- С шахтерами 20 минут спускались в двухэтажной железной клети. Она постоянно тряслась и скрипела. Казалось, что вот-вот сорвется, полетит вниз. Закладывало уши, - рассказывает киевлянка Елена Яресько, 20 лет. С друзьями была на экскурсии в шахте "Родина" в городе Кривой Рог Днепропетровской области. Она самая глубокая в Европе. Железную руду добывают на глубине 1,3 км. Электровозы с вагонетками подвозят руду к штреку. Клетью поднимают.
- Железная руда черная. Но вокруг шахты все покрыто красной пылью. Даже коты и собаки красные. Мы переоделись в робу шахтеров, нам выдали фонарики, - вспоминает Елена. - В шахте всегда горит свет, стены забетонированы. Стрелки на колеях автоматические. Нас заводили в диспетчерскую. На пульте видно движение подземных поездов. Шахтеры работают отбойными молотками. Грохот такой, что не слышно, как тебе кричат на ухо.
Час ожидали клеть, чтобы подняться.
- Подходили шахтеры, которые как раз закончили смену. Угощали папиросами. Они курят много, одну за одною. Папиросы крепкие и вонючие, без фильтра.
3-часовая экскурсия стоит 70 грн.
Ленины друзья были на экскурсии в соляных шахтах поселка Солотвино Закарпатской области.
- Там есть подземное озеро, соляные тоннели. Как сувенир дарят 300-граммовый кусок соли. На глубине 300 метров есть санаторий. Лечат астму, ревматизм, псориаз. Пациенты наверх не поднимаются. Там едят и ночуют. В палатах с соляными стенами 23 градуса тепла. В воздухе микробов в десять раз меньше, чем в операционной. Бронхит лечат за три дня.
В городе Соледар в 100 км от Донецка тоже устраивают экскурсии в соляных шахтах. Рудники - на глубине 300 м. Туристы проходят 700 м под землей. За экскурсию платят 150 грн.
- Заводят на подземное футбольное поле и в концертный зал. В лабиринтах расставили скульптуры из соли - гномы, пальмы и сундуки. Можно поиграть в бильярд, шахматы и теннис.
Концерт слушали в касках и халатах
В соляной шахте в Соледаре обустроили концертный зал. В 2004 году Донбасский симфонический оркестр с дирижером австрийцем Куртом Шмидтом исполнял музыку Моцарта и Штрауса. Пела солистка Венской оперы Виктория Лукьянец.
- Есть лишь два-три театра, акустика в которых лучше этой шахты. Ноты за мгновение подлетали к потолку, а спускались медленно, как пушинки, - рассказывал после концерта Курт Шмидт.
Его слушали 200 зрителей. Билеты покупали по 5 тыс. грн. На концерте сидели в касках и халатах.
Екатерина ГОНЧАРОВА