Продажи недвижимого имущества в Литве быстро растут, но рынок кредитов на жилье растет не очень сильно. По словам экономистов, вероятно, что перед введением евро люди достают из конвертов неучтенные деньги. И все же, по мнению собеседников, непрозрачные средства составляют меньшую часть денег, за которые покупают недвижимость. Тем более, что такая покупка – рискованный способ их легализовать, www.lrt.lt.
По словам экономиста банка Nordea Жигимантаса Маурицаса, уже почти четыре года цены на недвижимость стабильны, а в некоторых сегментах даже начали повышаться, и немалая часть средств идет на недвижимость. Жители покупают и по два, и по пять, и даже больше квартир.
«Это определенный способ хранения денег. Так как такая же активность отмечалась и в Латвии и Эстонии, можно предположить, что определенное влияние на это может иметь введение евро. Для того, чтобы деньги конвертировались в евро, их кладут на текущие счета, или, если происхождение денег не очень прозрачное, часть их инвестируют в недвижимость», – отметил экономист.
О возможной циркуляции не декларированных денег на рынке недвижимости на прошлой неделе в комментарии газете Verslo žinios писал и советник президента банка SEB Гитанас Науседа. «Предчувствие введения евро повлияло на умы участников рынка недвижимости. Неожиданно на этот рынок стали приходить деньги неясного происхождения, на которые покупается все, что не движется – квартиры, дома, и даже земельные участки, которые долгое время никого не интересовали», – утверждал он.
Средства достают из чулок и конвертов
«Быстро растущие продажи недвижимости и не растущий рынок кредитов на жилье позволяют предположить, что на этом рынке циркулируют и совершенно легальные сбережения, и не декларированные деньги», – сказал порталу LRT.lt Науседа.
По словам экономиста, после того, как в 2008-2009 году лопнул пузырь недвижимости, начавшийся после этого финансовый кризис на некоторое время почти совсем остановил рынок недвижимого имущества. Но люди, ранее планировавшие приобрести недвижимость и выделившие на это деньги ждали подходящего момента для возвращения на рынок. Поэтому, как утверждает Науседа, такие отложенные деньги в один момент пришли на рынок и, затмив деньги, полученные в кредит, стали основной движущей силой на рынке.
Маурицас, в свою очередь, отмечает, что есть вероятность, что на рынок недвижимости поступают не декларированные доходы, но общая тенденция такова, что жители, в посткризисный период скопившие денег, все еще избегают инвестировать в более рискованные проекты (акции, облигации или бизнес), поэтому инвестируют свои сбережения в рынок недвижимости, который знают лучше.
«Происхождение средств не обязательно нелегальное. Немалую часть денег, на которые покупается недвижимость, присылают в Литву эмигранты. Вероятно, что определенные суммы на рынок попадают из распространенных в Литве конвертов», – сказал Маурицас.
Недвижимость – не самый безопасный способ легализовать «черные» деньги
По мнению экономистов, большая часть средств, достигших рынка недвижимости, совершенно легальны. Собеседники отмечают, что те, кто пытается нелегальные деньги использовать для покупки недвижимости, наивно думают, что это самый лучший способ их легализовать.
«Я не хочу сомневаться в честности людей, и думаю, что большая часть денег заработана честным путем. Но попытка легализовать неучтенные деньги, покупая недвижимость – очень большой риск, это может принести неприятности. Ведь в один прекрасный день может позвонить должностное лицо Государственной налоговой инспекции и попросить представить документы, подтверждающие легальность полученных доходов», – сказал Науседа.
«Если человек получает нелегальные доходы, не платит налоги и хранит их в кармане, ГНИ довольно сложно прийти, обыскать дом и найти эти деньги. Но если такой человек приобретет недвижимость, ГНИ попросит доказать, что деньги заработаны легально, а налоги уплачены. Если человек этого не сделает, можно применять санкции в связи с незаконным обогащением», – сказал представитель ГНИ Дарюс Бута.