В ночь на 10 октября в американском Сент-Луисе состоялся второй тур дебатов между кандидатами в президенты СШАХиллари Клинтон и Дональдом Трампом, который вызвал еще больший интерес публики и специалистов, чем первый. Что неудивительно, если учесть, что накануне дебатов Трамп попал, пожалуй, в самый большой скандал за время своей кампании. 7 октября газета The Washington Post опубликовала «слив» частного разговора Трампа более чем десятилетней давности, в котором тот пренебрежительно отзывался о женщинах.
Публикация произвела эффект разорвавшейся бомбы, и многие видные американцы обрушились на Трампа с критикой. Штаб Клинтон оперативно опубликовал предвыборный ролик, в котором известный актер Роберт де Ниро называет миллиардера последними словами и призывает не голосовать за него. Интересно, что видео было снято раньше, но тогда было решено не пускать его в ротацию, видимо, из-за излишней жесткости. Зато сейчас момент был сочтен подходящим.
Комментарии Трампа вызвали возмущение не только в рядах Демократической партии, что понятно, но и среди республиканцев. Многие видные деятели партии поспешили отмежеваться от кандидата, например, экс-губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер заявил, что впервые в жизни не будет голосовать за выдвиженца от республиканцев. В СМИ даже появилась информация о том, что лидеры партии, якобы, раздумывают над срочной заменой кандидата на финишной прямой. Но сам он заявил, что не собирается сниматься с выборов.
По этим причинам многие политологи называли дебаты против Клинтон последним шансом Трампа, если он вообще хочет остаться в избирательной гонке. Не случайно в своем видеообращении с извинениями миллиардер пообещал обсудить все в воскресенье. И действительно, как и первый тур, дебаты получились очень личными и изобиловали нападками кандидатов друг на друга. Но Трампу все же удалось перевести разговор с обсуждения его комментариев на неприятные для Клинтон темы вроде амурных похождений ее мужа, экс-президента Билла Клинтона, или публикации компрометирующей ее переписки на WikiLeaks.
Несмотря на это, канал CNN после дебатов опубликовал опрос, согласно которому 57% респондентов назвали победителем Клинтон, и только 34% - Трампа. Но и после первого тура канал отдал первое место кандидату от Демократической партии с огромным преимуществом, хотя специалисты не были так однозначны. Кроме того, CNN считается каналом, близким к демократом, и среди его опросной группы больше сторонников этой партии. Но даже 63% респондентов CNN признали, что миллиардер выступил лучше, чем на прошлых дебатах. Опрос YouGov, в котором приняли участие более 800 зарегистрированных избирателей, тоже зафиксировал победу Клинтон, но не с таким большим отрывом — 47 против 42 процентов.
Трамп выглядел уверенней, чем в первом туре, несмотря на то, что его кампания оказалась под угрозой краха, и отметился яркими фразами. Например, когда Клинтон сказала, что рада, что Трамп с его темпераментом не руководит государством, тот ответил, что ее радость вполне понятна, ведь в этом случае она была бы в тюрьме.
После многочисленных личных нападок серьезный спор между кандидатами разгорелся из-за России и событий в Сирии. Клинтон заявила, что российская авиация целенаправленно бомбит Алеппо, чтобы «стереть его с лица земли» вместе с повстанцами. «Это всё российская агрессия. России плевать на ИГ*. Я противостояла России и буду это делать как президент. Там, где нужно сотрудничать с Россией, я буду это делать. Но в отношении военных преступлений России и Асада в Сирии необходимо расследование», — заявила Клинтон.
Но Трамп не побоялся возразить и напомнил, что «повстанцы», которых поддерживают США, зачастую хуже любых террористов. «Она жёстко критикует Путина и Асада и поддерживает повстанцев. Но она не знает, кто эти повстанцы. Мы поставляем оружие повстанцам, а они становятся ещё страшнее. Наша внешняя политика идиотская. Я не знаю Путина, не знаю о внутренних делах России, у меня нет там бизнеса, но нам было бы выгодно вместе бороться против ИГ», — заявил Трамп.
Кроме того, Хиллари снова обвинила Россию в кибератаках на серверы Демократической партии, а Трамп выразил сомнения в существовании «российских хакеров».
Политолог Евгений Минченко считает, что несмотря на то, что Дональду Трампу в целом удалось удержать свои позиции на дебатах, для победы на президентских выборах после громкого скандала, да еще в условиях почти тотальной обструкции со стороны медиапрослойки, этого недостаточно. По его мнению, Трампа могла бы спасти сейчас только массированная рекламная волна, которая перебила бы негативный настрой в СМИ. Но для этого необходимы огромные финансовые вложения, и не факт, что республиканцу удастся организовать такую масштабную кампанию всего за месяц до выборов.
— По горячим следам нелегко утверждать что-то наверняка, но на первый взгляд Трампу удалось удержаться в седле, — считает директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта при МГУ Юрий Рогулев. — Предсказанного многими разгрома он не допустил. Хотя почти треть всего времени была посвящена личным вопросам и характеристикам, и это непропорционально много. Этот скандал и последовавшая кампания в СМИ, безусловно, будут стоить Трампу определенного процента голосов электората, особенно женской его части. Но он не вылетел из кампании с треском, и в этом есть его заслуга.
Трамп выглядел достаточно уверенным, по ряду вопросов смог сорвать аплодисменты и заслужить одобрение аудитории. Вопрос о победе или поражении в таких мероприятиях можно ставить только тогда, когда победа безоговорочная. Тут такого бесспорного триумфа Хиллари Клинтон добиться не удалось. А дальше начинают судить, что называется, «по очкам» — одному нравится одно, второму — другое. Поэтому разные издания и аналитики в зависимости от личных предпочтений будут по-разному оценивать результаты дебатов.
Но можно сказать, что у Хиллари по целому ряду вопросов были серьезные провалы, что еще раз продемонстрировало тем, кто не хочет за нее голосовать, что они не ошиблись в своей позиции.
«СП»: — Что это за провалы?
— Таких моментов было несколько. Во-первых, встал вопрос о реформе здравоохранения, кстати, один из немногих, по которому дебаты велись по существу. Мне кажется, что Клинтон так и не удалось до конца убедить аудиторию в том, что ее позиция по продолжению этого проекта Обамы, который считается не очень успешным, верна.
Во-вторых, у нее был полный провал в том, что касается двуличия и откровенной лжи в ее политической деятельности. Ей предъявили претензии в том, что выступая, например, перед банками на закрытых мероприятиях она говорит одно, а перед избирателями — совсем другое. И она совершенно неудачно привела пример Линкольна, который, пытаясь убедить политиков принять конституцию США, озвучивал разные аргументы в разных аудиториях. Но в ее случае речь идет не о других аргументах, а о прямо противоположной точке зрения. И это двуличие стало ее слабой стороной.
Она не слишком уверенно выглядела в вопросах энергетики, а в том, что касается внешней политики, ее выступление было традиционным для демократов. Она во всем обвиняла Россию, а Трамп логично обвинил ее в том, что она сама виновата во многих провалах.
«СП»: — Клинтон очень жестко высказалась о России, а Трамп даже встал на нашу сторону. Но отражает ли это будущую политику кандидатов, если они станут президентами?
— Судить об этом еще рано. Та же Клинтон вполне может поменять свою точку зрения, о чем она сказала даже в своем выступлении. Она заявила, что если видела какую-то перспективу сотрудничества с Россией, всегда в этом участвовала. Но Клинтон допустила целый ряд проблемных заявлений. Например, говорила о «российской агрессии» в Сирии. С любой точки зрения, как бы кто ни относился к политике России, назвать ее участие в сирийском конфликте «агрессией» никак не получается. Клинтон пыталась уйти от обсуждения того, что США вроде бы играют активную роль в борьбе с терроризмом, но, как указал Трамп, потеряли уже половину Ирака.
Мне представляется, что все обвинения Клинтон России в хакерстве и в том, что она пытается повлиять на итоги выборов — это не от большого ума и от большой неуверенности в своих силах.
Политолог Павел Святенков также считает, что борьба Трампа за президентское кресло продолжается.
— В отличие от первых дебатов, которые произвели неоднозначное впечатление, Трамп, на мой взгляд, выиграл этот тур. Он держался гораздо уверенней, извинился за свои неприличные высказывания десятилетней давности о том, за какие места надо хватать женщин. Но при этом напомнил, что муж Хиллари Клинтон совершал дела гораздо похлеще и не ограничивался словами. Есть вполне конкретный список женщин, которые подвергались сексуальным преследованиям с его стороны.
Кроме того, Трамп вспомнил историю 1975 года, когда Клинтон работала адвокатом и защищала насильника 12-летней девочки. Как вспоминает Трамп, Хиллари во время этого процесса даже смеялась. Так что миллиардер ввел в игру карты недостойного поведения самой Клинтон и ее мужа, при этом его невозможно обвинить в том, что он лезет в личную жизнь оппонента, так как в его личную жизнь залезли первыми.
В целом выступление Трампа выглядело ярче. Он породил качественный мем, который пришлось подхватить прессе. Когда Клинтон заявила что хорошо, что законы пишет не Трамп, он ответил, что это потому, что тогда она села бы в тюрьму. Это короткое высказывание сделало вечер и уже распространилось по сети. Республиканец также постоянно напоминал об утечке переписки Клинтон и о 33 тысячах удаленных мейлов, которые Клинтон не предъявила, вопреки предписаниям властей. Оправдания, что это были письма, которые касались свадьбы ее дочери, выглядели, мягко говоря, неубедительно.
Сама же Клинтон в ходе дебатов не продемонстрировала ничего, что стоило бы пересказывать. Она просто обвиняла Трампа в том, что у него плохой характер. Складывается ощущение, что Трампу удалось купировать скандал вокруг своих высказываний, переведя внимание на значительно более оскорбительное поведение самой Клинтон и ее мужа и продемонстрировав, что она вовсе не такая защитница женщин, какой хочет казаться.
Заявления СМИ о том, что Хиллари победила в дебатах, вполне ожидаемы. Но у нас не учитывают, что CNN истерически поддерживает демократов. Поэтому совершенно неудивительно, что сочувствующая им аудитория голосует за победу Клинтон, но это не отражает среза всего американского общества. Трамп победил, выступил уверенно и многим понравился, это его самое удачное выступление на подобного рода мероприятиях. Поэтому рано говорить о том, что Трамп выбыл из предвыборной гонки. Борьба продолжается.
«СП»: — И все же, шансы Клинтон на победу растут, а ее риторика становится все более антироссийской. Нам нужно опасаться ее избрания?
— Во многом агрессивная антироссийская риторика Клинтон — это часть ее предвыборной стратегии. Трамп постоянно обвиняет Клинтон в провальной внешней политике, и так как она была госсекретарем, она не может от этого откреститься. Именно поэтому они сейчас пытаются демонизировать Россию, а дальше провести так называемую склейку. То есть заявить, что Трамп и Россия — это одно и то же, и значит, в событиях в Сирии виноват Трамп. Хотя он, естественно, никак не влиял на американскую внешнюю политику.
Что касается реальной политики, а не риторики, очень многое будет зависеть от того, кто возглавит внешнеполитическую команду и займет ключевые посты. Таковыми по традиции считаются должность госсекретаря, помощника по национальной безопасности, министра обороны и директора ЦРУ. Воплотится ли в жизнь агрессивная риторика Клинтон зависит от того, кто станет ее советниками. То же самое верно в случае Трампа.
* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.