Из-за распространения пандемии COVID-19 возрастает количество наших сограждан, которые оказываются в ситуации торговли людьми и эксплуатации. Как противостоять новым вызовам и минимизировать их опасность? Об этом говорим с президентом Общественной организации «Ла Страда-Украина» Катериной ЧЕРЕПАХОЙ.
– Как COVID-19 повлиял на ситуацию торговли людьми в Украине?
– К сожалению, мы видим, что увеличиваются риски и растет уязвимость наших граждан относительно попадания в ситуацию торговли людьми и эксплуатации. Часто они остаются без работы и теряют источники доходов. По данным Государственной службы статистики, во втором квартале 2020 г., когда уже активно действовали карантинные ограничения, уровень безработицы в Украине достиг 9,9%. В первом квартале он равнялся 8,6%, поэтому наблюдаем тревожную динамику, которая сохраняется и до сих пор.
Есть и другие данные. Более 3 млн. украинцев на пике карантина находились в состоянии скрытой безработицы. Их занятость была уменьшена или они были отправлены в неоплачиваемый отпуск.
Нагрузка на рынок труда из-за COVID-19 существенно возросла и вследствие закрытия границ и возвращения домой наших трудовых мигрантов. В начале карантина таких оказалось около 2 млн.
При такой ситуации люди вынуждены соглашаться на достаточно сомнительные предложения по трудоустройству. К тому же сложными обстоятельствами пользуются недобросовестные работодатели, которые значительно ухудшают условия труда и уменьшают его стоимость.
– Как на проблеме торговли людьми сказалось закрытие границ в условиях карантина?
– Эта проблема однозначно не уменьшилась. Большое количество наших заробитчан, которые вернулись, не смогли трудоустроиться в Украине. Поэтому и в дальнейшем они готовы были выезжать за границу. Это подтверждает информация Национальной горячей линии по предупреждению домашнего насилия, торговли людьми и гендерной дискриминации – 0 800 500-336 (с мобильного и стационарного) или 116-123 (с мобильного), работу которой обеспечивает ОО «Ла Страда-Украина». Сюда поступало много обращений от граждан, которые желали узнать, как и когда можно будет выехать. К этому их подталкивали экономические факторы.
Одновременно много наших соотечественников до сих пор находятся за рубежом на заработках. Среди них есть и такие, кто уже пребывает в ситуации торговли людьми и эксплуатации. Возможности обратиться за помощью для них значительно ограничились из-за карантина. Потому что все соответствующие службы перешли на дистанционный режим работы или сильно ограничили свою сервисную деятельность. Например, во многих странах в это время отменялись плановые рейды на предприятия, которые ранее осуществляли или инспекторы труда, или представители смежных организаций с целью проверки условий труда и выявления потенциально пострадавших от торговли людьми и эксплуатации. То же касалось и правоохранителей, которых активно привлекали к карантинным мероприятиям.
Были неединичные случаи, когда нечестные зарубежные работодатели из-за ковидных условий фактически выбрасывали наемных украинских работников с работы. Случалось, что подвозили их ближе к границе, оставляли там и часто не платили за выполненную работу. И последние вынуждены были уже самостоятельно добираться домой. И это несмотря на осложнения, которые возникали при пересечении государственной границы.
– Много ли потерпевших от торговли людьми после возвращения из-за границы обращались за помощью в Украине?
– Это действительно очень важный вопрос. Сошлюсь на результаты мониторинга Всеукраинской коалиции общественных организаций по противодействию торговле людьми. По их данным, в течение марта-апреля 2020 г. был зафиксирован заметный прирост обращений потерпевших от торговли людьми за помощью, причиной которого стало массовое увольнение и возвращение в Украину трудовых мигрантов, подвергшихся эксплуатации за границей. Так было идентифицировано 142 человека, пострадавших от торговли людьми за рубежом и уволенных в связи с пандемией.
Но торговля людьми с целью трудовой эксплуатации на данный момент является проблемным вопросом. Дело в том, что много людей, которые действительно пострадали от нее, не могут самоидентифицировать себя такими потерпевшими. Некоторые полагают, что их просто обманули. Мол, я не подумал или не подумала, согласился или согласилась на все, что предлагали. Другие боятся осуждения со стороны окружающих, стыдятся рассказывать о ситуации, в которой находились, о своем опыте. В действительности может быть много причин. Поэтому говоря о том, что очень большое количество наших граждан вернулось в Украину, трудно определить, сколько из них испытали на себе трудовую эксплуатацию.
– В предыдущие годы торговлю людьми и эксплуатацию преимущественно связывали с трудоустройством за рубежом. Можно ли говорить, что в условиях пандемии они усилились в Украине?
– К сожалению, уже много лет мы наблюдаем случаи торговли людьми и эксплуатации, которые происходят внутри нашей страны. Они касаются как наших соотечественников, так и зарубежных граждан. Достаточно известными являются факты, когда людей использовали на сельскохозяйственных работах или на строительстве, и они фактически работали лишь за еду. Недавно украинские СМИ много писали о разоблачении преступной группы, вербовавшей украинцев для перевозки нелегальных мигрантов в Европу. За каждого мигранта получали награду в размере 3 тыс. долларов.
Прежде всего, эти риски касаются людей, находящихся в различных уязвимых группах. Например, бездомных. Их преимущественно используют с целью трудовой эксплуатации. В то же время правоохранители утверждают, что идентифицируют увеличение случаев торговли людьми с целью сексуальной эксплуатации. Они рассказывают об открытии большого количества порностудий, квартир с целью предоставления таких услуг.
Торговля людьми не была бы таким прибыльным бизнесом, если бы торговцы не адаптировались к условиям, которые складываются. Еще до карантина общение и вербовки нередко происходили в онлайн-режиме. Это усложняло возможности отследить этот процесс, собрать необходимую доказательную базу. В условиях COVID ситуация еще больше обострилась.
Так, сексуальная эксплуатация происходит, в том числе, с использованием веб-камер. Поэтому не обязательно перемещать людей в другие места, а тем более – в другие страны. Продукт, который будет предлагаться к использованию, может производиться в одном месте, а распространяться на широкой территории.
В таких условиях необходимо заботиться о формировании дополнительных каналов информирования потенциальных пострадавших от торговли людьми и контактирования с теми, кто уже оказался в этой неприятной ситуации. Такие вызовы, с которыми мы столкнулись сегодня, также должны быть отражены не только в национальных, но и в региональных и местных программах противодействия торговле людьми.
– Эффективным предохранителем торговли людьми всегда были общественные организации. Как коронавирусные проблемы сказались на их работе?
– Общественные организации так же, как и все общества, все страны и отдельные граждане столкнулись с теми же вызовами, которые принесла коронавирусная пандемия. Она вынудила переформатировать их деятельность, адаптировать к существующей ситуации предоставляемые услуги. В частности, много организаций не только в Украине, но и за рубежом, работающих в тематике противодействия торговле людьми и эксплуатации, вынуждены были переходить на оказание помощи дистанционно. Иногда их команды разделялись, и делалось это намеренно: если кто-то из социальных работников болел коронавирусом, то тогда это не распространялось на всю организацию, и она продолжала работать.
Также коронавирусная пандемия негативно сказалась на работе приютов для пострадавших от торговли людьми. Очень часто общественные организации, содержащие такие приюты, вынуждены искать возможности для обеспечения всех санитарных норм для лиц, которые находятся в них. Речь идет о тех же масках, перчатках, санитайзерах, которые в начале пандемии было достаточно трудно достать из-за их острого недостатка.
В некоторых странах отдельные приюты закрывались на карантин, если там оказывались больные COVID. Они продолжали свою работу, но не могли принимать новых клиентов. Это значительно усложняло работу общественных организаций, содержащих эти приюты.
Такие же особенные условия касаются технического обеспечения – ноутбуков, связи и пр. Все это крайне необходимо для оказания дистанционных услуг. Для их приобретения нужно привлекать дополнительные деньги.
Поскольку проблема торговли людьми не теряет своей актуальности, поэтому общественные организации стараются всячески выстоять в этих непростых условиях, дальше функционировать и предоставлять помощь тем, кто в ней нуждается.
– Как украинское государство сможет защитить своих граждан от торговли людьми и оказать действенную помощь пострадавшим от нее в ситуации, когда значительные ресурсы направляются на борьбу с коронавирусом?
– Как показывает наша практика, всегда находятся серьезные проблемы, отвлекающие на себя значительные ресурсы. В частности, в Украине уже 6 лет продолжается война, поэтому оборонный бюджет остается немалым. Теперь возникла проблема с коронавирусом, она также «съедает» много денег. И это – объективные реальности. К ним добавляются экономический спад, безработица.
Но имея даже все эти проблемы, все равно не следует забывать о других вызовах. В том числе, и о противодействии торговле людьми и эксплуатации. Потому что часто все эти проблемы могут быть между собой связаны. Например, карантинные ограничения провоцируют экономический спад.
Но при любых обстоятельствах мы всегда говорим о гражданах нашей страны, которые не просто могут, но и хотят работать. Поэтому нужно заботиться об усилении защиты наших соотечественников, реагировать на нарушение их прав. Если мы улучшим экономическую ситуацию внутри страны, то можно будет ожидать, что меньше украинцев будет выезжать за рубеж в поисках работы. Соответственно они тут будут платить налоги, укреплять наше государство, и у нас будет меньше проявлений торговли людьми. Именно в этом направлении и должна действовать украинская власть, прилагать для достижения этого результата все свои усилия.
Владимир ДОБРОТА,
Национальный пресс-клуб «Украинская перспектива»