На фоне форменных столкновений и эпических штурмов зданий ОГА в традиционно сонной Полтаве события развивались не торопясь, размеренно и скорее напоминали топтание на месте. Местный Майдан располагается здесь в видавшей виды армейской палатке, времен Чертковской оффензивы, где проживают известные городские бунтари-перманентщики.
Как и в столице, обитателей майдана иногда радовали концертами художественной самодеятельности и массовыми революционными хороводами с участием народных депутатов с местной пропиской.
Близость Полтавы к Киеву и сложности с трудоустройством, естественно, определили количественно значительную часть недовольных режимом граждан, в число тематических экскурсантов в майданный Киев.
Все шло своим чередом: палатка стояла, местный командарм майдана Олег Пустовгар строил генеральные планы, а известная в городе получательница заокеанских грантов Людмила Кучеренко вязала узоры своих отчетов в финансовый центр о революционно-героических буднях полтавского майдана.
И вот – настал час Икс!!! 22 января по зову трубы восставшие пришли «штурмовать» областную государственную администрацию. Но случилось непредвиденное. Вместо того, чтобы начать поливать демонстрацию полтавчан и ее гапонов в виде Пустовгара, Вороны, Баранова и Лопушинского, дождем из травматических пуль и струями водометов, начальник ГУВД Виталий Емец вышел к ним навстречу.
После кратких переговоров собравшиеся решили, что время штурма еще не пришло, и, помянув погибших на Грушевского армяно-белорусских боевиков, революционеры, их вожаки и главный милиционер города исполнили хором «Ще не вмерла Украина», после чего разбрелись по местам дислокации. Волки оказались сыты, а овцы – целы.
Но Центр ждал результатов, для чего в город были переброшены подкрепления в виде народных депутатов Бублика, Головко и Каплина, а также представителей киевских ультрас из «Правого сектора».
Уже на следующий день молодежь перекрыла центральную магистраль, аккурат возле здания СБУ, а на следующий день почти трехтысячная толпа предъявила губернатору А. Удовиченко ультиматум о сдаче полномочий, обещая «горячий штурм». В народе пошли гулять разговоры, что «полтавский «Беркут» и часть офицеров управления СБУ уже давно «на стороне народа».
25 января, несмотря на то, что митингующих у здания было меньше тысячи, после переговоров здание было решено сдать. «Беркут» собрал манатки и отошел, а в здание повалил «победивший» революционный люд. Город боевой Славы символично списали в разряд «сдавшихся без боя». На всех картах «очагов революции» Полтава окрасилась «захваченным» красным цветом…
Мифы вокруг захвата тиражировались, слухи росли и гипертрофировались. Оказалось, что полтавские смельчаки «где-то на подходах области остановили колонну харьковского «Беркута», которая якобы двигалась штурмовать ОГА. Хотя известно, что первая столица тогда решала свои вопросы «контрреволюционного гостеприимства».
Революций без мифов не бывает. И наверняка миф о захвате Полтавской ОГА тоже вещь нужная, причем всем!
Местные грантоеды и информресурсы, зычно отчитались о победе, десяток местных фюреров уже приняли поздравления, и также доложили своим генсекам: мол, «усе у порядке». Тем, кто сомневается – всегда покажут снежную крепость с часовым на стене. Традиционные для майдана «отопительные бочки» с горящими дровами и даже недремлющий гарнизон! Да и шустрый Женя Лопушинский, служивший на «пресс-побегушках» у губернатора Асадчева, уже подыскивает себе будущий кабинет.
Однако в городе захват, как минимум, называют странным, а помещения, где засел гарнизон, именуют «выделенными». И это объективно.
«Сломавшим оковы режима» определили «для захвата» зал сессионных заседаний (видимо как символ – покорения ОГА), некоторое количество кабинетов и зал, где обычно выставляют результаты своих достижений деятели полтавского села. Это большая пристройка к основному зданию и именно здесь возведена снежная крепость и два редута, как объясняют фортификаторы – «тыловой и фланговой».
Крепость облили водой, как это делали далекие предки защитников, отбиваясь от полчищ монголо-татар, а перед стеной сложены автопокрышки для «огненной стены». Однако человеку, не воевавшему с монголами, сразу не понять этого сочетания. Ведь жара от горящих покрышек растопит лед и крепость «поплывет» вместе с защитниками. Но, видимо, в этом есть некий тайный оборонительный смысл…
Надо сказать, что восставшие санкюлоты, захватившие 15% ОГА, тут же обратились к горожанам с просьбой нести им медикаменты и продовольствие, ибо какая крепость без этих вещей может обойтись? Оттого в пищеблоке прямо на окнах уложены батоны, палки колбас, бакалейные пакеты.
В само здание ОГА, где продолжают работать все службы, можно свободно зайти через центральный вход, правая часть которого завалена мебелью. На первом этаже снуют "революционеры", есть люди знакомые: вот атаман или гетман одного из многочисленных казачьих войск, вот – бабушка, обычно клянчащая милостыню в подземном переходе, вот – окормляющий гарнизон поп из УПЦ-КП. Персонажей хватает! На верхних – обычная тишина, лифты и коммуникации работают в обычном режиме, а милиции в здании столько, что задаешься вопросом: как это стратеги восстания и обороны не боятся удара в спину? Видно, договоренности здесь в цене!
Столичные радикалы разумеется, тоже являются атрибутом «покоренного ОГА», хотя большая часть «Правого сектора» предпочитает зевать в близлежащих кафе – у киевлян денег и требований побольше, к тому же из кафешек хороший обзор, да и всегда можно ударить с тыла или с фланга. Как сообщают полтавские СМИ, каждый вечер «правый» гарнизон проводит тренировки, «отбивая» фейковые атаки «титушек» и «Беркута». После драк на Грушевского, «служба в Полтаве» выглядит сытым дембельским сном.
На фоне действительно, напряженных картинок региональных противостояний в Полтавской ОГА царит особое «майдано-чиновничье» взаимопонимание. Теперь здесь даже крутят кино, выставки проводят, а стены украсили дацзыбао с цитатами украинских литераторов. Эх, сюда бы Руслану, Карпу или хотя Пояркова завалящего – вдохнуть так сказать, творческую струю в майданную утомленность.
Даже не верится, что во втором по размеру городе области Кременчуге, страсти кипят по-другому, здесь и нардеп Бублик гребся и за попытку штурма мэрии по 2 месяца содержания в СИЗО получили радикал-активисты Харченко, Чадюк, Полюхович и Пилипенко. Но Кременчуг далеко, там мэрию захватить не удалось. Не то, что… в Полтаве.
Виктор ШЕСТАКОВ, Полтава