Впечатления и умозаключения при созерцании массовой скупки долларов в обменниках…
Накануне наступления 1000 года от Рождества Христова весь тогдашний христианский мир находился в трепетном ожидании конца света.
По такому случаю мирскими делами заниматься было грешно. Народ массово принимал постриг, жертвовал имущество на богоугодные дела, строительство церквей и прочие бесприбыльные мероприятия.
И, самое главное, все находились в ожидании – вот придет конец света, а он взял и не пришел…
Пришлось опять браться за работу, вступать в греховные отношения, каяться, и снова вступать и так по кругу. В общем, христиане отложили апокалипсические ожидания в долгий ящик, а сами занялись обустройством быта, зарабатыванием денег, войнами и прочими приятными и не очень вещами. Жизнь пошла своим чередом.
Современные украинцы временами очень напоминают европейцев 1000-го года. Они тоже ждут конца света. Правда, связан он не со вторым пришествием Христа, а куда более прозаической причиной - выборами в парламент.
Дескать, до 28 октября еще как-то дотянем, а вот дальше кранты.
Обвал курса гривны и развал экономики…
Эксперты штампуют страшные прогнозы, мол, довели страну до ручки, инвестиционный климат ни к черту не годится, деньги убегают из страны на Кипр, украинцы скупают доллары и зашивают их в матрацы.
Дело сохранения всего, что нажито непосильным трудом, именно таким способом, конечно, важное, хотя и довольно спорное.
В случае настоящего конца света это не поможет, а на случай войны или революции лучше запастись золотом, чем бумажками. Хоть в монетах, хоть в ювелирных изделиях. Его куда проще выменять на хлеб.
Тем более что соответствующий опыт уже был у предыдущих поколений украинцев. В давние времена, лет 80 назад, когда компартия в первый раз возвращала страну народу, ей понадобилось золото для промышленного рывка – станки разные купить для «Азовстали», или самые современные турбины для «Днепрогэса», и вот те, у кого золото было, смогли выменять в магазинах «Торгсина» муку, хлеб и прочие дефицитные продукты.
Тому, у кого золота не было, пришлось совсем худо.
Если уж готовиться серьезно к кризису, то неплохо прикупить ящичек мыла, сотню иголок, теплую одежду. Хороший охотничий нож, топорик, ну и ружье с хорошим запасом патронов не помешало бы…
Но вместо этого украинцы скупают доллары и ждут.
Чего?
А вот пока рассосется…
Осторожность дело неплохое (скорее даже хорошее), но стоит ли так увлекаться ожиданиями конца света после 28 октября?
На пятом году кризиса украинская экономика все еще жива. Да, растет медленно, даже очень, но растет же? Госстат свидетельствует – 2,5%.
Конечно, хотелось бы большего.
А еще - чтобы вдруг обнаружить большие залежи нефти и газа, где-нибудь под Полтавой. Это было бы прекрасно! Но пока новых запасов не обнаружили…
Украинцы, в большинстве своем, живут небогато (или, во всяком случае, у них такое ощущение), но, тем не менее, валюту покупают регулярно. Кроме того, депозитные вклады трудящихся растут. По статистике НБУ с января по август, депозиты трудящихся выросли на 40 млрд. гривен. (Приблизительно во столько обошлось Украине ЕВРО, со всеми дорогами, стадионами, аэропортами и любимыми украинцами поездами).
Кстати, общая сумма депозитов составляет 342 млрд. гривен. Ну, это практически весь Государственный бюджет. Как говорится, внушает…
Но, ни экономический рост, пусть даже и скромный, ни стремительное наращивание депозитного портфеля украинцев не мешают экспертам, оппозиционерам и прочим знатокам предрекать скорую экономическую катастрофу, хотя вроде бы нет для этого оснований…
Да, действительно газ дорогой, торговый баланс хромает, инвестиционный климат неблагоприятный. Как опубликует Всемирный банк исследование по качеству инвестиционного климата и деловой активности, так страшно становится. Получается, что Украина сегодня на 152-м место из 183-х возможных. А это уровень прекрасной страны Либерии. Правда, там воюют, а у нас нет, но экспертам Всемирного банка все нипочем.
Впрочем, в Украине эффект гражданской войны успешно воспроизводят разнообразнейшие контролеры – налоговики, пожарные, работники санэпидемслужбы. Если добросовестно следовать их инструкциям, то делать в Украине вообще ничего нельзя, а все время надо потратить на сбор справок. Однако мы все же делаем кое-что, как-то выкручиваясь из этой ситуации. Но по странному стечению обстоятельств, наша страна один из мировых лидеров по уровню коррупции.
И, тем не менее и несмотря ни на что, и поезда ездят, и самолеты летают…
Значит ли это, что у украинской экономики нет проблем?
Нет. Не значит.
Только вот проблемы эти все хронические. Они не сегодня возникли, и завтра никуда не исчезнут (разве что вместе с обитателями нашей прекрасной страны).
Стареющее население вдруг не помолодеет. 14 миллионов пенсионеров хотят кушать, и их придется кормить. То есть рассчитывать, что вдруг налоговая нагрузка в Украине будет, как Америке, не приходится (американцы большие противники увеличения социальных расходов и льгот – ред.) Да, ее можно по-иному перераспределить, но как ни крути, а треть взрослого населения на иждивении - это много.
Это еще не считая детей, которых каждый год рождается по 400 тысяч и за каждого приходится платить. Уже сейчас дети обходятся украинцам в 30 млрд. гривен выплат матерям. А учитывая популистские обещания всех без исключения партий, сумма будет только расти. Чтобы заикнуться о сокращении речь вообще не может идти.
Но это расходы, а как там с доходами?
Тоже более или менее стабильно.
Конечно, взрывного роста цен на металл нет, наоборот небольшой спад, но металлурги плавят, отгружают и экспортируют. Пока вроде нет оснований ожидать резкого обвала. Если устаканится ситуация на Ближнем Востоке, начнут восстанавливаться после гражданской войны Сирия с Ливией, спрос подрастет, тогда цены могут и вверх пойти. Для наших металлургов это хорошо…
А что хорошо для металлургов, то хорошо для страны. Как ни крути, а они обеспечивают 20% ВВП и 40% валютных поступлений в Украину.
С ценами на продовольствие вообще все складывается очень неплохо для украинских производителей. Несмотря на то, что правительство чудит и меняет правила игры, то ограничивает экспорт, то меняет условия, аграрии урожай собирают и продают, денежка накапливается.
Впрочем, внутри страны тоже непросто, несмотря на то, что власти рапортуют об улучшении, но денег у народа немного (а как же рост депозитов? – ред. J), да и те распределены, неравномерно. Но на питание, коммуналку, уплату кредитов, ну и на депозит (небольшой) хватает.
А так, в общем, не забалуешь.
Не на что.
Но на катастрофу вроде тоже не похоже? Зачем же нагнетать истерику?
Тем более что вся экономическая история ХХ века учит всех интересующихся тому, что катастрофе предшествует безудержный оптимизм властей, экспертов и самое главное – простых трудящихся. Вот как только все эксперты запоют в один голос, мол, мировая экономика преодолела циклическую зависимость – теперь подъемов и спадов не будет, только постепенный и устойчивый рост!
Вот тогда считайте все, приехали…
Тогда уж кризис на пороге. Как говаривала в 2008 году незабвенная Юлия Тимошенко – верьте, кризис никогда не постучится в наши двери. А он взял и постучался…
В общем, до тех пор, пока власти и эксперты рассказывают о небольших улучшениях, успокаивают, что намного хуже не будет, то можно сильно не переживать. Вместо этого стоит брать пример с наших далеких предков, которые жили 1012 лет назад, и заниматься каждому своим делом.
Идти на работу, зарабатывать, покупать, продавать, строить, строчить комменты в соцсетях (в свободное время). Если что-то остается от зарплаты – отложить. Только вот метаться за долларами с диким видом не надо.
На случай термоядерной войны хорошего бизнес-плана не существует...
Впрочем, классики советской литературы учат нас, что убедить широкие массы трудящихся не сходить с ума практически невозможно.
Особенно если трудящиеся уверовали в приближение кризиса.
«Доказав Полесову, как дважды два - четыре, что муки в городе сколько угодно и что нечего устраивать панику, граждане бежали домой, брали все наличные деньги и присоединялись к мучной очереди. Молодцы из «Быстроупака», закупив всю муку в лабазе, перешли на бакалею и образовали чайно-сахарную очередь. В два дня Старгород был охвачен продовольственным и товарным кризисом», - писали Илья Ильф и Евгений Петров в настольной книге советского человека.
Поэтому на всякий случай, банкиры и больше 300 долларов в одни руки не продают, а то мало ли чего…