Киев жестоко просчитался в прогнозе цен на газ. По мнению аналитиков «Нафтогаза Украины», «голубое топливо» должно было за лето подешеветь на $ 5 на тысячу кубометров. Вместо этого газ подорожал на $ 30. Об этом заявил глава украинского Минэнерго Игорь Насалик.
Ожидая, когда прогноз начнет, наконец, сбываться, «Нафтогаз» упорно отказывался закупать газ для закачки в подземные хранилища (ПХГ) вплоть до третьего квартала 2016 года. И теперь в украинских хранилищах, можно сказать, шаром покати.
На начало отопительного сезона 2015−2016 годов запасы газа в ПХГ составляли около 17 млрд. кубометров, и теплая зима позволила украинцам не обращаться к «Газпрому». Сейчас в хранилищах около 9,5 млрд. кубометров, и с учетом спада потребления Киев может закачать до зимы меньше — около 15 млрд. кубометров. Но для этого все же необходимы 5,5 млрд. кубометров газа, а на их покупку нужны деньги.
В начале мая украинское Минэнерго пыталось поставить вопрос о необходимости заполнения ПХГ. Однако глава «Нафтогаза» Андрей Коболев авторитетно заявил, что «большие европейские теоретики и прогнозисты посчитали, что в июне-июле цена на газ упадет на $ 5». Коболев добавил, что «не хочет рисковать тем, что государство потеряет на каждом миллиарде кубов около $ 5 млн».
Но цены повели себя вопреки прогнозу. На спотовом рынке в Европе газ подешевел до минимума в конце апреля, и с тех пор устойчиво дорожал до конца июля. Между тем, стоимость газа, который «Нафтогаз» закупает в Европе, привязана как раз к котировкам спота.
Так, в Германии в зоне Gaspool газ стоит сейчас $ 162 за тысячу кубометров, тогда как в начале мая он стоил $ 151,5. Газ в австрийском хабе Баумгартен стоит $ 172 за тысячу кубометров против $ 165 на начало мая. В евро разница более существенна, так как доллар за последние три месяца укрепился к европейской валюте примерно на 7%.
Разнице в $ 30, о которой говорит Насалик, взялась из сравнения минимальных цен конца апреля с максимумами середины июля.
Как ни считай, Киев наказал себя на приличную сумму. Возможно, из-за этого промаха «Нафтогаз» признал, что российский газ в третьем квартале все же выгодней европейского. Однако это не помешало ему продолжить импорт из ЕС. По подсчетам аналитиков, за газ из Словакии украинцы сейчас платят около $ 180 за тысячу кубометров. В то же время «Газпром» предлагает «голубое топливо» по $ 167,5.
По сути, Украина с отменным упрямством теряет деньги из-за своих политических принципов. Запад поначалу такое упорство поощрял, но в последнее время нерасчетливость Киева его раздражает.
Неслучайно американский журнал Foreign Policy написал, что Украина совершает роковую ошибку, преувеличивая свою геополитическую важность для западных партнеров. Наблюдая за внутриполитическими неудачами Киева и отсутствием реформ, Запад постепенно теряет желание помогать Украине, отмечает издание. «Киев стремится выставить своим главным врагом Москву, но на самом деле основная беда украинцев — это бездарные коррумпированные лидеры», — резюмирует Foreign Policy.
Глядя на эпопею с наполнением ПХГ, с такой оценкой нельзя не согласиться.
Вернется ли Украина к закупкам газа из РФ, и что будет с Европой, если «Нафтогаз» просчитается еще в одном своем прогнозе — что зима 2016−2017 будет теплой?
— Ошибиться с прогнозом цен на газ было довольно сложно, — считает глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.
— «Голубое топливо» всегда дорожает или дешевеет вслед за нефтью, с временным лагом в несколько месяцев, а нефть начала дорожать еще с января текущего года.
Думаю, ошибочность прогноза начали понимать и в «Нафтогазе». Именно поэтому Андрей Коболев одно время утверждал, что даже 14 млрд. кубометров газа в ПХГ достаточно, чтобы Украине беспроблемно пройти зиму 2016−2017 годов. На деле, для этого необходимо иметь в хранилищах как минимум 17 млрд. «кубов», а оптимально — 19 млрд.
Замечу, что все нелогичные действия Киева с закупками «голубого топлива» объясняются одним: желанием показать, что Украина не зависит от российского газа. Но в реальности это далеко не так.
В реверсном газе, который поступает на Украину из Словакии, изрядная доля российского «голубого топлива». Более того, в «Газпроме» не исключают, что этот реверс является псевдореверсом: часть объема российского газа не уходит в Европу, а сразу же перенаправляется в «незалежную».
Правда, российская сторона на происхождение словацкого реверса закрывает глаза. Нам в чем-то проще продавать газ европейцам — они, в отличие от украинских партнеров, исправно за газ платят. Проблема, однако, заключается в другом.
По словацкому реверсу чисто технологически невозможно — за оставшееся до отопительного сезона время — закачать в украинские ПХГ даже 15 млрд. кубометров газа, о которых сейчас идет речь.
«СП»: — Как на эту ситуацию смотрит Европа?
— Она не может не тревожить ЕС. Надо думать, что вице-президент Еврокомиссии по вопросам энергетики Марош Шефчович прекрасно понимает, каким должен быть запас газа на Украине, чтобы не мерзла Европа. На деле, уже сегодня можно предположить, что без прямой закачки в ПХГ газа из РФ не обойтись.
Должен сказать, что «Нафтогаз» в своих расчетах действительно исходит только из одного варианта: что зима 2016−2017 годов будет теплой. Но если этот прогноз не оправдается, и уже октябрь будет холодным, положение серьезно усугубится. В этом случае объем газа в украинских хранилищах может опуститься до минимума как раз к пику холодного сезона — январю-февралю 2017 года.
Чтобы в такой ситуации обеспечить бесперебойный транзит в Европу, Киеву, возможно, придется пойти на отключение внутренних промышленных потребителей. А это будет иметь для украинской экономики самые печальные последствия. Перебои в газо- и электроснабжении губительны для любого производства непрерывного цикла, например, для сталелитейных предприятий.
«СП»: — На что тогда надеется Киев?
— Украинский президент Петр Порошенко и премьер Владимир Гройсмандистанцировались от газовой проблематики, и спустили решение вопросов в этой сфере на достаточно низкий уровень. Такой подход удивляет, поскольку газовая тематика с каждым днем становится все более актуальной.
Киев, как обычно, делает ставку на европейскую помощь. Но на этот раз ставка может не сыграть. Сама Еврокомиссия денег Украине на закупку газа, понятно, не дает. ЕК лишь побуждает к этому пул кредиторов, и прежде всего Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
Но эти международные кредиторы все плотнее увязывают предоставление кредитов «незалежной» с активизацией реформ и либерализацией в энергетической отрасли Украины, в том числе с непопулярными мерами вроде повышения тарифов на энергоносители для промышленности и населения.
Эти условия, понятно, Киев выполнять не спешит, так что получение очередных траншей может затянуться, а ситуация с наполнением ПХГ — усугубиться.
«СП»: — При каких сценариях Европа может столкнуться с перебоями украинского транзита, и начать замерзать?
— В случае, если ЕС придется, из-за холодной осени, потратить до конца текущего года собственные резервы газа, а давление в украинской «трубе» упадет из-за банального воровства.
Кроме того, не исключено, что Украина из-за недостатка газа в хранилищах в сильные морозы технически не сможет прокачивать газ. При сильных отрицательных температурах, и падении уровня газа ниже определенного объема, насосы просто не смогут его «поднять».
Такая ситуация возможна, повторюсь, в январские или февральские морозы. Особенно если минимальный запас в ПХГ Украины не дотянет даже до 15 млрд. кубометров…
— Запаса в 15 млрд. кубометров газа Украине может хватить для бесперебойного транзита, если Киев не станет расходовать этот запас в период отопительного сезона, — считает эксперт в области газовой энергетики Алексей Гривач.
— В этом случае ему, правда, придется докупать необходимое количество «голубого топлива» на текущие нужды.
При этом надо понимать, что потребление газа на Украине действительно сократилось самым драматичным образом. Причины такого явления — банкротство неконкурентоспособных промышленных предприятий, плюс последствия сверхжесткой социальной политики, в рамках которой Украина в последние два года поняла цены на газ для населения в 10 раз.
«СП»: — Почему в такой ситуации Украина переплачивает за реверсный газ, а не покупает его у «Газпрома»?
— На мой взгляд, дело в коррупционной заинтересованности украинского руководства. Российский газ в третьем квартале стоит еще дешевле, чем во втором, ввиду более низкой средней цены на нефть за предыдущий период. Тем не менее, «Нафтогаз» не просто покупает более дорогой газ в Словакии, он как будто специально подгадывает время, чтобы купить этот газ подороже.
Между тем, с закачкой в ПХГ тянуть больше нельзя. Иначе может не хватить времени даже для того, чтобы закачать те самые минимальные 15 млрд. кубометров. Это, кстати, прекрасно понимают трейдеры, которые сейчас взвинчивают цены на транспортировку газа из европейских хабов до Украины.
Замечу, что Европу такая ситуация тотальной переплаты не устраивает. Неслучайно европейских кредитов на закупку газа «незалежная» до сих пор не получила. Но, скорее всего, получит, поскольку Запад в этой ситуации выступает заложником собственных политических обязательств.
Не исключаю, что в какой-то момент, под давлением Запада, Украина вернется к закупкам газа у РФ. Киев, кроме того, может попытаться заключить с «Газпромом» отдельное соглашение перед отопительным сезоном, которое будет гарантировать неприкосновенность транзита — так называемый «зимний пакет». Для России такое соглашение будет иметь смысл только в одном случае — если Украина купит у «Газпрома» какое-то количество газа напрямую, и по адекватной цене…