Во все времена и у всех народов в
строительстве интерьера полам и их убранству уделялось большое внимание. Еще в
древние времена и в Египте, и в Индии, и в Китае, и во многих других странах
создавали прочные и красивые полы. В средние века "паркету" стали
уделять больше внимания, он стал неотъемлемой частью новых домов, дворцов и
замков. Но своего художественного совершенства пол из "дубовых
кирпичей" достигает к началу XVII века в разных странах Европы. Следует
отметить, что художественная форма паркета тесно связана с общим стилистическим
развитием искусства и архитектуры.
В общественных зданиях Древней Руси
полы делали из дерева, из досок или из "деревянных кирпичей". Начиная
с XVI в. полы в России стали настилать из дубовых клепок, укладываемых
рисунком, который носил название "в елочку", а сам пол назывался
"косящатым". Клепки, как правило, укладывали на грубораспиленное
основание из мягкой древесины, большей частью сосны. Исконное и широко
распространенное народное искусство резьбы по дереву, а также навыки в
художественной обработке и укладке пола в древнерусском зодчестве создали все
предпосылки для быстрого развития художественного паркета в России.
Так, уже в XVII в. наиболее
распространенным приемом укладки паркета был способ, называемый "дубовым
кирпичом": паркетины в форме кирпичей укладывали на известковой основе,
швы между дубовыми кирпичами заливали известью, смешанной со смолой. Вдоль стен
иногда делали дубовый бордюр. Такой паркет знали на Руси и раньше, он уже был
известен по Дмитровскому собору во Владимире, по храму Василия Блаженного и
Донскому монастырю в Москве. Но в отличие от тех полов к концу XVII в. он стал
более искусным в художественном отношении. Паркет начала XVIII в. связан с русской
резьбой. Высокохудожественная резьба по дереву и металлу процветала в XVII в. в
московских мастерских Оружейной палаты. В 1711 г. Петр I закрыл эти
мастерские, а всех резчиков перевел в Петербург на корабельной верфи. Эти кадры
мастеров и были использованы адмиралтейством при изготовлении паркетов
петербургских дворцов.
Архивные документы свидетельствуют,
что из "столярных подмастерьев адмиралтейства Гаврила Семенов, Владимир
Беклемишев и десять столяров из корабельных и галерных плотников, знающих столярные
работы, да их охтинских столяров всего в количестве 38 человек были взяты в
команду архитектора Чевакинского для устройства штучных полов для Зимнего
дворца" (ЦГИА С. Петербурга, фонд 470, опись 209/643, дело № 38. 1761г.)
Для дворцовых паркетных в 1749г.
было прислано из Астраханской губернии 26 косяков и 64 креста дубового леса,
которые хранили в запасном Смольном дворе вместе с косяками грушевого дерева,
кизилового карагача, чинары, самшита, ясеня и буковых кряжей - об этом мы
узнаем из истории Царского села, выпущенной в свет в 1827г. Весь перечисленный
запас древесины в 1750 г.
был отправлен в Царское село и послужил материалом для первых наборных
паркетов. В дальнейшем ассортимент деревьев, употребляемых для паркета
увеличился, и наряду с местными породами стали все более широко применять
редкие и дорогостоящие сорта привозных "заморских" деревьев, среди
которых были якаранда, жикитоба, чефраз.
Эти разнообразные сорта деревьев по
расцветке древесины и по рисунку наслоений давали возможность мастерам набирать
самые прихотливые и нарядные узоры паркета. В зависимости от материалов паркет
носил различные названия: цветной (набранный из привозных деревьев),
полуцветной, штучный (набранный из местных пород) и дубовый.
Паркет изготовляли отдельными щитами,
поэтому такой паркет получил название щитового. Щит обычно состоял из
основания, сбитого из досок, на которые наклеивали планки того или иного
рисунка из разнообразной цветной древесины. Щиты укладывали на решетку,
состоявшую из сухих брусьев. Щитовой паркет составляли из щитов самой
разнообразной формы, в зависимости от рисунка пола: это были квадраты, круги,
сегменты, ромбы и др.
При наклеивании цветного дерева на
щиты применяли два способа: наборная работа - так называемое маркетри, когда
рисунок собирали из отдельных частей дерева, тесно пригоняемых друг к другу, и
интарсия (инкрустация), когда в основную породу, служившую общим фоном, врезали
отдельные фрагменты цветного дерева.
В паркетах всегда большую ценность
представляла природная окраска древесины. Чрезвычайно важным искусством
является и правильный раскол дерева, подбор и укладка под определенным углом
соседних клепок. Это и создавало одну из самых характерных особенностей
художественного паркета - изменчивую игру дерева на свету. Раскол дерева, в
котором направление волокон идет перпендикулярно источнику света, обычно
кажется темным, а направление волокон древесины, идущих параллельно источнику
света, кажется светлым. Эти свойства древесины широко использовались в
паркетных работах. В зависимости от освещенности срезов и от перемещения
источника освещения отдельные части паркета то "зажигались" светлыми
пятнами, то угасали. Особенно следует отметить в этом отношении щитовой паркет
из отечественных пород - сосны, дуба и березы.
При составлении рисунков щитового
паркета, иногда паркет подкрашивали и подкуривали. Например, для подкраски в
зеленый цвет древесину протравливали железным или медным купоросом.
Подкуривание заключалось в том, что часть дерева закапывали в горячий песок и
держали до тех пор, пока древесина не побуреет. Для придания дубу от серого до
черного цвета его обрабатывали в автоклаве парами аммиака под давлением до 2
атмосфер при температуре 70-85° С в течение 80-120 часов.
Полы из щитового паркета начали
применять в России в XVIII веке, а уже в конце века под руководством
крепостного мастера Ф.И. Пряхина были выполнены лучшие щитовые паркеты
Останкинского дворца. Русские щитовые паркеты XVIII- XIX вв. являются образцами
декоративного искусства. Нигде в мире не было таких разнообразных и
художественных паркетов, как в России.
В XVII - ХIХ вв. всю работу над
паркетами выполняли исключительно ручным способом. Массовое производство
паркетных щитов в условиях фабрик начали применять только с 70-х годов ХIХ в.
Вот почему фабричный паркет получил свое распространение только к началу 80-х
годов прошлого столетия. Однако развитие механизированного паркета не означало
улучшения его качества. К началу ХХ века почти все фабрики переходят на
массовое производство простой паркетной клепки из самых различных пород
древесины. При строительстве жилых и общественных зданий широкое применение
находят паркетные полы простой укладки. Художественный паркет остановится
большой редкостью.
При сборке щитов всякие неточности в
расчетах на то или иное помещение всегда можно было исправить фризом паркета,
так как его ширину можно было регулировать. Вот почему фризы, как правило,
выполняли на месте. Все это можно видеть на блестяще сохранившихся паркетах
останкинского дворца-музея в Москве. Лучший русский художественный паркет XVIII
в. сохранился в Китайском дворце в г. Ломоносове и в Останкинском дворце-музее
в Москве. Паркет ХIХ в. - в Государственном Русском музее в Зимнем дворце в
С.Петербурге. К художественно значительным паркетам, созданным в советское
время, относятся паркетные полы в гостинице "Москва", в высотном
здании Московской Мэрии и др.
Простота, ясность и величие которые
отразились в проекте Останкинского дворца, где принцип симметрии сочетается с
лаконичным и торжественным декоративным оформлением интерьеров здания.
Художественный паркет этого дворца вошел в истории русского декоративного
искусства как одна из ярких ее страниц.
Паркет дворца выполнен в щитовом
варианте. Наиболее распространены щиты размером 2х2 аршина, что составляет
1420х1420 мм, реже встречаются 1,5х1,5 аршина (1070х1070 мм) и 5х3 аршина
(3550х2130 мм). Каждый щит имеет основание из сосновых досок, на которое рыбьим
клеем наклеен лицевой слой. Толщина этого слоя цветного дерева 15-18 мм. Вообще следует сразу
оговориться - в бывшем Шереметьевском дворце в Останкино нет двух помещений,
где бы рисунок паркета повторялся.
Один из самых красивых и
величественных залов дворца - Египетский павильон, на архитектурном облике
которого сказалось модное в конце XVIII в. увлечение античностью, в частности
архитектурой и искусством Древнего Рима. Сверкающий в лучах солнца паркет и
позолота разных изделий, строгие очертания колонн и ограждение хоров,
дополненные рельефным настенным фризом, - все это заставляет вошедшего остановиться
в минутном оцепенении. Рассматривая детали убранства зала нельзя не обратить
внимание на непередаваемую красоту пола. Поле, окаймляющее его центральную
часть, несмотря на простоту наборного рисунка выглядит очень парадно.
Центральная часть с громадной розеткой приковывает внимание монументальностью и
гармоничностью. Такими были полы дворцов еще двести лет назад. Искусство
паркетных работ развивалось по тем же законам, что архитектура, живопись и
другие виды искусства, но … после "золотого" для художественного
паркета XVIII века, и особенно с развитием в XIХ веке массового фабричного
производства, его развитие практически замирает на столетие. Устройство
паркетных полов из искусства превращается в ремесло. После революции в России
краснодеревщиками практически стало нечего делать. Только в 60-х годах, при
строительстве высотных зданий, а затем здания для СЭВ ( ныне занимаемое
Московской мэрией) и некоторых других объектов, начали "вспоминать"
эти работы.
Возрождение художественного паркета
началось с реставрационных работ. Сейчас, в самом начале ХХI века, несмотря на
развитие науки и техники, можно сомневаться - все ли технологические тайны
старых мастеров-паркетчиков удалось восстановить. Можно сказать, что благодаря
буквально нескольким мастерам-рестовраторам искусство художественного паркета в
нашей стране сохранилось до наших дней. Правда технология со временем
изменяется, детали орнамента и рисунка сегодня вырезаются уже не вручную, а на
станках и даже с применением лазера и компьютера, появилось много машин,
облегчающих труд, но … устройство художественных полов и сегодня большое
искусство, кропотливая, ювелирная работа настоящих Мастеров.