Согласно названию, данный собор
находится во Флоренции и имеет еще одно название – собор
санта-Мария-дель-Фьоре. Флорентийский собор является третьим по величине
собором в мире.
Самое примечательное в соборе – это
конструкция купола, который выполнил Брунеллески. Он достаточно большой по
размерам, но при этом смотрится невесомым, воздушным.
Следует отметить, что над
куполом Брунеллески проработал 18 лет. Много раз пришлось опробовать
конструкцию купола на небольших сооружениях. Работа была сложной еще и потому,
что необходимо было перекрыть большое пространство куполом. В итоге, было
создано нечто необычное и красивое, которое по сей день является устойчивым и
надежным сооружением.
Целью постройки данного собора стала
нехватка места в других соборах, и этот собор проектировался так, чтобы все
население Флоренции могло уместиться в нем. На тот момент оно составляло 90
тысяч человек. Поэтому размер собора по тем временам был впечатляющим: в длину
он составлял 153 метра, а в ширину 90 метров. Флорентийский собор стал
своеобразным пересечением построек Средневековья и Возрождения.
Уникальными являются и стены собора, которые облицованы
мраморными панелями зеленого, розового и белого цвета. Пересечение разных
цветов не создает дисгармонии, оно смотрится уникальным и причудливым.
Форма собора – это крест, который
имеет три нефа, два боковых трансепта и полукруглую апсиду. Нефы украшены
необычными аркадами, которые при этом не создают ненужности. Они гармонично
вписываются во всю конструкцию фасада. Свет проникает в собор через витражи,
которые выполнены в простой квадратной форме.
К концу XIII века благодаря
деятельности флорентийских торговцев шерстью и банкиров город разбогател и
небольшой собор Санта-Репарата построенный в честь святой, которую особенно
почитали во Флоренции, так как в ее день была одержана победа над варварами,
рядом с Баптистерием Сан Джованни, уже не отражал нового статуса города и стал
слишком тесной для быстро растущего торгового города; раскопки остатков зтой
церкви можно увидеть внутри собора.
Влиятельные купцы Флоренции решили
построить новый кафедральный собор и посвятить Богородице, а назвали – «Собор
Святой Марии с цветком» (Santa Maria del Fiore), ведь и имя самой Флоренции
означает «цветущая».
Собор Санта Мария дель Фьоре был
заложен в 1296 г.
Проект нового собора был весьма дорогостоящим, но все же городские власти и
процветающие гильдии суконщиков и ткачей решили взять на себя расходы, но
строительство оказалось не только дорогим, но и очень долгим.
Строительство Собора поручили
Арнольфо ди Камбио, крупнейшему тосканскому архитектору рубежа XIII—XIV
столетий Арнольфо ди Камбио (около 1240—1302), который годом раньше уже начал
работу над церковью Санта Кроче (1295-1383), а в 1298 году он же приступил к
проектированию Палаццо Веккьо. В архитектуре этой францисканской церкви
сказались новые строительные идеи, наиболее ярко проявившиеся в зодчестве
Флоренции. Необычным для готики является единство залитого светом пространства
основного корпуса храма, благодаря ширине пролетов и легкости опор, в
противоположность традиционно готическим формам хоров. Еще более смелые
новшества ввел Арнольфо в проект собора Санта Мария дель Фьоре, используя в
своем проекте элементы как норманнской, так и готической архитектуры.
Первыми были построены широкий
центральный неф, боковые нефы и восьмиугольный барабан в восточной части
собора. Но в 1302 году Арнольфо ди Камбио скончался. После смерти главного
архитектора Дуомо Арнольфо ди Камбио работы были приостановлены почти на
тридцать лет. Строительство возобновилось лишь в 1334 году с назначением на
должность главного архитектора собора великого флорентийского художника
Проторенессанса Джотто ди Бондоне. Но Джотто сосредоточил все свои силы на
колокольне - кампанилле. Он скончался в 1337 году, так и не завершив
строительство колокольни, вошедшей в историю под названием Кампанила Джотто,
она была окончательно завершена около 1359 года одним из крупнейших
флорентийских архитекторов XIV века Франческо Таленти. Вновь возобновленное в
1355 году строительство сбора за десять лет позволило дорасти зданию до сводов.
Вскоре главный архитектор снова сменился, и собор более чем через сто лет с
момента основания был почти достроен.
Когда дело дошло до самой сложной
части строительства — купола, венчающего восьмигранник, выяснились ошибки в
расчетах, ведь разные части здания возводились в разное время разными
поколениями мастеров. Предлагалось частично разобрать старое здание и построить
заново, собирались компетентыне комиссии, был проведен референдум, в котором
мог принять участие каждый флорнетиец. Положение осложнялось еще и тем, что городские
власти отказались финансировать возведение деревянных лесов и подмостков для
работы строителей.
Колуччо Салутати описал вид
Флоренции конца треченто:
«Поднимемся на гору, с которой можно хорошо видеть каждую щель нашего
города Флоренции. Поднимемся и взглянем вниз на городские стены, вздымающиеся к
небесам, на величественные башни, на обширные церкви, на великолепные дворцы...
Наш Собор удивительной работы; если он когда-нибудь будет закончен, то ни одно
здание, созданное человеческими руками, не сможет с ним сравниться:
строительство его стоило больших денег и большого труда, сейчас оно доведено
уже до четвертого яруса: красоту собора увеличивает прекрасная колокольня.
Ничто не может быть более нарядно выложено мрамором, более искусно расписано и украшено
орнаментом. Но собор строится слишком долго и, кажется, в конце концов
превратится в безобразные руины: скоро придется не только достраивать его, но и
ремонтировать».