Бывает, что планеты открывают на кончике пера. Иногда на кончике пера открывают и какие-то сооружения, о которых известно лишь, что они были. Именно на кончике пера исследователи из исторического сообщества «Парапет» на сайте baku.ru открыли, точнее, извлекли из небытия церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Кани-Тапинскую).
Вообще церквей в Баку было около 20, из них до наших дней дожили три плюс одна недействующая. От иных остались лишь фото, о других есть какие-то сведения, а о третьих вообще не понятно, где стояли, когда построены и когда снесены. Но для влюбленных в свое дело людей нет преград!
Информация о Кани-Тапинской церкви была скрупулезно собрана по крупицам «парапетчанами», проверена и перепроверена и сведена воедино исследователем Сергеем Колтуновым. Но для начала о том, как ее вычислили.
История по поиску напоминала детективное расследование, информация собиралась на основе разрозненных документов, упоминаний в различных изданиях типа ежегодных справочников «Вся промышленность г. Баку», «Церковных ведомостей», в газете «Каспий», в планах города, в чертежах землеотвода и т.п. Использовались также фото и открытки, на которых, если знаешь, куда смотреть, можно что-то разглядеть. Одна такая открытка иллюстрирует этот материал.
История же церкви такова. Во 2-й пол. XIX в. местность Кани-Тапа, отдаленная и пустынная тогда часть города, оживилась с проведением в 1883 г. Закавказской железной дороги и появлением близ нее разных заводов и мастерских. С приростом православного населения появилась насущная необходимость в устройстве храма, но у православных кани-тапинцев не было своих средств. Их желание встретило деятельное участие со стороны бакинского протоиерея Александра Юницкого, и он решил создать для них «церковь со школою».
Не имея в наличности ровно никаких средств, отец Александр возбудил в марте 1893 г. ходатайство перед властью об отводе участка земли под церковь со школой возле воскресного солдатского базара. Как обычно, во всем, что касается землеотвода, возникло много сложностей. На землю, предполагаемую под «церковь со школою», имелось несколько претендентов. На этой территории планировались другие постройки и т.п.
И вот на заседании Думы, состоявшемся 3 октября 1894 г., обсуждался вопрос об отводе участка земли под школу-церковь. Всю ее полезность красноречиво доказывал присутствующий на заседании протоиерей Юницкий. Его поддерживал гласный Дойников. На этом заседании и был решен в принципе вопрос об отводе участка земли в просимом количестве под сооружение школы-церкви, но с оговоркой, что земля будет отведена после того, как интендантское ведомство окончательно остановится на выборе места для сооружения провиантского магазина, который планировалось там простроить.
В том же году Юницкий представил проект, составленный архитектором И.Эделем. В пояснительной записке к проекту на постройку церкви-школы в Баку около железнодорожного вокзала, подписанной Д.Д. Буйновым, говорилось: «Здание проектировано по типу бакинских жилых строений… Пол асфальтовый… Потолок на деревянных балках… Стропила простые деревянные… Над алтарем назначен деревянный шпиль, крытый 10-фунтовым кровельным железом.
Над входом в церковь простая деревянная звонница на трех столбах». И 22 августа 1895 г. проект был утвержден, участок земли в количестве 1000 кв. саженей был отведен. Нашлись и благотворители. Первым стал нижегородский купец И.А. Лодочников, пожертвовавший 3 тыс. руб. В день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1895 г. прошло освящение места и закладка церкви-школы. Вскоре после этого появились и другие благодетели: бакинский купец Н.А. Терентьев (3500 руб.), два московских купца (3000 руб.), фирма завода Шибаева (1000 руб.) и многие другие.
Быстро такие дела не делались, поэтому акт отвода земли был составлен лишь 2 мая 1896 г. Участок земли отвели с северо-западной стороны от Балаханской улицы (Басина, ныне Физули) напротив старого мусульманского кладбища, что у вокзала.
В «Церковных ведомостях» N8 за 1896 г. сообщалось: «В ознаменование высокорадостного события — рождения дочери Его Императорского Величества Великой Княжны Ольги Николаевны комитет по постройке в Баку… церкви-школы, а также и все народонаселение сего города выразили единодушное желание освятить престол в названной церкви-школе во имя Рождества Пресвятой Богородицы…».
И вот 27 апреля 1896 г. в новой церкви-школе около вокзала было совершено всенощное богослужение благочинным протоиереем Юницким в сослужении со священником Петром Поташевым и хором соборных певчих. На другой день состоялось освящение здания церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы. После прочтения молитвы с коленопреклонением провозглашено было многолетие их императорским величествам, наследнику цесаревичу и всему царствующему дому.
Затем Юницкий обратился к молящимся с речью, в которой объяснил, что церковь-школа построена в память рождения ее императорского высочества, великой княжны Ольги Николаевны, и что на докладе обер-прокурора святейшего синода о разрешении постройки церкви, государю императору угодно было собственноручно начертать: «прочел с удовольствием».
В заключение своей речи Юницкий сказал: «Бог сотворил чудо, и храм появился на том месте, где угодно было Ему. Мы не имели средств, Бог дал; не имели земли, где бы построить церковь, и нам Бог послал; молю Бога о всех благотворителях и строителях сего храма».
Всего, кстати, было собрано около 20 тыс. руб. Внешне церковь-школа напоминала собою Трапезную церковь в Троице-Сергиевой Лавре в Москве. Здание было сооружено в русско-византийском стиле и по красоте своей занимало одно из первых мест между лучшими зданиями в Баку в 1896 г. Строилась церковь хозяйственным способом, под строгим наблюдением архитектора И.Эделя. При церкви-школе, кроме того, был открыт и Дом трудолюбия, в котором нашли себе поддержку все приемлющие православие — люди, зачастую на первых порах остающиеся как бы отчужденными от прежней своей среды и потому нуждающиеся в средствах к жизни.
После освящения церкви школьные занятия происходили в помещении самой церкви и частично — в нижнем этаже, предназначенном для Дома трудолюбия. Это было признано неудобным и, благодаря обширному церковному двору, решено было воспользоваться им и выстроить на нем отдельный дом для школы. В июне 1896 г. был заложен фундамент для постройки отдельного школьного помещения, которое должно было быть закончено к сентябрю. Кроме того, вокруг всего участка был возведен каменный забор. В августе 1896 г. все каменные работы по постройке церковно-приходской школы около новой церкви во имя Рождества Богородицы были закончены.
Отделочные работы закончены были в сентябре. И в воскресенье, 22 сентября 1896 г., после литургии, совершенной протоиереем Юницким в церкви Рождества Богородицы, было проведено освящение нового здания школы. Помещение школы, просторное и светлое, обставлено было очень прилично и производило приятное впечатление. Тут же при школе имелось и помещение для учительницы. Когда-то пустынная, никем не посещаемая местность благодаря постройке церкви и школы стала совсем неузнаваема. Этот заброшенный уголок города сделался центром удовлетворения духовно-нравственных нужд местного, притом многочисленного русского населения.
В ноябре 1896 г. во вторую Бакинскую церковно-приходскую школу капитаном 1-го ранга Бартошевичем и его супругой принесена была в дар их фамильная икона — Рождества Пресвятой Богородицы. Икона эта была большой ценности, но особенно замечательна она в историческом отношении. Прабабушка Бартошевич, именитая помещица Ивашкина, в 1814 г. прибыла в Санкт-Петербург для определения своей дочери в Смольный институт.
В то время, когда Ивашкина везла в карете свою дочь в институт, она увидела из кареты, что по Неве плывет икона. Ивашкина попросила лодочника выловить икону из воды; желание ее было исполнено. Она тотчас же в карете благословила свою дочь этой иконой. И с тех пор выловленная из Невы икона Рождества Богоматери сохранялась в роде Ивашкиных и передавалась как благословение Божье из поколения в поколение по женской линии. У супругов Бартошевич не было детей женского пола, поэтому они свою фамильную икону решили принести в дар церкви-школе, что близ Тифлисского вокзала.
Надпись на иконе гласит: «Сия икона Рождества Пресвятой Богородицы приплыла по реке Неве в 1814 г. и пожертвована в 1896 г. в храм Рождества Пресвятой Богородицы, в городе Баку, Гавриилом и Варварою Бартошевич».
В воскресенье, 3 февраля 1897 г., в церкви Рождества Богородицы совершено было поднятие нового вызолоченного креста. Богослужение совершал священник Александрийский. В мае 1903 г. настоятелем Александро-Невского собора протоиереем А.Юницким в строительное отделение Бакинского губернского правления было направлено прошение об утверждении проекта расширения школы-церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы и переноса звонницы. Проект был утвержден в том же 1903 г.
В 1906 г. было уже две школы: 2-я двухклассная и 4-я одноклассная, располагавшиеся в ограде церкви. На все строительные работы было истрачено 72 692 руб. пожертвованных денежных средств. Первоначально церковь считалась приписной к Бакинскому собору (имеется в виду Александро-Невский собор), но позднее стала самостоятельной.
Когда пришла советская власть, Кани-Тапинская церковь во имя Рождества Богородицы была, естественно, снесена. Случилось это в 1925 г. Но снесена по уважительным, можно сказать, причинам: в связи со строительством Сабунчинского вокзала. Кстати, вход в нее располагался со стороны проспекта Азадлыг. Это были очень красивые белые ворота, которые, к счастью, есть на одном из фото начала ХХ в.
Территория же церкви занимала часть нынешнего вокзала и часть площади — до памятника Д.Джаббарлы. А далее был беспрецедентный случай: большевики разрешили построить верующим новый храм взамен снесенного! Ныне это действующая церковь Рождества Пресвятой Богородицы на ул. Ш.Азизбекова, 205.