Одним из приоритетных направлений реформирования отечественного АПК остается развитие малого сельхозпредпринимательства. О необходимости оказания ему надлежащей законодательной, финансовой, организационной и информационной поддержки со стороны государства не единожды высказывались народные депутаты, представители Министерства аграрной политики и продовольствия, научных кругов, общественных организаций, а также международные эксперты. Казалось бы, страна получила желанный консенсус, который обеспечит успех общему делу, и теперь главное – от политических заявлений перейти к конкретным действиям.
Однако практика показывает, что реализовать намерение о модернизации аграрной отрасли в полном соответствии с современными требованиями, создать все необходимые условия для организации крестьянами малого бизнеса и успешного его ведения крайне сложно. На недавнем заседании Национального пресс-клуба по аграрным и земельным вопросам подчеркивалось, что украинское село получило в наследство многочисленные проблемы, многие из которых до сих пор не решаются. Поэтому не случайно его участники решили обсудить возможные пути их успешного преодоления.
Аграрный бизнес поддержат инициативные люди
Вскоре Министерство аграрной политики и продовольствия должно завершить подготовку Стратегии развития сельского хозяйства и села в Украине на 2015-2020 годы. К ее разработке привлечены ведущие специалисты аграрной отрасли. Одну из таких рабочих групп возглавляет заместитель руководителя Проекта USAID «АгроИнвест» Александр Калиберда. Он поделился своими мыслями относительно перспектив развития украинского села.
По словам Александра Калиберды, до сих пор отечественный аграрный сектор остается неструктурированным. Например, отсутствует точное определение того, кого следует считать малым сельхозпроизводителем – то ли личные крестьянские хозяйства, то ли мелкие фермерские. И этот вопрос не праздный, ведь от него зависят направления, виды, объемы государственной помощи и условия ее предоставления.
«Нам необходимо иметь хотя бы небольшую государственную программу поддержки тех, кто имеет желание и навыки развиваться», - отметил Александр Калиберда. Ведь именно инициативные люди могут дать необходимый толчок активному развитию сельского бизнеса. Они должны получить доступ к финансовым ресурсам, к страхованию, их необходимо научить работать по-современному.
«В большинстве стран, имеющих эффективную экономику, все выстраивается на инициативе мелкого и среднего бизнеса, - подчеркнул Александр Калиберда. – Там есть свои программы, подходы относительно поддержки малого сельхозпроизводителя. Мы можем на них ориентироваться, использовать наработанный опыт».
Но для эффективного развития села мало полагаться лишь на сельскохозяйственное производство. Александр Калиберда напомнил, что необходимо заботиться об использовании всех ресурсов, которыми владеет сельская местность. Это и сельский туризм, и производство традиционных продуктов, народные промыслы и пр.
Ассоциация развития сельского (зеленого) туризма уже 3 года предлагает внести необходимые изменения в действующее законодательство, сказал Александр Калиберда. Но, к сожалению, решение этого вопроса до сих пор не продвинулось. И таких примеров можно привести немало.
Наконец еще одно направление работы может придать перспективы украинскому селу. Оно зависит от активизации сельской общины. «Она должна иметь возможность самостоятельно обсуждать, разрабатывать программы развития, принимать решения относительно их и далее внедрять эти программы в жизнь», - отметил Александр Калиберда.
Самозанятость малых сельхозпроизводителей
Заместитель директора по научному обеспечению законопроектной работы Института аграрной экономики Виталий Саблук заметил, что очень хорошо, что сегодня Министерство аграрной политики и продовольствия говорит о приоритете малых форм хозяйствования на селе.
«Я сторонник того, чтобы приравнять малую форму хозяйствования к преимущественно самозанятым формам хозяйствования, - подчеркнул он. – А средних сельхозпроизводителей – к селообразующим. Все остальные – это индустриальное фермерство или крупные сельскохозяйственные предприятия, занятые именно приумножением капитала».
По словам Виталия Саблука, Европа создала соответствующие условия, при которых малые формы хозяйствования получили больше рыночных преимуществ. И это несмотря на то, что они более затратные. Однако вместе с тем – и более репутационно ответственные. А это обеспечивает высокое качество сельскохозяйственной продукции и ее безопасность.
К сожалению, отечественные мелкие сельхозпроизводители о качестве и безопасности собственной продукции заботятся недостаточно. Виталий Саблук рассказал о ситуациях, когда такие аграрные бизнесмены выращивают продукцию «на продажу» и «для себя». В первом случае они могут применять биостимуляторы роста, антибиотики четвёртого поколения, премиксы и пр., а вот для себя и растения, и животных лелеют совсем по-другому. Допустима ли такая выборочность?
Виталий Саблук напомнил, что при таком подходе мы можем столкнуться с ситуацией, которая в свое время возникла в Болгарии. В эту страну, к примеру, болгарский перец завозится из Турции или Греции. Ведь жители Болгарии отказались употреблять собственный перец, мол, если другие европейцы не пускают его на свой рынок, почему мы должны его есть?
Самозанятость малых сельхозпроизводителей, по мнению Виталия Саблука, должна предусматривать серьезный подход с их стороны к обеспечению собственной эффективной работы в условиях рынка, конкурентоспособности своей продукции. Поэтому должны позаботиться о соответствии производимой продукции требованиям качества и безопасности пищевых продуктов GlobalGAP, идентифицировать коров, добровольно вести фермерскую книжку и пр.
«К самозанятому населению другой должна быть и налоговая политика, модель прямой или опосредованной поддержки. Все это требует соответствующих законодательных изменений».
Куда исчезают крупорушки?
К проблемам малых бизнесменов, специализирующихся на переработке сельскохозяйственной продукции, привлек внимание председатель Комитета предпринимателей АПК Торгово-промышленной палаты Украины Олег Юхновский. Он, в частности сказал: «В свое время в селах массово ставили мельницы, крупорушки, небольшие пекарни, мясоперерабатывающие предприятия, пивоварни. Где сегодня эти производства? В металлоломе».
Он пояснил ситуацию следующим образом. Представьте себе фермера, поставившего крупорушку. К нему сразу приходит представитель государства и говорит: ты выпускаешь социально значимый продукт, поэтому мы регулируем цену на него. Поэтому должен ее экономически обосновать, получить различные разрешения для реализации этой продукции. В случае невыполнения этих требований приедет соответствующая инспекция.
«К объектам ценового регулирования относятся практически все виды пищевых продуктов, - сказал Олег Юхновский. – В результате такие малые предприятия либо сократили объемы производства, либо закрылись, либо ушли в тень».
Олег Юхновский привел и другой пример. «Для того чтобы реализовать вино хорошего качества, фермер должен приобрести лицензию на его производство и отдельно лицензию – на его оптовую реализацию, которая стоит 500 тыс. грн. Покажите мне того фермера, который способен купить на год лицензию за такую сумму и при этом продавать вино собственного производства в небольшом количестве».
С 1 июля пиво приравнено к алкогольным напиткам, поэтому собственникам малых пивоварен, которых сейчас немало в сельской местности, тоже придется позаботиться о приобретении таких дорогих лицензий. «Вряд ли они смогут это сделать, - заметил Олег Юхновский, - значит, проиграют конкуренцию крупным производителям пива».
Олег Юхновский полагает, что государство должно изменить свои подходы к малым сельхозпроизводителям. В первую очередь, должна быть изменена система управления агропромышленным комплексом. Пока она не подверглась глубокой реформе. Мы до сих пор имеем районные и областные управления АПК, доставшиеся в наследство от советских времен.
По мнению Олега Юхновского, одна из проблем мелких сельских бизнесменов заключается в их раздробленности. «Они не способны защитить собственный экономический интерес. Поэтому нужно максимально содействовать объединению сельхозпроизводителей».
Миллион семейных фермерских хозяйств за полстолетия
Во время заседания Пресс-клуба председатель наблюдательного совета кредитного союза «Выгода» и директор кооператива здорового питания «Вера» из города Стрый Львовской области Петр Маковский презентовал собственную концепцию создания 1 млн. фермерских хозяйств семейного типа в течение 30-50 лет.
«Что мы сегодня наблюдаем в селе? – переспросил он. И сам ответил: - Латифундацию. Она демотивирует сельское население. Мелкие хозяйственники заранее знают, что они проиграют конкуренцию таким мощным хозяйствам, и потому отказываются от ведения бизнеса».
При этом, по информации Петра Маковского, во Франции средний размер фермерского хозяйства составляет 76 га, в Германии – 34 га, в Польше земли можно аккумулировать до 18 га. В той же Франции сельское население составляет лишь 6%, а в Украине – 30%. В некоторых наших областях этот показатель достигает 50%.
В целом в Украине личных крестьянских хозяйств – 4,6 млн. Каждое из них обрабатывает по 1-2 га. Также имеем 105 агрохолдингов, обрабатывающих половину всей земли сельскохозяйственного назначения.
«Какая наша задача? – продолжил Петр Маковский. – Через механизм получения финансирования, обучения, профессионального дорадництва создать условия для возрождения семейных ферм».
По его подсчетам, 1 млн. семейных ферм – это приблизительно 10% украинского населения. При условии внедрения предложенного механизма мы можем выйти на соответствующий французский показатель.
И тут существенно возрастает роль кредитных союзов. Они соседствуют с такими мелкими фермерскими хозяйствами, знают их проблемы, и поэтому всегда готовы помочь финансами в решении существующих проблем. Главное, чтоб и правительство не осталось в стороне. Желательно, чтобы оно направило 0,5-1 млрд. грн. для кредитных союзов Национальной ассоциации кредитных союзов Украины и Всеукраинской ассоциации кредитных союзов. И это могло бы быть государственной программой, направленной на кредитование исключительно семейных ферм.
Комментируя предложенную Петром Маковским программу, заведующая Отделом экономики и политики аграрных изменений Института экономики и прогнозирования НАН Украины Елена Бородина отметила, что в Украине уже фактически существует 1 млн. семейных ферм. Другое дело, что до сих пор они не имеют такого статуса из-за отсутствия надлежащего законодательства.
«По нашим подсчетам, - сказала она, - 20% действующих личных крестьянских хозяйств являются коммерческими фермами. То есть это настоящие семейные фермы, полностью работающие на рынок. Поэтому цель иметь их 1 млн. уже осуществилась. Их только нужно поддержать».
Региональное измерение малого бизнеса
Недавно началась реализация Программы USAID «Лидерство в экономическом управлении». О ее целях и задачах рассказала директор Программы Тамара Соляник.
Эта Программа внедряется Фондом «Восточная Европа» в партнёрстве с Институтом экономических исследований и политических консультаций, Центром социально-экономических исследований «CASE-Украина» и Киевским экономическим институтом.
Программа анализирует ситуацию, складывающуюся, в частности, в сельскохозяйственном секторе, занимается законотворчеством, обучением и адвокацией. Она работает как на центральном уровне, так и в регионах.
«Мы должны стать платформой для устойчивого диалога, который позволит осуществлять необходимые реформы. И, что очень важно, - получать ожидаемые результаты», - сказала Тамара Соляник.
Она также сообщила, что Министерство экономического развития и торговли сейчас работает над стратегией государственной поддержки малого и среднего бизнеса. И выразила надежду, что этот документ дополнит аграрную Стратегию.
«У нас было немало стратегических программ, - напомнила Тамара Соляник. – Но каждый раз не хватало денег на их реализацию. И в этом заключается проблема. Поэтому нам нужно находить новые формы государственно-частного партнерства».
Она сослалась на ситуацию в Днепропетровской области. Этот промышленный регион преимущественно представлен крупным бизнесом, который до недавних пор был сориентирован на российский рынок. Но теперь вынужден искать новые места сбыта своей продукции. А сама область должна заботиться о развитии малого и среднего бизнеса, в том числе, и такого, который работает в сельской местности.
Тамара Соляник отметила, что Программа уже получает запросы от регионов. Так, Днепропетровская область заинтересована не просто выстраивать малый и средний бизнес, а и сразу позаботиться о его экспортной конкурентоспособности. Для этого они хотят задействовать местный научный потенциал. И за счет донорских программ создать сертификационный центр. Он может стать той структурой, которая посодействует предприятиям получать сертификаты, без которых выход на внешние рынки невозможен.
А Тернопольщина заинтересовалась развитием туризма, обслуживанием сельскохозяйственных предприятий. По их мнению, это позволит новым территориальным общинам эффективно повысить благосостояние их жителей.
Максим НАЗАРЕНКО,
Национальный пресс-клуб по аграрным и земельным вопросам