Деловой комплекс «Москва-Сити» постепенно перестает выделяться среди других построек. Все чаще в городе появляются жилые высотки, которые, с одной стороны, привлекают внимание, но с другой — выбиваются из и без того пестрой архитектуры столицы.
Жилые комплексы, которые возводят девелоперы в Москве, не всегда соответствуют облику столицы. Особенно сильно это бросается в глаза, когда суперсовременные проекты появляются в центре.
В современном бизнес-классе Москвы преобладающая доля зданий строится в стилистике неоклассицизма (33,33%), показало исследование «Миэль-Новостройки». Компания проанализировала 42 высотных жилых комплекса, которые были сданы в эксплуатацию в 2012–2013 годах либо находятся сейчас в стадии строительства.
На втором месте по популярности у застройщиков стиль хай-тек (21,43%). Замыкает тройку лидеров авангард (14,29%). Далее следуют минимализм (11,9%), конструктивизм (9,52%) и ар-деко (7,14%). Меньше всего объектов в стиле неоготики (2,38%).
Растет популярность стиля хай-тек, в котором построен, например, деловой комплекс «Москва-Сити». Теперь в столице появляется все больше жилых домов, выполненных в этом стиле.
При этом, по оценкам экспертов, рост популярности стиля хай-тек вызывает серьезную проблему — сложно органично вписать такой современный объект в историческую застройку города.
Многие современные жилые комплексы страдают гигантоманией. При этом их строительство выгодней с экономической точки зрения — в условиях ограниченной площади застройки от них можно получить больше прибыли.
«Появление масштабных проектов на относительно небольшой территории можно назвать знаком современности», — считает главный архитектор проектов в архитектурном бюро «Остоженка» Раис Баишев.
Законодателями своего рода моды на жилые высотки можно назвать «Донстрой» и Capital Group. Яркие примеры — ЖК «Долина Сетунь» на западе Москвы и ЖК «Алые паруса» на северо-западе, а также ЖК «Аэробус», в которых более 30 этажей.
Иногда градоначальники принимают кардинальные решения относительно того или иного проекта, однако в целом архитектурный стиль Москвы остается довольно сумбурным.
Например, девелопера «Донстрой» обвиняли в том, что в своем проекте «Дом на Мосфильмовской» они построили больше этажей, чем было одобрено. В итоге тогда еще мэр Москвы Юрий Лужков предложил снести «лишние» этажи. Однако через год новый мэр Сергей Собянин принял решение оставить проект без изменений, аргументировав это тем, что подобные работы могли нанести вред построенному зданию, квартиры в котором были частично проданы.
Проект Capital Group — жилой комплекс «Русский авангард» — вовсе был отменен, так как оригинальное архитектурное решение не одобрил Лужков. Комплекс должен был состоять из пяти башен различной этажности, каждой из которых присвоено имя одного из известных русских художников начала XX столетия — Кандинского, Родченко, Поповой, Малевича, Экстер.
Москве по-прежнему не хватает своего собственного лица, говорят эксперты.
«Если не говорить о центре города, то жилые комплексы приобрели и цвет, и разные материалы, и перепад высот, и пластику фасада. Однако, несмотря на огромное расширение языка архитектуры по сравнению с однообразной архитектурой советского периода, впечатление от комплексов остается таким же, как и раньше. Видимо, тип домов не позволяет сделать ничего более уютного. Что ни делай, получаешь автомат Калашникова», — рассказывает архитектор Сергей Эстрин (архитектурная Мастерская Сергея Эстрина).
В целом жилые комплексы, которые возводятся в центре города и в спальных районах, довольно сильно отличаются в архитектурном подходе к образу жилого здания.
«Построенное в центре здание обречено на коммерческий успех, и при этой составляющей мы уже можем оценивать архитектуру. А за пределами центра ты начинаешь оценивать комплекс, принимая во внимание коммерческое давление. Критерии красоты, архитектура даже в глазах девелопера не занимают такую позицию», — комментирует Сергей Эстрин.
Эксперт отмечает, что покупателя, кроме местоположения, интересует только размер полезной площади и эксплуатационных расходов. А если архитектура мало волнует конечного пользователя, то она, безусловно, не слишком должна беспокоить застройщика. «Здесь скорее важно, насколько этот объект органично вписывается в окружающую застройку. Таков рынок», — говорит Сергей Эстрин.