Верховная рада решила отметить возвращение с каникул небывалым ростом внешнеполитической активности. Лишь за два дня пленарных заседаний был принят ряд эпических документов, среди которых заявление «Об отражении вооруженной агрессии Российской Федерации и преодолении ее последствий».
* * *
Хотя комментировать с юридической точки зрения законодательные истерики украинских парламентариев чрезвычайно сложно, попробуем все же разобраться, соответствует ли цена новых инициатив хотя бы стоимости той бумаги, на которой было напечатано 500 экземпляров законопроектов, розданных депутатам.
В соответствии со статьей 19 Конституции Украины «органы государственной власти… обязаны действовать лишь на основании, в рамках полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины». Полномочия украинского парламента в нынешней редакции основного закона регулируются статьей 85, весь перечень которых в части «агрессии» исчерпывается положениями о том, что она оглашает по представлению президента войну и использование вооруженных сил в случае внешней агрессии, а также утверждает президентские указы о введении военного и чрезвычайного положения. Таким образом, подобные сборники мифов и сказок о российской агрессии Верховная рада может утверждать хоть ежедневно. При этом их юридическая сила ничем не превышает юридическую силу документов, называемых в народе филькиной грамотой.
Единственно чем для матери-истории ценен сей очередной шедевр эпистолярного творчества, это новым доказательством двойных стандартов и избирательного подхода киевской хунты к выполнению международных договоренностей и собственных обязательств.
Так, обвиняя Россию в «аннексии» Крыма, украинская сторона предпочитает не вспоминать об осуществленном ею самой незаконном присвоении Крыма в 1992 г. В декабре 1991 г. был принят Акт провозглашения независимости Украины. В соответствии с действующим на тот момент законом «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» республики СССР, имевшие в своем составе автономные образования, обязаны были провести референдумы по каждой автономии. За этими автономиями сохранялось право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе. Киев же провел единый референдум, даже не поинтересовавшись мнением населения автономии по поводу ее будущей судьбы.
Именно это дало парламенту Крыма все юридические основания для принятия в мае 1992 г. акта о государственной самостоятельности Республики Крым, который должен был вступить в силу после подтверждения референдумом 2 августа. В ответ Верховный совет Украины признал решения парламента Крыма о провозглашении акта о государственной самостоятельности и проведении референдума противоречащими Конституции Украины и приостановил их действие. Также Украина незаконным образом приняла закон Украины «Об отмене Конституции и некоторых законов Автономной Республики Крым», которым отменила действие принятой крымчанами конституции, а также в одностороннем порядке преобразовала Крым в административно-территориальную автономию в составе Украины. Статус органов власти в Крыму был отрегулирован указами президента Украины Л.Кучмы. Волеизъявление жителей полуострова при поддержке законно избранных властей Крыма лишь восстановило попранное аннексией 1992 г. право народа Крыма на самоопределение, предусмотренное п. 2 ст. 1 Устава ООН.
Говоря о «российском вторжении» в Крым, Верховная рада «забыла» упомянуть о том, что в соответствии с подписанными соглашениями о пребывании ЧФ РФ, Харьковскими соглашениями и Конституцией Украины российские вооруженные силы на законных основаниях находились на территории Крыма. А количество представителей ВС РФ не превышало того, которое было предусмотрено двусторонними договорами.
Кроме того, упоминая в постановлении выгодные ей акты международного права, Верховная рада предпочла «не заметить» другие, в частности о примате прав человека над государственным суверенитетом и об обязательствах участников международного сообщества предотвращать преступления геноцида. Умалчивает Украина и о том, что крымские события стали прямым следствием нарушения нынешней киевской хунтой договоренностей от 21 февраля 2014 г. о преодолении кризиса в стране, подписанных с действующим на тот момент президентом Украины В.Януковичем, и совершения вооруженного государственного переворота. Жестокая расправа с крымчанами, получившая название «Корсуньского погрома», в полной мере доказывает намерения неонацистского режима осуществить такой же геноцид крымчан, который впоследствии был осуществлен в отношении жителей Донбасса.
В этом контексте особым цинизмом являются обвинения России в разрушении инфраструктуры Донбасса, гибели мирного населения и «покушениях» на военную украинскую авиацию, мирно бомбящую фосфорными снарядами города Донецкой и Луганской областей. Все военные преступления, перечисленные в постановлении Верховной рады, Киев должен адресовать себе. Отнюдь не российская артиллерия стирала с лица земли Донецк, Луганск, Горловку и Ясиноватую, отнюдь не действия российских военных привели к тому, что «Новая почта» отказалась принимать одежду и бытовую технику без чеков об их покупке, отнюдь не россияне прекратили выплачивать жителям ДНР и ЛНР социальные пособия и выдавать им необходимые документы.
За более чем год карательной операции против населения Донбасса так и не получено доказательств присутствия Вооруженных сил РФ на территории Украины. В то же время международными наблюдателямизафиксировано множество военных преступлений украинских карателей. Так, зверства печально известного батальона «Айдар» настолько часто попадали в отчеты «Международной амнистии», Human Rights Watch и ОБСЕ, что Киев более не мог их скрывать и вынужден был расформировать батальон и возбудить уголовные дела против его членов. Представители международного сообщества обнаружили на территориях, подконтрольных украинским войскам, многочисленные массовые захоронения мирного населения, включая женщин и детей, со следами жестоких пыток. Представителями международной правозащитной организации Human Rights Watch было зафиксировано применение Украиной запрещенных международными конвенциями кассетных боеприпасов, а Следственный комитет РФ получил неопровержимые доказательства использования против мирного населения неконвенционных фосфорных бомб. В сочетании с полной экономической блокадой региона действия Киева могут расцениваться как акт геноцида в отношении собственных граждан.
Но если украинский парламент с достойным лучшего применения упорством принимает юридически ничтожные законодательные акты с «доказательствами», годными лишь для желтой прессы и украинского телевидения, значит ставит перед собой определенные цели.
* * *
В документе также прослеживается очередная попытка разрушения минских договоренностей, подписанных лидерами Германии, Франции и РФ и утвержденных резолюцией СБ ООН. Лицемерно указывая России на нарушение норм международного права, украинская сторона откровенно дезавуирует свои же собственные обязательства и законодательные акты, принятые в рамках процесса мирного урегулирования. Так, и в минском протоколе, и в законе «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» речь идет о предоставлении жителям Донбасса права на свободное использование русского языка и развитие сотрудничества с Россией, а также внесении изменений в Конституцию Украины.
Уже после второго раунда минских договоренностей парламент Украины полностью извратил положения международных документов, внеся в закон изменения, предусматривающие выполнение его положений лишь после проведения в ДНР и ЛНР повторных выборов по украинскому законодательству. Нынешним же постановлением депутаты вообще отказались исполнять минские соглашения, заявив, что Украина «отвергает несовместимые с Конституцией Украины и международным правом какие-либо требования РФ, направленные на вмешательство во внутренние дела, в частности требования о федерализации Украины, отмены украинского языка как единственного государственного и отказа Украины от свободы выбора своего цивилизационного курса». Из всех пунктов минских соглашений Верховная рада лицемерно выбрала лишь выгодные ей положения о возврате контроля над границей и прекращения гуманитарной помощи погибающему от экономической блокады Донбассу.
Еще один важный момент. Постоянными попытками подменить природу украинского внутригражданского конфликта «войной» с Россией Украина намеревается превратить гражданскую войну в международный конфликт, втянув в военное противостояние третьи страны. Ярким примером этих попыток является требование о введении миротворцев на украинско-российскую границу и их привлечение к «выведению с территории Украины формирований Вооруженных сил Российской Федерации». В чем, собственно, демонстрирует истинную цель агрессии против собственных граждан.
Вторая цель – любой ценой поправить свое материальное положение. Доведя страну до банкротства, бездарная и бессовестная украинская власть стремится получить «контрибуцию» за собственноручно содеянные разрушения и от России, и от Запада. В тексте постановления откровенно звучит просьба о «расширенной финансовой помощи и поставках оружия на основании того, что, противодействуя российской агрессии, Украина стала на защиту объединенной демократической Европы и всего свободного мира». А от России требуется «полностью возместить весь причиненный ущерб в объеме, определенном в подготовленной КМУ консолидированной претензии». Как говорил герой известного фильма, «жить захочешь – и не так раскорячишься». Ведь реструктурировать 23 млрд. долл. внешних долгов нужно срочно, а кредиторы не горят желанием спасать обезумевшую Украину от банкротства.
Правда, начать в своей стране геноцид, гражданскую войну и уничтожить экономику – весьма нетривиальный способ получения финансовой помощи. И явно нерезультативный. Привести он может лишь на скамью подсудимых Международного уголовного суда, которым киевская хунта опрометчиво грозит России.
* * *
22 апреля Рада утвердила обращение к «международной общественности» о введении персональных санкций против лиц, ответственных за заключение Савченко, обратилась к президенту РФ Владимиру Путину с призывом освободить Савченко, которую в России обвиняют в причастности к убийству двух журналистов. Решения Верховной рады украинский политолог Михаил Погребинский прокомментировал так: «Это даже не старшая, а младшая группа детского сада. Они не настроены защищать национальные интересы страны. Они настроены лишь показать, как они не любят Россию!» Видимо, этой группе не поможет и созданная в тот же день на один год Временная комиссия по вопросам будущего.
Ольга ШЕЛКОВА, Одна Родина