Абак (греч. «доска») - верхняя часть капители. В греческом дорическом ордере – простая
квадратная плита. Профиль тонкого абака ионического ордера квадратный или
вогнутый, с желобом. В коринфском и композитном ордерах абак вогнутый со
срезанными по диагонали углами.
Адоб - высушенная
на солнце, предварительно размятая красноватая глина, используемая для
строительства в Латинской Америке и на юго-западе США.
Алтарь (от лат. alta ara) - возвышенное место, самая важная часть христианского
храма. Доступ в это сакральное пространство имеют только священнослужители. В
античную эпоху этим словом обозначали жертвенник. Алтарем называют также
престол, на котором совершаются таинства.
Амфипростиль (от греч. amphiprostylos, от amphi – «с обеих сторон» и
prostylos – «имеющий колонны с передней стороны») - тип древнегреческого храма, для
которого характерен прямоугольный план и колонные портики на обоих торцевых
фасадах. Продольные стены амфипростильных зданий обычно были гладкими и не
имели никаких украшений. Примером амфипростиля может служить храм Ники Аптерос
на афинском Акрополе.
Антаблемент
- в классической архитектуре верхняя горизонтальная часть здания, опирающаяся
на колонны. Антаблемент состоит из архитрава, фриза и карниза. Иногда
антаблемент (декоративный по своей функции) надстраивается над дверьми и
окнами.
Анты - выступы
продольных стен здания, расположенные по бокам от входа. В древнегреческих
храмах, получивших название «храмы в антах», между выступами стен ставили
колонны портика. Примером здания этого типа может служить сокровищница Афинян в
Дельфах.
Апсида (от греч. hapsis – «свод») - полукруглый или граненый выступ здания. В древнеримских
базиликах в апсиде находилось место судьи. В христианских храмах апсиды обычно
располагались с восточной стороны, но были и двусторонне ориентированные
церковные постройки с двумя апсидами – на востоке и на западе. В
раннехристианских церквах у стены апсиды ставилось кресло епископа, по обе
стороны от которого отводились места для высшего духовенства.
Апсидиолы - небольшие
полукруглые или граненые выступы церковного здания, в которых устраивали
капеллы. В средневековых храмах апсидиолы обычно располагаются веерообразно
вокруг апсиды или примыкают к восточной стене трансепта.
Арабеска - сложный
орнамент, сформировавшийся в искусстве мусульманских стран, основанный на
бесконечном развитии и повторении декоративных мотивов (геометрических,
эпиграфических и растительных).
Арка (от лат. arcus – «дуга», «изгиб») - конструкция перекрытия, составленная из блоков
клиновидной формы, поддерживаемая двумя опорами. Арка была известна уже в
Древнем Египте и в Греции. В архитектуре Древнего Рима ее возможности были
использованы в полной мере. Средневековое зодчество почти полностью основано на
применении арочной конструкции. По форме кривой различают арки следующих видов:
полуциркульные или полукруглые, стрельчатые, подковообразные (распространенные
в исламской архитектуре), килевидные, ползучие (с расположением опор на разных
уровнях), многолопастные и проч.
Аркада (от франц. arcade) - ряд арок и поддерживающих их столбов или колонн. Аркады
часто использовали для организации внутреннего пространства храмов и при
устройстве галерей.
Аркбутан - элемент
готической архитектуры, служащий для передачи распора главного нефа контрфорсам
– опорным элементам, расположенным снаружи по отношению к основному объему
церковной постройки.
Архивольт (от лат. arcus volutus – «обрамляющая дуга») - архитектурный элемент,
представляющий собой обрамление арочного проема.
Архитрав (от греч. archi – «главный» и лат. trabs – «балка») - балка, нижняя часть антаблемента,
лежащая на абаках колонн. Дорический архитрав – гладкий, а в других ордерах
может быть составлен из нескольких горизонтальных полос.
Атрий (лат. atrium) - закрытый внутренний двор в древнеримских домах, в который выходили
другие помещения. В центре атрия находился бассейн для стока дождевой воды
(имплювий), попадавшей туда через отверстие в кровле (комплювий). Атрий с
фонтаном для омовения, окруженный колоннадой или аркадой, традиционно находился
перед входом в раннехристианские базилики. Атрий раннехристианской эпохи
сохранился при церкви Сан Клименте в Риме. Значительно реже атрий можно видеть
в романских постройках (при базилике Сант Амброджо в Милане).
Аттик (от греч. attikos) - низкий этаж или глухой парапет над главным карнизом
здания. Этим же словом обозначают жилой этаж, расположенный непосредственно под
скатной кровлей.
База (от греч. basis) - нижний элемент, основание столба или колонны. У колонн
греческого дорического ордера не было баз. В других ордерах базы с разными
профилями, разной высоты служат для зрительного расширения опорной, несущей
наибольшую нагрузку части колонны.
Базилика (от греч. basilike – «дом царя») - здание зального типа, вытянутое
по продольной оси и разделенное продольными рядами колонн на нефы. В римских
базиликах осуществлялось судопроизводство и заключались торговые сделки.
Балдахин (итал. baldacchino) - навес над алтарем или троном, подчеркивающий их особое
положение в пространстве собора. Самым грандиозным сооружением этого типа
является балдахин собора св. Петра в Риме (архитектор Бернини).
Балясина -
колонка, составленная из вазоподобных форм с капителью и базой, служащая обычно
опорой для верхней перекладины балюстрады или парапета.
Барабан - цилиндр
или многогранник, служащий основанием купола, опирающийся на своды здания.
Обычно барабан прорезан оконными проемами. Этим же термином обозначают
цилиндрические блоки камня, из которых составлялся ствол колонны.
Веерный свод
- тип свода, получивший распространение в английской перпендикулярной готике;
образован ребрами (нервюрами) одинаковой длины и кривизны, веерообразно
расходящимися от опор. Впервые веерные своды были использованы при сооружении
клуатра собора в Глостере; в более развитой форме – в Королевской капелле в
Кембридже.
Волюта (лат. voluta – «завиток», «спираль») - архитектурная деталь в форме
завитка, являющаяся частью ионической или композитной капители, реже –
коринфской.
Галереи –
часть пространства храма; в архитектуре Западной Европы посредством галерей
обеспечивался доступ паломников к капеллам с реликвиями, расположенным вокруг
апсиды; на Востоке христианского мира на галереях во время службы стояли
прихожане (чаще – наиболее знатные). Этим же термином обозначают и открытые
помещения с колоннадами вокруг внутренних монастырских дворов.
Гипостиль (от греч. hypostylos – «поддерживаемый колоннами») - большой зал с многочисленными
колоннами, образующими регулярные ряды и поддерживающими перекрытие. Примером
гипостильного зала может служить храм Амона в Карнаке.
Гопура - надвратная
башня в ансамбле индийского храма, представляющая собой высокую четырехгранную
пирамиду, грани которой покрыты скульптурными рельефами.
Горгулья - в
готических сооружениях водоотвод (выступающая водосточная труба), как правило,
оформленный в виде фигур разных фантастических существ, из пастей которых
льются струи воды.
Гротеск (итал. grottesco, от grotta – «грот») - резной или живописный орнамент,
образованный из причудливо скомпонованных декоративных мотивов, а также
растительных и животных форм. Так были названы лепные украшения Золотого дома
Нерона (1 в.), заново открытые в эпоху Возрождения.
Гутты (от лат. gutta – капля) - маленькие украшения в форме усеченных конусов,
расположенные под и над триглифами дорического фриза. Гутты напоминают о
происхождении дорического ордера из деревянной архитектуры.
Деамбулаторий
- полукруглая обходная галерея вокруг хора в готическом соборе. Из
деамбулатория открывается доступ в капеллы.
Дентикулы (от лат. denticulus – «зубец») - сухарики, маленькие прямоугольные
выступы на карнизе ионического или коринфского ордера.
Дорический ордер - один из трех греческих архитектурных ордеров. В греческом дорическом
ордере колонны не имеют баз, неглубокие каннелюры перерезаны канавкой шейки под
капителью, имеющей форму круглой подушки; фриз состоит из чередующихся
триглифов и метоп. Римский дорический ордер отличается от греческого наличием
баз у колонн и более стройными пропорциями последних. Дорический ордер
сформировался на Пелопоннесе и в Греции в 7 в. до н.э.
Замковый камень - камень, отмечающий верхнюю точку арки и расположенный на оси
симметрии арочного проема.
Зиккурат (аккадск.) - храмовая башня в Древней Месопотамии. Имеет квадратный план и
ступенчатую пирамидальную форму. Наверху зиккурата находилось святилище.
Зиккурат обычно был ориентирован по странам света. Его ступени окрашивались в
разные цвета, самые светлые и яркие краски использовали для верхних ступеней.
Импост (франц. imposte) - архитектурный элемент, помещаемый над верхней частью
столба или капителью колонны, на котором покоится пята арки или свода.
Ионический ордер - один из основных греческих ордеров, сформировался в конце 7–6 вв. до
н.э. в Малой Азии и на островах Ионического моря. Колонны имеют более стройные
пропорции, а все элементы богаче декорированы, чем в дорическом ордере.
Капитель украшают спиралевидные завитки – волюты.
Каннелюра (от франц. cannelure – «желобок») - вертикальная ложбинка на стволе
колонны или пилястры. Каннелюры дорической колонны смыкаются друг с другом и
прорезаны более глубоко; в других ордерах каннелюры разделены тонкими плоскими
желобками.
Капитель (позднелат. capitellum – «головка») - верхняя часть столба или колонны,
имеющая особое пластическое оформление и отмечающая переход от вертикали ствола
опоры к горизонтали лежащего на ней антаблемента. У каждого из классических
архитектурных ордеров свой тип капители, соответствующий названию ордера; в
Греции были известны дорический, ионический и коринфский; из древнеримской
архитектуры пришли тосканский и композитный типы капителей. В эпоху
Средневековья капители часто были резными, украшенными растительными мотивами
изображениями животных и людей.
Карниз (от греч. koronis – «завершение», «конец») - верхний элемент классического
антаблемента. Вынос карниза, поддерживаемого консолями, соответствует свесу
стропильной кровли и служит функции защиты поверхности стены от дождевой воды.
В древнегреческих и древнеримских храмах карниз располагался непосредственно
под кровлей. Однако карниз может играть и декоративную роль, отделяя один этаж
от другого или обрамляя сверху двери и окна.
Картуш (франц. cartouche, от итал. cartoccio – «сверток», «кулечек») - декоративный элемент,
представляющий собой щит или частично развернутый свиток с гербом или эмблемой.
Картушами украшали входы в парадные апартаменты, старинные карты и документы,
произведения декоративно-прикладного искусства. Особой популярностью картуши
пользовались в эпоху барокко.
Кессоны - углубления
на внутренней поверхности арки, свода или купола, чаще всего играющие
декоративную роль.
Клерестория
- центральная, приподнятая над боковыми часть постройки с окнами, через которые
в здание поступал свет. Наиболее часто этот архитектурный элемент можно
встретить в раннехристианских базиликах.
Клуатр (франц. cloitre, от лат. claustrum – «закрытое место») - двор, огороженный со всех четырех
сторон крытыми арочными галереями. Клуатр – типичный элемент средневекового
монастыря. В открытой части клуатра устраивали газоны, фонтаны и садики.
Колонна (от лат. colomna – «столб») - вертикальная опора, как правило, круглая в
сечении, несущий элемент ордерной конструкции. В античной архитектуре главная
часть колонны – ствол – увенчан капителью и имеет в основании (во всех ордерах,
кроме дорического) базу. Ствол колонны обычно утончается кверху; иногда его
прорезают неглубокие вертикальные бороздки – каннелюры.
Колоннада (франц. colonnade) - ряд колонн, поддерживающих архитрав или перекрытие. Может
Колоссальный ордер - декоративный ордер, который, будучи наложенным на стену здания,
охватывает сразу несколько этажей.
Композитный ордер - Сформировался в древнеримской архитектуре и представляет собой
несколько усложненную версию коринфского. К привычной коринфской капители,
состоящей из рядов листьев аканфа, добавляются волюты, характерные для
ионического ордера. Высота композитной колонны обычно равна десяти ее диаметрам
в основании.
Композиция -
расположение частей сооружения по отношению друг к другу и к целому.
Консоль (франц. console) - горизонтальный выступ или часть балки; консоли
используются в качестве опор для галерей, балконов и антаблемента, а также как
постаменты для скульптуры и декоративных ваз.
Коринфский ордер - один из трех греческих архитектурных ордеров; его особенностью
является высокая колоколообразная капитель, состоящая из двух рядов листьев
аканта. Впервые коринфский ордер был применен в храме Аполлона в Бассах (вторая
половина 5 в. до н.э.), но популярен стал уже в эпоху эллинизма. Обычно диаметр
основания коринфской колонны 10 раз укладывается в ее высоте.
Крестовый свод
- свод, образующийся при пересечении двух одинаковой высоты цилиндрических
сводов под прямым углом. Крестовый свод требует наличия четырех свободностоящих
опор, легко соединяется с другими крестовыми или цилиндрическими сводами и
позволяет осветить здание со всех четырех сторон.
Крипта (от греч. krypte – «крытый подземный ход», «тайник») - перекрытые сводом подземные
помещения под алтарной частью церкви, предназначенные для захоронений.
Кронштейн (от нем. Kragstein) - выступ стены или косая подпорка, имеющая небольшой вынос,
поддерживающая балкон или карниз.
Кружало - временная
деревянная конструкция, используемая при возведении арки или свода.
Купол (от лат. cupula) - полусферический или иной сходный по форме свод, которым
можно перекрыть пространство, имеющее в основании круг, многоугольник или
эллипс. Купол может опираться на цилиндрический барабан или квадратные и
многоугольные в плане части здания; в последнем случае для перехода от нижнего
кольца купола к квадрату или многоугольнику используются специальные
конструктивные элементы – паруса и тромпы.
Ложный свод
- свод, образованный горизонтальными рядами кладки, нависающими один над
другим. Выступы образующих ложный свод кирпичей или камней нередко частично
стесывали по диагонали, чтобы получить гладкую поверхность. Ложный свод широко
использовался в архитектуре микенской Греции и государства майя.
Ломаная кровля
- кровля, боковые скаты которой образованы двумя плоскостями, причем верхняя
имеет более сильный наклон относительно вертикальной оси, чем нижняя. В случае
мансардной кровли нижняя поверхность ломаной кровли располагается почти
вертикально.
Люнет -
часть поверхности вертикальной стены, ограниченная снизу горизонталью, а сверху
дугой арки или свода.
Мастаба - тип
гробниц египетской знати в эпоху Древнего Царства. Слово «мастаба» происходит
от арабского обозначения скамьи, вероятно из-за сходства с ее формой.
Прямоугольная в плане, с наклонными стенами, мастаба представляет собой монолит
с небольшой погребальной камерой – сердабом – внутри, где хранились подношения
и скульптурные изображения усопшего, и молельней, в которую можно было войти
снаружи.
Метопа - тонкая
мраморная плита, расположенная между триглифами в дорическом фризе. Метопы
обычно украшали рельефами, изредка живописью.
Минарет (от араб. манaра – «маяк») - в исламской архитектуре башня с галереей наверху,
откуда муэдзин призывает мусульман на молитву.
Михраб (араб. – «святилище») - в исламской архитектуре молитвенная ниша в стене мечети,
обращенной к Мекке. Обычно к михрабу ведут несколько ступеней.
Модульон (франц. modillon) - кронштейн в форме волюты, украшенный рельефным листом
аканта. В ионическом и коринфском ордерах модульоны поддерживают карниз.
Мутулы (от лат. mutulus) - каменный выступ под выносной плитой карниза дорического
ордера. Этот архитектурный элемент напоминает концы обшивки кровли деревянного
храма, в которые снизу были вбиты колышки – гутты.
Нартекс - вестибюль
в раннехристанских и византийских церквах, как правило, примыкавший к западной
части здания. Во время церковной службы там находились оглашенные – люди,
готовившиеся принять крещение.
Неф, корабль (франц. nef, от лат. navis – «корабль») - вытянутое по продольной оси
помещение (обычно в античных базиликах и церковных зданиях базиликального типа
последующих эпох). Нефы отделялись друг от друга рядами опор, несущих арки или
антаблемент. Боковые нефы обычно ниже и уже, чем главный неф.
Облом - то
же что и Профили архитектурные (см.)
Ордер - система
несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции. В древнегреческой
архитектуре сложилось три ордера: дорический, ионический и коринфский. Римляне
добавили к ним тосканский и композитный. В 16 в. Филибер Делорм предпринял
попытку создания французского ордера, а в 19 в. Бенджамин Латроб придумал
американский ордер, в котором листья аканта были заменены кукурузными початками
и табачными листьями.
Пагода (от санскр. бхагават – «священный») - буддийское мемориальное
сооружение и хранилище реликвий, обычно имеющее вид башни, состоящей из
нескольких ярусов-этажей, каждый из которых имеет собственную кровлю.
Парус (пандатив) - сферический треугольник, нижний угол которого опирается на столб, а
верхняя дуга вместе с дугами других парусов лежит в основании купола. Паруса
стали применять в позднеримскую эпоху, их регулярное использование началось в
архитектуре Византии с эпохи Юстиниана.
Периптер (от греч. peripteros – «окруженный колоннами») - прямоугольное в плане сооружение,
окруженное со всех сторон колоннадой.
Перистиль (от греч. peristylos – «окруженный колоннами») - открытый двор, окруженный
колоннадой. В древнегреческой архитектуре перистиль известен с 4 в. до н.э., но
широкое распространение получил только в эллинистическую и древнеримскую эпохи.
Пилон (от греч. pilon – «вход», «ворота») - монументальный фасад
древнеегипетского храма, образованный мощными башнеобразными объемами с
наклонными стенами, поставленными по обе стороны от дверного проема.
Поверхность пилона украшали фресками и рельефами. Перед пилоном устанавливали
статуи фараона.
Пилястра (от лат. pila – «колонна», «столб») - плоский вертикальный выступ на
поверхности стены. Пилястры имеют те же ордера и те же составные части
(капитель, ствол, базу), что и колонны. Их роль заключается в декоративном
членении поверхности стены.
Пинакль (франц. pinacle) - небольшая декоративная вертикальная конструкция – башенка
или столбик, устанавливаемая на контрфорсы, парапеты или по углам башни.
План - горизонтальная
проекция сооружения или архитектурного комплекса. Как правило, для создания
плана используют сечение здания немного выше уровня главного этажа, что
позволяет видеть на нем расположение дверных и оконных проемов. Часто план
делается отдельно для каждого этажа. На плане могут быть отображены также
уровень пола, рисунок ребер свода, конструкция потолка.
Подиум (лат. podium) - платформа или пьедестал (обычно прямоугольный в плане), на котором
устанавливали античные храмы.
Полуколонна
- колонна, частично утопленная в толщу стены. Обычно полуколонны входят в
состав наложенной на стены зданий ордерной декорации.
Портик (лат. porticus) - огражденная колоннадой терраса перед одним из фасадов
здания. Колонны или арки портика завершаются сверху фронтоном или аттиком.
Пролет - ячейка
внутреннего пространства сооружения, обычно с окном и иногда с собственным
сводом, границы которой отмечают центры соседних опор.
Пропорции (от лат. proportio – «соотношение», «соразмерность») - соотношение частей сооружения, а
также отдельных частей и всего сооружения в целом. Представления о пропорциях
возникли из практической деятельности архитекторов и художников. Наиболее
приятными для глаза считаются пропорции «золотого сечения».
Простиль (от греч. pro – «впереди», stylos – «колонна») - прямоугольное в плане сооружение
с колонным портиком с одного торца. Примером постройки этого типа может служить
храм Диониса в Пергаме (2 в. до н.э.).
Профили архитектурные - обломы, архитектурные элементы в форме узкой полосы,
прямолинейной или криволинейной в сечении. Профиль может выступать из
поверхности стены или быть врезан в нее. Криволинейные профили, выпуклые,
вогнутые или композитные, составлены из отрезков окружности или эллипса.
Псевдопериптер
- сооружение с портиком с одного или обоих торцов и приставленными к остальным
двум или трем стенам полуколоннами, как в Мезон Карре в Ниме (1 в. до н.э.).
Пучковая опора
- мощный несущий элемент готической архитектурной конструкции, составленный из
нескольких тонких колоннок. Благодаря дроблению на множество вертикальных
составляющих подобные опоры не выглядят слишком массивными.
Пята арки - части
стены, столбы или колонны, служащие опорами арочной конструкции.
Ребро свода
- силовой элемент, как правило, имеющий вид тонкой арки, выделенной рельефом, а
иногда цветом. Ребра могут играть и чисто декоративную роль, не неся никакой
нагрузки.
Руст - декоративная
обработка фасадов зданий, имитирующая рисунок каменной кладки.
Саман (тюрк. – «солома») - материал, приготовленный из соломы и жидкой глины. Из
этой смеси делали кирпичи, которые не обжигали, а высушивали на солнце.
Свод - перекрытие,
созданное на основе арки. Наиболее распространенные формы свода:
цилиндрический, крестовый (образующийся при пересечении двух цилиндрических
сводов под прямым углом), и сомкнутый (образованный частями цилиндрического
свода, опирающимися на стены). Сложные своды эпохи Средних веков представляют
собой видоизменения крестового свода, опирающиеся на систему ребер.
Связная система - архитектурная система, широко использовавшаяся в средневековом
церковном строительстве, основанная на чередовании тяжелых и легких опор,
поддерживающих крестовые своды. В романской архитектуре Ломбардии (впервые
связная система была использована в базилике Сант Амброджо в Милане) два
крестовых свода в боковых нефах соответствуют одному в главном. Меньшие и более
простые по конструкции опоры поддерживают только своды боковых нефов, а на
более массивные и сложные опираются своды главного нефа. Когда в Нормандии
изобрели шестичастный свод, меньшим опорам стало соответствовать промежуточное
поперечное ребро свода главного нефа, а бoльшим – главные поперечные и
диагональные ребра. Эту систему продолжали использовать и в ранней французской
готике.
Слуховое окно
- вертикальное окно, расположенное над наклонной кровлей.
Софит (от итал. soffitta – «потолок») - обращенная вниз поверхность арки или потолочной
балки.
Средник -
вертикальная каменная или деревянная перемычка окна или двери.
Средокрестие
- зона церковного здания, образующаяся на месте пересечения главного нефа и
трансепта.
Сталактиты -
декоративные элементы, расположенные на внутренней поверхности куполов, сводов,
на тромпах и парусах в виде маленьких призматических выступов, нависающих
рядами друг над другом. Их облик напоминает пчелиные соты. Использование
сталактитов характерно для мусульманской архитектуры.
Стилобат - верхняя
ступень основания древнегреческого храма.
Стоечно-балочная конструкция - способ формообразования в архитектуре, известный с
глубокой древности и основанный на взаимодействии несущих (вертикальных опор) и
несомых (горизонтальных балок) частей здания.
Стук (стукко, штук) - материал для отделки архитектурных элементов и стен (полированный до
блеска гипс с добавками).
Ступа (санскр. – «макушка», «куча земли», «камней»)
Серф