В каком именно году были освящены
первые четыре храма, неизвестно, но можно утверждать, что они были построены и
освящены при Митрополите Лаврентии, т.е. до 1670 года, практически одновременно
с принесением сюда из Казани чудотворного образа Грузинской Божией Матери,
прославившегося многочисленными чудотворениями и ставшего вскоре одной из
главных святынь Казанской епархии.
Новоустроенная Раифская пустынь не
была обеспечена ни угодьями, ни землёй. Монахи, своими руками с трудом
обустраивавшие монастырь, находились в весьма скудном положении. Игумен
Раифской пустыни Савватий в 1670 году писал в своём челобитье царю Алексию
Михайловичу: "Зачата пустынь строиться, а братьи собрано человек с
двадцать, а к той пустыни вотчины и пустых земель нету; строить нечем,
скитаются Христовым Именем". По этой просьбе царем Алексеем Михайловичем
Раифской пустыни была передана пустошь Свиные Горы над рекой Камой. В 1674 году
пустыни также отошли лес, пашни и луга, находившиеся близ неё вместе с
близлежащими деревнями с крестьянами по челобитью настоятеля пустыни игумена
Алексия.
Постепенно Раифская пустынь
обустраивалась материально, устраивать порядок внутренней монастырской жизни.
Но прошло несколько десятилетий (с 1662 по 1689 гг.) и монастырь испытал
страшное бедствие. В 1689 году пожар, неизвестно отчего возникший, истребил все
строения Раифской пустыни, "церкви Божьи со всею утварью и колоколами",
как сказано в челобитье игумена Германа с братьею. Обитель пришла в крайнее
запустение, лишь немного священных предметов и вещей удалось вынести из храмов
и келий. Кроме построек также сгорело более 100 десятин заготовленного для
строительства леса, что существенно затрудняло восстановление пустыни. К
великому счастью была спасена и Чудотворная Грузинская икона Божией Матери.
Лишившись пристанища, старые и немощные иноки ушли в другие монастыри,
большинство же осталось жить на пепелище, построив себе утлые хижины, испытывая
подчас холод и голод, но предпочитая прежнее свое местопребывание всякому
другому. Правящий епархиальный Архиерей Высокопреосвященный Митрополит
Казанский Адриан, увидев такую сильную преданность своему монастырю и вере
Раифской братии, "озаботился устроением обители в лучшем виде" и
решил восстановить ее и сделать это уже в камне. Чтобы решить поставленную
задачу, он вызвал из монастыря иеромонаха Германа, "родом казанца,
устроителя Раифской пустыни", как написано на его надгробии в Новоиерусалимском
монастыре, и дал ему указание при сооружении обители Раифской иметь образцами
Тихвинский и московский Новоиерусалимский монастыри, в которых Герман жил
прежде.
Но владыка Адриан не дождался
окончательного устроения новой обители. В 1690 году он был возведён на
Патриарший престол и был последним Патриархом Московским и Всея Руси вплоть до
упразднения Петром Первым патриаршего престола. На его место заступил
Митрополит Маркелл, выходец из южных славян, человек, наделенный высокой душой,
глубоким просвещением и твердым характером. И уже при Высокопреосвященном
Маркелле началась застройка обители теперь уже в камне, заботами и трудами
настоятеля иеромонаха Германа с братией. Так пишет строитель Герман в своей
челобитной, поданной царю Иоанну и Петру Алексеевичу в 1692 году:
"впредь прочнаго ради состояния, по благословению преосвященного Маркелла,
митрополита Казанскаго и Свияжскаго, начали они ныне строить в Раифской пустыне
каменную церковь во имя Пресвятыя Богородицы Грузинския и св. Отецъ, въ Раифе
пострадавших, и в утверждение ископали ровъ, и сваи и бутъ положили. Довершить
же за многим оскудением тое церкве имъ невозможно". После этой челобитной
Раифской пустыни пожертвованы были значительные леса и угодья для продолжения
строительных работ.
С 1690 по 1717 гг. трудами третьего
настоятеля обители игумена Германа при поддержке высокопреосвященного Маркелла
(собственной своей казной и пожертвованиями от доброхотных даятелей) кроме
настоятельских и братских покоев, других служб, внутри монастырской ограды (а
она больше походила на крепостное сооружение, так как имела бойницы и пушки)
построил несколько очень красивых церквей. Это были каменные церкви во имя
Чудотворной Грузинской иконы Пресвятой Богородицы, храмы преподобных Отец в
Синае и Раифе избиенных; Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца, а также
ограда и три двухэтажных флигеля: для настоятеля, для братских келий и для
трапезной. Строительные работы производились под руководством иеромонаха из
Новоиерусалимского монастыря мастера-строителя Гермогена. Преемник Владыки
Маркелла по кафедре Митрополит Казанский Тихон Третий (Тимофей Васильевич
Воинов) для Раифской пустыни оказался истинным благодетелем. Он особенно любил
эту пустынь, так что в ней заповедовал и похоронить себя, хотя это завещание не
было исполнено и он, как и Маркелл, был похоронен в Благовещенском соборе
Казанского Кремля. Он закончил постройку каменных церквей, снабдил их богатой
ризницей, вообще привёл всю пустынь в особо блестящее положение. Для своих
частых приездов он построил отдельный домик. На монастырском озере долго
сохранялся деревянный сруб, на котором некогда Высокопреосвященным была
основана беседка, куда он часто хаживал, освежиться в жару и насладиться
прекрасными видами, открывающимися отсюда во все стороны.
Вероятно, при митрополите же Тихоне
явилось в обители то множество церквей, которым отличалась она в прежние
времена от других казанских монастырей. По ведомости о монастырях Казанской
Епархии, представленной в Синод в 1739 году, в обители Раифской указано 15
храмов, считая в том числе и приделы. "Настоящая каменная холодная церковь
во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы; при ней в трапезе придел во имя
Пресвятыя Богородицы Грузинския; церковь каменная теплая во имя святых
преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных; при ней в трапезе придел во имя
Евфимия, архиепископа Новгородского чудотворца; над теми же церквами вверху
церковь святых мучеников пяточисленных: Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария
и Ореста, да вокруг монастыря на каменной ограде церкви; на Св. вратах
(восточных) во имя св. Николая чудотворца; во имя Неопалимыя купины; во имя
Тихона Амафунтского; во имя Св. апостола Иакова, брата Господня; во имя
Страшного Суда; во имя святителей Гурия, Варсанофия и Германа, Казанских
чудотворцев; во имя зачатия Иоанна Предтечи; при ней же во имя Ярославских
чудотворцев; над ними вверху во имя Алексия, человека Божия; во имя св.
мученицы Екатерины". Почти все эти церкви получили вклады от Митрополита
Тихона, в виде дорогой церковной утвари и дрених икон. В этом ему помогали
граждане Казанские, особенно сын вице-губернатора Никиты Алферовича Кудрявцева
Мефодий Никитич, убитый сообщниками Е. Пугачёва на церковной паперти Казанского
Богородицкого девичьего монастыря.
Архимандрит Платон Любарский в своём
Сборнике древностей Казанской Епархии говорит, что "при Тихоне
Митрополите, его стараниями и отчасти иждивением построена вся каменная
Раифская пустынь". Поэтому справедливо этот святитель считается ктитором
Раифской пустыни. После Митрополитов Лаврентия, Адриана, Маркелла и Тихона
долго не было для Раифской пустыни таких архипастырей-благодетелей, какими были
они. Только уже лет через сто очень усердно заботился об украшении и
благоустройстве Раифской пустыни Филарет (Амфитеатров), архиепископ Казанский и
Свияжский.
По его настоянию игумен,
впоследствии Архимандрит Раифской Пустыни, Амвросий (Боголюбов) начал постройку
нового каменного тёплого собора во имя Грузинской иконы Божией Матери по
проекту архитектора М. П. Коринфского вместо пришедшего в ветхость храма
построенного в 17 веке при митрополите Маркелле, строительство которого было
завершено в 1842 году. В стенах этого собора Владыка Филарет устраивал для себя
келии, где хотел упокоиться от трудов своих, но был переведён Митрополитом в
Киев, и собор уже достраивался без него. Небезынтересен тот факт, что этот
собор имел в подвале свою котельную и в холодное зимнее время отапливался при
помощи воздушных отдушин внутри стен.
В 1794 году благочестивая казанская
мещанка Надежда Ивановна Киселёва пожертвовала свои денежные сбережения на
строительство церкви, которая была освящена в честь мучениц Веры, Надежды,
Любови и матери их Софии, на месте разрушенной молнией церкви Страшного Суда
Божия.
Последними строениями Раифской
пустыни являются колокольня с надвратной церковью во имя Архистратига Божия
Архангела Михаила, построенная на месте пришедших в ветхость башни с холодной
надвратной церковью во имя Святителя Николая. Строительство колокольни было
начато в 1889 году на средства и по подряду известного казанского благодетеля и
мецената купца Михаила Тимофеевича Атлашкина, прах которого покоится на
монастырском кладбище (умер в 1901).
По преданию, настоятель монастыря, игумен Вениамин давно планировал
перестройку башни, однако он не был полностью уверен в необходимости этого
строительства, а также не имел достаточно средств на него. Не имея никого, к
кому было бы обратиться за советом, решил спросить у первого встретившегося
младенца: строить ему колокольню или нет? Пройдя около версты, встретил женщину
с маленькой девочкой. Когда они приблизились к нему, он, благословив их,
спрашивает девочку:
- Как тебя зовут? - Та отвечает:
- "Мася"
- Сколько тебе лет? - Она ответила, что ей чуть ли не 30 миллионов лет,
а мать сказала, что ей около четырёх лет.
- Ну, хорошо, так скажи мне: строить мне колокольню или нет?
- Штрой (т.е. строй).
- Спаси тебя Господи, деточка, - сказал отец игумен и возвратился в
обитель. В этот же день приказал он нанимать рабочих, приготовлять леса и
вообще сделал надлежащие распоряжения. На следующий день к из Казани нему
приехал М. Т. Атлашкин и говорит:
- Вот, Батюшка, явилась у меня мысль пожертвовать вам в обитель
заготовленный у меня кирпич - один миллион штук, только смущаюсь я тем, что вам
некуда будет употребить.
На что отец гумен ответил:
- Спаси Вас Господи, ведь я начал строить колокольню, и кирпич очень
нужен.
- Ну вот и слава Богу, - ответил Михаил Тимофеевич, так я вам сегодня же
начну перевозить кирпич...
И 14 сентября 1891 года в день
празднования Воздвижения Креста на новую колокольню поднимали крест. В 1903
году престол надвратной церкви был освящён в честь Архистратига Божия Михаила,
в память р.Б. Михаила Атлашкина, который был известным благодетелем не только
Раифской обители, но многих других монастырей и приходских храмов.
Самая "молодая" постройка
Раифского монастыря - собор в честь Святой Живоначальной Троицы, заложенный в
1903 году по проекту архитектора Ф.Н. Малиновского на месте старого храма,
построенного в конце 17 века, и освященный 6 июня 1910 года архиепископом
Казанским и Свияжским Никанором. Храм сей славился замечательнейшей акустикой -
пение четырёх иноков на хорах слышалось окрест на 2 версты. К сожалению, в начале
20 века в обители не было достаточно средств и троицкий собор так и не был
расписан, вот уже около 100 лет его своды ожидают своих живописцев.
При учреждении Раифской пустыни
братии было в ней 20 человек, в первой половине 18 века - 30 человек, в 1764
году - 25 человек, в 1833 году -35 человек, в 1880 году - 42 человека, в 2001
году - 60 человек.
Серф