войны.
По закону ЧП вводится при техногенных катастрофах и попытке захвата власти насильственным путем. Введение чрезвычайного положения означает признание в Украине факта гражданского конфликта. По сути, гражданской войны, которую мы отрицаем, а Россия постоянно об этом твердит.
Главными действующими лицами становятся Национальная гвардия, СБУ и служба правопорядка ВСУ. Никакой армии и минимум милиции.
Введение военного положения – это сообщение миру о том, что у нас военная агрессия извне. Тогда мы фактически объявляем войну России. Главным органом становится СНБО. Президент уходит на второй план. Кабмин просто уходит. В сад (почти шутка). У граждан можно изымать транспортные средства, проводить обыски, никто никуда не въезжает и не выезжает. Жизнь окрашивается новыми красками.
Из описанного, думаю, ясно, почему в условиях тотальной мобилизации и войны с применением «Градов» у нас не введено ни ЧП, ни ВП. А проводится некая АТО без правового статуса. Фактически единственный нормативный документ, который превращает АТО из чего-то виртуального в субъект правовых отношений, – это «Временный порядок перемещения лиц и транспорта на неконтролируемые территории».
Будете ехать в АТО, захватите клюшки для гольфа...
Честно говоря, сначала я думала, что это прикол. И в глубине души думаю так до сих пор. Но доказательств тому, что приведенный ниже список вещей, которые можно ввозить в зону АТО, действительно придумали в СБУ, все больше и больше.
Не знаю, что они там курят и употребляют иным способом. Но после трагедии в Мариуполе и на Боссе, на фоне волонтерской операции по вывозу тел погибших в ДАП из зоны АТО домой (почему от этого устранилась власть, которая превратила «киборгов» в национальных героев, для меня пока загадка, – автор), этот список вызывает подозрение в имбецильности тех, кто его составлял.
Судите сами. Что можно перевозить в зону АТО:
1) предметы личной гигиены и косметику;
2) только собственную одежду и обувь в небольшом количестве;
3) не новые украшения;
4) один фотоаппарат, видео- и кинокамеру;
5) максимум два музыкальных инструмента;
6) один диктофон или плеер;
7) один переносной радиоприемник;
8) максимум два мобильных телефона;
9) один телевизор;
10) максимум два компьютера с тремя принадлежностями к ним;
11) два калькулятора или электронных книги;
12) не новые приборы для лечения;
13) по одной коляске на ребенка, или одну – если взрослый едет без детей;
14) по одной инвалидной коляске на нуждающегося в ней;
15) медикаменты, но не больше пяти упаковок одинакового препарата;
16) двое часов;
17) 0,5 литра туалетной воды и/или 100 граммов духов;
18) спортивное снаряжение – велосипед, удочка рыболовная, комплект альпинистского снаряжения, комплект снаряжения для подводного плавания, комплект лыж, комплект теннисных ракеток, доска для серфинга, виндсерфинга, комплект снаряжения для гольфа, другое аналогичное снаряжение, предназначенное для использования одним лицом;
19) товары (за исключением подакцизных), суммарная фактурная стоимость которых не превышает эквивалент 10000 гривен и суммарный вес которых не превышает 50 кг на одного человека;
20) продукты стоимостью меньше 5 тыс. грн. и весом до 50 кг;
21) товары, предназначенные для начального обустройства, которые перемещаются гражданами Украины в связи с вынужденным внутренним переселением, по решению и в объемах, определенных КГ по согласованию с КЦ;
22) 200 сигарет или 50 сигар или 250 граммов табака, или эти изделия в наборе общим весом, не превышающим 250 граммов на человека, и 5 литров пива, 2 литра вина, 1 литр крепких (с содержанием спирта более 22%) алкогольных напитков на одного.
А теперь представим ситуацию, когда родственники, которые работают здесь, едут туда – везут продукты, лекарства, одежду тем, кто без еды, воды, пенсии, отопления, под бомбежкой. Или очередные мамы едут забирать своих пленных/раненных сыновей. Не более пяти упаковок лекарства! А если кому-то нужно антибиотиков по три капельницы в день?!
Вещи – только свои. Мужу куртку, ребенку валенки. Как пишут в соцсетях, только с предъявлением киндера на блокпосту и желательно с аусвайсиком.
Алкоголя – как по международным нормам: литр крепкого, два литра вина. Похоже, подсознание уже подсказывает, что ДНР-ЛНР превращается в заграницу. Пора на блокпостах «дьюти фри» открывать.
Но самое впечатляющее – это раздел спорттоваров. Любопытно, какой шутник так скрупулезно составлял список разрешенного. Ну, велосипед, удочка рыболовная и лыжи – это еще можно понять. Рыбу поймать, на балкон разрушенной квартиры забраться, на работу пройтись по снегу, когда транспорт не ходит из-за бомбежки.
Но комплект теннисных ракеток! Доска для серфинга и виндсерфинга, а также комплект снаряжения для подводного плавания!!! Комплект снаряжения для гольфа!!!! И в придачу ко всему – сигары. Тут просто нет слов. Одна непечатная лексика. Они что там в спецслужбах, в самом деле озаботились тем, чтобы наши раненые не скучали? Гольф, сигары, теннис...
А мирное население, когда в подвал ныряет, по их мнению, должно надевать маску и ласты? Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. И так кроваво.
P.S. Понравился ответ известной актрисы Ирмы Витовской, которая теперь переквалифицировалась в волонтеры, помогает раненым и беженцам. На вопрос о мобилизации она ответила: «Говорят, если ты патриот, то готов умереть за Украину. А убивать за Украину ты готов?..».
Галина Акимова