Многие музеи и прочие учреждения культуры часто окутаны иррациональной и мистической атмосферой, однако с питерским Эрмитажем в этом смысле не сравнится ничто. В музее есть несколько экспонатов, которым приписывают странные и даже сверхъестественные свойства. Самые загадочные из них — статуя богини войны Мут-Сохмет и восковая фигура Петра I.
Статуя богини Мут-Сохмет
Она находится в Египетском зале и является одним из древнейших артефактов эпохи Древнего Египта, которые можно встретить на территории России.
Мут-Сохмет древние египтяне почитали как богиню войны и воздаяния. Согласно мифам, она отличалась гневливостью и кровожадностью, до такой степени, что однажды задумала уничтожить весь человеческий род, выпив его кровь. Тогда боги, не желая смерти человечества, угостили богиню подкрашенным в красный цвет пивом, которое Мут-Сохмет приняла за человеческую кровь. После этого она успокоилась, и ее больше не посещали мысли о возмездии.
По преданиям, каждый год в полнолуние на коленях статуи Мут-Сохмет, хранящейся в Эрмитаже, откуда ни возьмись возникает лужица из жидкости красноватого цвета. Есть и иная версия этой легенды: мол, накануне масштабных бед и катаклизмов на ногах скульптуры образуется влажный красноватый налет. В последний раз это якобы было замечено в 1991 году. Богиня жаждет крови?
"Гробница Гомера"
Ее можно увидеть в зале Юпитера. В Россию сей саркофаг был привезен во время русско-турецкой войны 1770 года с одного из греческих островов — не то Андроса, не то Хиоса. Трофей был подарен известному коллекционеру графу Александру Строганову офицером Домашневым. Строганов и предположил, что это усыпальница самого Гомера. Так экспонат и стали называть "Гробницей Гомера", хотя совсем не факт, что он имеет хоть какое-то отношение к автору "Илиады" и "Одиссеи".
Читайте также: Городские легенды: лжепризрак в Якутске
Эксперты определили, что гробница изготовлена во II веке нашей эры. То есть ее "хозяин" был моложе великого древнегреческого поэта лет почти на тысячелетие. Но вот странность: барельефы лицевой и задней стенок саркофага выполнены совершенно в разных стилях. Эту загадку специалисты разгадать пока не смогли.
Восковая фигура Петра I
Она была изваяна из воска лучшими отечественными и европейскими мастерами после того как император скончался. Вскоре после того как "восковая персона" была выставлена в Эрмитаже, пошли слухи, что время от времени статуя встает со своего места, кланяется посетителям, а затем указывает им на дверь, словно намекая, что нечего глазеть, "пора и честь знать".
В прошлом столетии при реставрации внутри фигуры Петра обнаружились шарниры, которые позволяли сажать статую в кресло или ставить ее. Но не было никакого механизма, благодаря которому она могла бы совершать самостоятельные движения. А слухи о том, что фигура "оживает", ходят до сих пор.
Часы императрицы
В 1777 году князь Григорий Потемкин преподнес в подарок Екатерине II затейливые часы работы английского механика Джеймса Кокса. Время в них "объявляли" механические птицы. Но вот незадача: для транспортировки в Россию часы пришлось разобрать, а когда попытались снова собрать, не получилось — часть деталей оказалась не то сломана, не то потеряна… Лишь в 1791 году знаменитому Ивану Кулибину удалось починить механизм.
Сейчас часы находятся в экспозиции Эрмитажа. И они до сих пор идут! Когда хронометр начинает отбивать время, "оживает" сидящая в клетке сова. Под звон колокольчиков ее клетка вращается, "будя" павлина. Распустив хвост, птица кланяется, вращает головой, распахивает клюв… Но по непонятной причине в момент полного раскрытия хвоста павлин поворачивается к наблюдателям… задом. После этого перья "схлопываются", и птичка занимает прежнюю позу.
Читайте также: Люди-загадки: зловещие друзья детей
Во всем винят Кулибина. По одной из версий, покойному мастеру попросту не удалось добиться того, чтобы искусственная птица делала полный оборот и он заставил ее поворачиваться только на 180 градусов. По другой же версии, Кулибин сделал это намеренно, скрыто демонстрируя свое пренебрежение к царскому двору…
"Черный квадрат" Казимира Малевича
В Эрмитаже можно найти версию этого знаменитого шедевра за 1932 год. Можно сколько угодно спорить о смысле картины и ее идейном содержании, но сотрудники и посетители Эрмитажа убеждены, что энергетика полотна обладает мощным воздействием на людей: одним при взгляде на него становится так плохо, что они теряют сознание, а другие, напротив, приходят в сильнейшее возбуждение… Мистика искусства!
Призрак императора
Есть у Эрмитажа и свои призраки. Чаще всего упоминают фантом императора Николая I. Он движется по залам в полночь, в офицерском мундире с эполетами. У него прямая осанка и холодный взгляд… Почему-то люди, которым доводится с ним повстречаться, сразу безошибочно узнают в нем царственную особу…