Покинутые города, пустующие здания... Это – беда не только одной России. Вполне благополучные поселения превращались и превращаются в зловещие развалины по всему миру во многих развитых странах. Многие из них переходили в эту категорию по причине военных конфликтов или техногенных катастроф (Агдам, Припять и т.д.). Но нередко причины запустения и упадка кроются в изменении внутренней и внешней экономической политики или несостоятельности местных властей. Иногда в истории таких заброшенных городов смутно проглядывает что-то знакомое: Пикалево, Верхняя Верея, Тольятти…
Печальная участь японских шахтеров
Пожалуй, один из самых известных городов-призраков находится в территориальных водах Японии. В пятнадцати километрах от Нагасаки расположен целый заброшенный остров. Хашима, как его называют в официальных документах, из-за своих ландшафтных особенностей более известен в мире как поселение-фантом Гункандзима (крейсер). История его «плавания» по страницам истории началась в 1887 году. Именно тогда в недрах Хашимы были обнаружены богатые угольные залежи и на голую, практически лишенную всякой растительности землю острова вступили первые поселенцы.
Буквально через три года его полностью прибрала к рукам компания Mitsubishi, которая развернула там промышленные разработки полезных ископаемых. И за каких-то 40 лет из пустынного каменного рифа Гункандзима превратился во вполне современный поселок с больницей, общеобразовательной школой, кинотеатром, барами, игровыми залами, двумя бассейнами и кладбищем. Плотность населения превышала токийскую в несколько раз. При этом, как вспоминает один из жителей Гункандзимы, фотограф Оохаси Хироси, электричество предоставлялось абсолютно бесплатно. Объемы угледобычи были настолько весомыми, что это дало мощный толчок для модернизации всей экономики Японии. В 1965 году были достигнуты рекордные показатели выдачи угля на-гора – 35 тысяч тонн в год.
Но вскоре после этого нефть полностью победила уголь в борьбе за лидерство среди источников энергии. В январе 1974 года все шахты Гункандзимы были закрыты, а в апреле – остановлено и запрещено все сообщение с островом. До 2002 года корпорация Mitsubishi держала Гункандзиму в полной консервации, после чего в добровольном порядке, как непрофильный актив, передала его в дар городу Такашима. Однако запрет на посещение острова по-прежнему сохранялся под страхом депортации из страны. Возможно, такая секретность была связана с тем, что, по данным правительственной комиссии Южной Кореи, для строительства и тяжелой работы в шахтах в принудительном порядке во время Второй мировой войны привлекались корейцы и жители некоторых других азиатских стран. Исключение было сделано лишь для культового актера и режиссера Ниппон – Такеши «Бит» Китано, который превратил мрачный урбанистический пейзаж Гункандзимы в арену «Королевской битвы-2».
В 2009 году доступ на некоторые территории Гункандзимы все же был открыт. За 4 года это принесло местному бюджету доход в 6,5 миллиарда иен. В 2012 году на сотрове были сняты отдельные сцены очередной «бондианы» – «007. Координаты: «Скайфолл». В настоящее время любой пользователь может найти в открытом доступе полный виртуальный тур на Гункандзиму.
Подземный огонь, результат попустительства
Бич американского города Централия – не утихающий вот уже более 50 лет подземный пожар – яркий пример слабости и попустительства местных властей. Выработанные угольные и антрацитовые шахты аж с 1866 года использовались местными жителями как место для складирования бытового мусора. К 1962 году такие стихийные мусоросборники стали представлять серьезную опасность для местной экологии. Чтобы хоть как-то изменить ситуацию, местный муниципалитет заключил договор с добровольной пожарной командой об очистке одной такой свалки неподалеку от кладбища Old Fellows.
Работы по утилизации мусора выглядели до смешного просто – пожарные просто подожгли его, а потом залили водой. Однако полностью потушить огонь не удалось: тлеющие в глубине остатки спровоцировали возгорание грунта. Имеющимися в распоряжении городского совета Централии средствами нейтрализовать угрозу не удалось. Тогда «отцы города» прибегли к старой как мир тактике полного замалчивания проблемы. Но к 1976 году массовое ухудшение состояния местных жителей из-за большой концентрации угарного газа в воздухе прятать стало невозможно – история просочилась в прессу. В 1979 году ситуация привела к волнениям горожан. А после того, как в 1981 году двенадцатилетний Тодд Домбоски чуть не погиб в сорокашестиметровой воронке, внезапно образовавшейся у него под ногами, проблема приобрела масштабы национальной катастрофы.
Вместо срочных мер по тушению подземного пожара власти штата Пенсильвания в 1992 году инициировали процедуру принудительного отчуждения частной собственности и эвакуировали местных жителей в другие регионы страны. На эти цели из госбюджета было затребовано 42 миллиона долларов.
Сегодня, несмотря на то, что официально Централии уже не существует, на данной территории до сих пор проживает несколько местных жителей, отказавшихся покидать родные места. По оценкам американских экологов, подземный пожар продлиться еще как минимум 250 лет, а тушить его уже бесполезно, поскольку очаги, благодаря угольным пластам, ушли на такую глубину, где добраться до них уже невозможно. Легендарная местность, постоянно покрытая дымами из-под земли, была увековечена вначале в японской компьютерной игре, а затем - в одноименном канадском фильме ужасов «Сайлент Хилл».
Недальновидная политика автоконцернов
«Западный Париж», как называли Детройт американцы, стараниями Генри Форда, Уолтера Крайслера и братьев Додж был превращен к середине 20 века в настоящую автомобильную столицу не только США, но и всего мира. Однако именно американская государственная программа по созданию доступных «народных автомобилей» сыграло с процветающим городом очень злую шутку. Компании-автопроизводители усиленно лоббировали проекты демонтажа троллейбусных и трамвайных линий, продвигали рекламные компании, позиционирующие городские автобусы как «транспорт для нищих». Городские власти шли на поводу у автогигантов, не прилагая никаких усилий к налаживанию более-менее достойной инфраструктуры.
Высокая концентрация машиностроительных заводов и перепроизводство автомобилей привели к тому, что из-за огромных пробок и проблем с парковками люди, которые могли позволить себе приобрести автомобиль, стали в массовом порядке переезжать в пригороды Детройта – Дирборн, Оберн-Хиллс. Как правило, это были квалифицированные инженеры и руководители высшего и среднего звена. Низкоквалифицированные и, соответственно, малообразованные рабочие (арабы, афроамериканцы) оставались в городе, постепенно увеличивая его криминальный фон. В 1967 году это привело к знаменитому 12th Street Riot, массовым гражданским беспорядкам на почве расовой неприязни. Для погашения конфликта потребовался ввод подразделений Национальной гвардии США. В результате потери мирного населения составили более 40 человек, а 2000 зданий было разрушено.
Ситуацию усугубил нефтяной кризис 1973, когда комфортабельные, но прожорливые «американцы» уступили мировой рынок экономичным «японцам» и «европейцам». Компании обанкротились, отток населения увеличился. К 2013 году город с населением в 700 тысяч человек (против 1,8 миллиона в 1950-х) пришел в полное запустение, превратившись, по сути, в одно сплошное криминальное гетто, на неосвещенных улицах которого разрушенные, но обитаемые здания соседствуют с блестящими, но опустевшими торговыми центрами. История упадка Детройта была отражена в культовой кинофраншизе «Робот-полицейский».
Все попытки местных и федеральных властей спасти ситуацию не увенчались успехом: проект возведения нескольких казино в центре Детройта с треском провалился, а 24 декабря 2013 года город окончательно признан банкротом с общей суммой бюджетной задолженности в 18,5 миллиардов долларов. Правда, избранный в ноябре прошлого года мэр, Майк Дагган, 8 января 2014 года заявил, что решит все проблемы города в течение ближайших 6 месяцев и призвал жителей не покидать его пределы.
На фото: остров Хашима, Япония
Свободная Пресса