Версаль, резиденция французских королей, уже давно находится под пристальным наблюдением специалистов по аномальным явлениям. Дело в том, что в прекрасных зданиях и садах Версаля можно увидеть не только фонтаны и замечательную архитектуру стиля барокко, но и более интересные вещи...
Первые сообщения о появлении призраков в Версале датированы 1870 годом. А в 1901 году , резиденцию свергнутых французских королей посетили две дамы, которые, надо сказать, считались довольно образованными для своего времени. Мисс Моберли была директором женского колледжа Святого Хью в Оксфорде, а мисс Журден — директором школы для девочек в Уотфорде.
Обе дамы приехали на три недели в Париж для того, чтобы оценить их возможности для дальнейшей совместной работы в колледже Святого Хью и попутно расширить свой кругозор, прикоснувшись к истории Франции. Эта рядовая, по сути, экскурсия стала для них обеих ярким событием в жизни, объяснения которому пока не найдено.
ПРИЗРАК МАРИИ АНТУАНЕТТЫ
Прогуливаясь по дворцовому парку, с планировкой которого они были не знакомы, направляясь из Большого Трианона в сторону Малого Трианона, Энни Моберли и Элеонор Журден вскоре заблудились. Когда они вошли в дворцовый сад, Моберли почувствовала какую-то странную подавленность. У обеих женщин было, такое чувство, будто они двигаются во сне. Вокруг было безлюдно, стояла странная тишина, ничто не нарушало безмолвия: ни пение птиц, ни стрекотание кузнечиков. Это угнетало и пугало женщин.
Наконец им навстречу попались двое странно одетых мужчин, которые выглядели так, будто сошли с полотен художников XVIII века, в зеленых мундирах и треуголках. Учительницы обратились к ним по-французски и спросили, как пройти к Малому Трианону. Те изумленно посмотрели на одежду англичанок и жестами указали нужное им направление.
Первое, что пришло в голову путешественницам: это какое-то костюмированное представление для развлечения посетителей. Затем будто бы ниоткуда появился статный запыхавшийся юноша в широкополой шляпе и сказал леди, что они должны немедленно вернуться во дворец.
Спустя какое-то время Элеонор и Энни увидели женщину, облаченную в старомодное, бледное, но очень красивое платье, которая рисовала. Почему-то именно ее появление усилило в туристках чувство страха и подавленности, объяснить которое было невозможно. После этого историки более внимательно проанализировали воспоминания английских учительниц, и самые смелые из них пришли к сенсационному выводу — каким-то непостижимым образом эти пожилые дамы умудрились побывать в прошлом. Они видели картины из прошлого, а именно из XVIII века.
Многие строения парка к тому времени были перестроены и изменены или же вовсе не существовали: призрачные фигуры выходили в парк через двери, которые в 1901 году не открывались вовсе. Например, дверь, в которой появился молодой человек, оказалась в недействующей и разрушенной части часовни,да и беседки и мостика больше не было. Рисующая женщина оказалась королевой Марией Антуанеттой, в этом не было никаких сомнений: все ее портреты были как две капли воды похожи на ту даму в старинном платье.
Удалось даже предположить конкретный день, в котором оказались англичанки, «окунувшись» в прошлое, — 5 октября 1789 года. Именно в этот день из Парижа к Версалю двигалась вооруженная толпа, и тот запыхавшийся мужчина, которого повстречали учительницы, бежал во дворец, чтобы сообщить о надвигающейся опасности.
Моберли вторично посетила Версаль только 4 июля 1904 года вместе с Журден и в сопровождении их французской приятельницы. Но на этот раз они не смогли найти ни тот окольный путь, по которому прошли в 1901 году, ни беседки, ни мостика около нее. Там, где они тогда видели женщину, сидящую в траве, рос большой старый куст рододендрона.
КОРОЛЕВА И ЕЕ СВИТА
Со временем сообщения о призраках Версаля стали появляться все чаще. В 1908 году эти места посетил англичанин Джон Крук с женой и сыном. Туристы также видели белокурую даму в старинной одежде: кремовой юбке, белой накидке и белой шляпке, — сидящую на небольшой скамейке посреди лужайки. Дама что-то рисовала и не обращала на Круков никакого внимания.
Когда Крук, который сам был художником, захотел взглянуть на ее рисунок, она раздраженно убрала листок. Странным было то, что Круки видели художницу то совершенно четко, то как бы размыто, не в фокусе. Тут же неподалеку прогуливались мужчина и женщина в нарядах XVIII века, и даже слышались звуки музыки.
Осенью 1928 года еще две англичанки, заинтересованные рассказами учительниц, приехали в Версаль. В королевском парке дамы встретили пожилого мужчину, одетого в зеленую расшитую серебром форменную одежду, и спросили у него дорогу к дворцу. В ответ старик прокричал им на старофранцузском наречии что-то злое, а через мгновение исчез, будто растворился в воздухе. Затем также неожиданно перед женщинами появилась пара в старинной одежде, они катили им навстречу тележку, груженную деревянными чурками. Они прошли мимо, будто не видели англичанок, а потом также внезапно исчезли, как и появились.
Спустя 20 лет еще трое туристов одновременно видели стоящую на ступенях Большого Трианона женщину, держащую в руках зонтик от солнца и одетую в старомодное платье. Она была бы вполне реальной, если бы не «растворилась в воздухе».
Весной 1955 года британский поверенный в делах прогуливался по садам Версаля вместе со своей супругой. Когда они вышли из Большого Трианона и направлялись к Малому, все вокруг неожиданно изменилось, местность опустела. Налетели тучи, началась гроза, сделалось душно, стало тяжело дышать. Но потом выглянуло солнце, и чета увидела двух мужчин и женщину, которые шли им навстречу. На них была одежда, какую носили лет 200 тому назад: женщина в длинном блестящем желтом платье, мужчины — в черных бриджах, в черных башмаках с серебряными пряжками, в черных шляпах и распахнутых коротких плащах.
МАСКАРАД ИЛИ АНОМАЛИЯ
Все эти встречи были проанализированы специалистами по паранормальным явлениям, но к единому мнению прийти не удалось.
Один из исследователей Версаля, Г. У. Ламберт, нашел сведения о том, что в 1775 году королевские садовники действительно носили ливреи зеленого цвета, расшитые серебром. В ту пору эту должность занимали Клод Ришар, которому было 65 лет, и его 35-летний сын Антуан. Скорее всего, туристы видели в парке их призраков, так как потом рассказывали, что человеку в зеленой ливрее на вид было около 60 лет.
В противовес «призрачной» версии скептики утверждают, что английские учительницы, которые первыми увидели призраков, скорее всего, знали историю Франции гораздо глубже, чем предполагалось. Возможно, все эти «встречи» не что иное, как подсознательные воспоминания прочитанных книг и когда-то увиденных картин. Кроме того, Моберли и раньше рассказывала о различных паранормальных явлениях, свидетелем которых она была.
Можно было бы все объяснить эксцентричностью и чувствительностью этих дам, если бы они не сообщили весьма точные подробности, касающиеся планировки садов, одежды людей и архитектурных особенностей дворца того времени. Вряд ли у них был доступ к документам, в которых содержатся такие детали, так как подобные источники часто хранятся в малоизвестных архивах. Это вполне могло бы быть костюмированное представление, но архитектурные несоответствия этим объяснить невозможно.
В свете сегодняшних знаний стало известно, что в день посещения двумя учительницами Версаля над Европой отмечались электромагнитные бури, которые, несомненно, влияют на поведение человека и могут вызвать галлюцинации. Но как объяснить последующие явления призраков? Поэтому вопрос о том, кого же видели посетители Версаля, остается открытым. Что там происходит? Представление для туристов или аномальное место, где прошлое и настоящее временами как бы пересекаются?..