По легенде, эта земля принадлежала языческим жрецам. Здесь приносились человеческие жертвоприношения, устраивались праздники, хоронили магов и колдунов. В центре холма стоял черный дубовый ритуальный столб. Язычники обносили вокруг него новорожденных и усопших. Первых — на восход солнца, вторых — на закат. Воины перед сражением водили хороводы и оставляли в полнолуние оружие. Считалось, что после этого оно надолго оставалось острым, а в бою приносило удачу.
Так жили наши прадеды на Боровицком холме даже после крещения Руси. Конец языческому капищу положил Юрий Долгорукий. Была жестокая борьба — славяне-язычники против славян-христиан. Победил Долгорукий. По легенде, умирая, жрец наложил проклятия на свои владения. Гордый и надменный князь, наверное, только усмехнулся, но вот его потомкам пришлось туго: много раз Кремль горел, захватывался, здесь строили, чтобы разрушать, а сколько пережито смут, заговоров, смутно, мутно...
Быть может, Петр I бежал из Москвы и ненавистного Кремля не только из страха перед стрельцами? Тревожный, нервный — ему мерещились убийства, замученные бояре, отравленные царицы, призраки прошлых смут беспокоили его. Новая Россия, которую Петр строил спустя годы, по его личному мнению, нуждалась в новой столице — так и случилось. И на какое-то время призраки кремлевских смут отступили. Но прошло всего-то два века, и вновь Москва — столица.
Кремль уникален не только тайнами, которые множатся с каждым годом, но и высоким историческим градусом плотности. Каждый кирпичик — сгусток истории, многоликой и опасной. Восемь веков строили, перестраивали и разрушали. Десятки талантливых архитекторов и художников вписали свое имя в градостроительную летопись Кремля. Все наши цари и императоры прошли через кремлевские палаты и терема. Здесь замаливали преступные грехи и всходили на царство.
А могло ли быть по-другому? После победы Юрия Долгорукого Ведьмину гору переименовали в Боровицкий холм. По официальной версии, на месте Кремля когда-то шумел лесной бор. По неофициальной — в названии прочитывается еще один смысл — «боров»... Последний привет от языческого жреца?
В России сохранилось немало древних кремлей — Новгородский, Псковский, Нижегородский, Тульский, Коломенский, Астраханский, Смоленский, но образцом служил именно Московский Кремль. Выдающийся архитектурный ансамбль, в котором редкое сочетание единства, законченности и живописности.
До сих пор ученые не установили точное происхождение слова «кремль». Впервые оно встречается в тверской летописи под 1315 годом. К тому моменту деревянная крепость уже двести лет как существовала. История знает немало примеров, когда могущественные города, столицы империй, стирались с лица земли и из человеческой памяти, а маленькие, провинциальные городишки возвышались и превращались в мировые центры. Такая удивительная судьба ждала Москву.
Впервые город упоминается в летописи за 1147 год, а сколько к тому времени он уже существовал — неизвестно. В 1156 году Андрей Боголюбский на Боровицком холме в устье реки Неглинной построил деревянную крепость общей протяженностью 850 метров и площадью три гектара, она объединила существовавшие постройки маленького городка Москвы. Спустя годы он начал объединение и русских княжеств.
С самого начала Кремль и Москва стали неотделимы друг от друга. Именно тогда Кремль и получил форму треугольника, расположенного между нынешними Боровицкими, Троицкими и Тайницкими воротами. С напольной стороны деревянные крепостные сооружения защищались валом и рвом. Для того времени отличалась редким приемом укрепления подошва вала внутренней и внешней сторон.
На долгие годы Кремль пропадает с поля зрения летописей, пока в XIII веке князь Даниил младший, сын Александра Невского, не переезжает в Москву и не основывает династию. Провинциальный, затерянный в лесах городишко дал название княжеству, а вскоре началась битва и за первенство. История знает много случаев, когда города, подвергшиеся нашествию, превращались в руины и не восстанавливались. Такая беда могла случиться и с Москвой.
В 1238 году хан Батый дотла сжег Кремль и разорил город. Но Москва не потеряла своего значения. Более того, Иван Калита принял решение перестроить Кремль. Понимая, что деревянные постройки и есть главная беда, он первый строит каменные церкви — Успенский собор (главный храм княжества) и Архангельский.
Белокаменные храмы XIV века и определили композицию центра Кремля, сохранившуюся до наших дней. Кремль становится официальной резиденцией великих князей и московских митрополитов. В 1367 году внук Ивана Калиты Дмитрий Донской приступил к сооружению белокаменных стен и башен Кремля. Отсюда и начинается знаменитое поэтическое название Москвы — белокаменная. Каменное градостроительство полностью себя оправдало.
Кремль выдержал литовскую рать князя Ольгерда в 1368 году, в 1408 году — хана Едигея, в 1438-м — хана Улу-Мухамеда. При Иване III Москва возвысилась среди других городов и стала столицей объединенных русских княжеств. К Кремлю теперь были особые требования, отныне он не только исполнял оборонительную, духовную, государственную функции, но и сакральную. Именно с Ивана III начались загадки Кремля. Точнее, они и раньше были, но многочисленные пожары (неужто действовало проклятие языческого жреца?) уничтожали следы и улики.
Очередное грандиозное строительство Кремля начали псковские мастера. Но выведенные на двухметровую отметку стены Успенского собора неожиданно рухнули. Что стало с мастерами, неизвестно, но проклятое древнее языческое капище требовало человеческой крови. Именно после этого случая Иван III отдал приказ послам о поисках умелых мастеров в Европе. И таковые были найдены.
До сих пор непонятно, что им обещали за их согласие. Ведь ни Аристотель Фиораванти, ни Пьетро Антонио Солари не только не знали русского языка, но и представления не имели о том, куда едут.
Затем к ним присоединились Марко Руффо, Алевиз Новый, Бон Фрезин. Такая вот когорта итальянцев трудилась над многовековым символом России.
Судьба этих людей сложилась ужасно. Ни Аристотель, ни Солари, несмотря на окружавшие их почет и уважение, не смогли выбраться из России живыми. Именно выбраться. Известно, что Аристотель пытался бежать (именно бежать) из Москвы. Что его так напугало? Только ли казнь немецкого лекаря, свидетелем которой он стал? Что заставляло его опасаться за свою жизнь? Какие тайны Кремля он носил в себе?
И почему царь не выпускал его из России? Аристотель побывал на Соловках, участвовал в походе на Тверь в чине начальника артиллерии, а затем пропал. И больше никто ничего о нем не знает. Аристотель и Солари — главные зодчие Московского Кремля. Их вклад в русскую жемчужину уникален и пока никем не был превзойден.
Какие задачи ставил перед архитекторами Иван III? Судя по всему, они были настолько сложными, что с ними могли справиться только иностранные мастера.
Но чем наши-то хуже? Что такого умели делать итальянцы? Известно, что Аристотеля пригласили не как зодчего, а как инженера, способного на технические чудеса.
В родной Болонье он передвинул колокольню Святого Марка, а в городе Ченто выпрямил покосившуюся башню. Какое инженерное чудо он должен был совершить с Кремлем? И судя по таинственной, неясной смерти — совершил.
На внутренней стороне Спасской башни высечено имя проектировщика всех башен и стен Кремля Пьетро Антонио Солари, кстати, бывшего замечательным учеником Леонардо да Винчи.
Многое из того, чему научился у итальянского гения, он воплотил в Кремле. Например, в верхней части кремлевской стены, тянущейся вдоль Москвы-реки, обнаружили, казалось бы, бессмысленные отверстия, расположенные чуть ниже зубцов. Точно такие же имеются в рисунках Леонардо.
В них просунуты шесты, снаружи связанные между собой окованными бревнами, а изнутри упирающиеся в систему рычагов. При штурме стен защитники нажимали на рычаги — и горизонтальные бревна опрокидывали лестницы нападавших.
Другой признак «руки» да Винчи в конструкции Кремля (не только, кстати, Московского, но и Нижегородского, Коломенского и крепости Орешек) отыскал архитектор-реставратор Святослав Агафонов. Утопленные в толщу угловых башен казематы встречаются и в этих фортификациях, и в альбомах знаменитого архитектора.
И воплощены они с такой точностью, что рисунки впору считать проектами. Не правда ли, поразительно? Пусть и косвенным образом, но Леонардо да Винчи вполне может иметь отношение к Кремлю.
Однако это предположение еще требует дополнительных исследований.
И тем не менее, историки склоняются к мысли, что автор всего ансамбля Московского Кремля — Аристотель Фиораванти. В Кремле капитально ремонтировались и перестраивались обветшалые здания, на месте старых дворцов возводились каменные дворцовые постройки — терема.
Сооружались Успенский и Благовещенский соборы, Грановитая палата, княжеская усыпальница — Архангельский собор. Появилась самая красивая и стройная башня Кремля высотой 71 метр — Спасская.
Ее ворота, главные в Кремле, были особо нарядно украшены, на башне установили часы-куранты. Новые стены и башни, выше и толще прежних, облицовывались красным кирпичом. После очередного пожара в 1493 году Иван III повелел расчистить перед Кремлем защитную полосу шириной двести сорок метров.
Место прозвали «Пожаром», ныне это Красная площадь. Были возведены Конюшенная (Оружейная), Комендантская, Граненая (Средняя Арсенальная), Тайницкая (получила свое название по потайному ходу, вырытому в сторону реки), Свиблова, Собакина (Угловая Арсенальная) башни.
При Иване III Московский Кремль стал краснокирпичным, приобрел нынешний облик и достиг современных размеров. Площадь почти двадцать восемь гектаров, по всему периметру Кремля — восемнадцать встроенных в крепостные стены башен, одна выносная — Кутафья и одна небольшая настенная — Царская.
Общая протяженность стен 2235 метров, высота от пяти до девятнадцати метров, толщина от трех с половиной до шести с половиной до метров. Троицкий мост представляет собой гениальное, с технической точки зрения, сооружение. В его основе — принцип древнеримских двухъярусных акведуков.
Фундамент уходит в землю на глубину 11 метров и вот уже пять столетий стоит на болотистой почве, но кирпич остается сухим и прочным. Почему? При реставрации Кремля перед Московской Олимпиадой (1980 год) в нижнем ярусе моста обнаружили полые ячейки, пронизывающие все сооружение.
Теперь, когда они прочищены, на боковых сторонах моста, если приглядеться, можно увидеть небольшие круглые отверстия. Это часть системы вентиляционной тяги, гарантирующей кладке сухость и сохранность. Она изобретена в России и применялась во многих северных монастырях. Но использование вентиляции в инженерных сооружениях началось именно с Московского Кремля.
Удивительным образом Кремль воплотил в себе идею «Москва — третий Рим». В 1508 году князь Василий Иванович, сын Ивана III, повелел вырыть ров со стороны Красной площади от Неглинной до Москвы-реки шириной тридцать два метра и глубиной десять метров. Гаким образом, Кремль превратился в труднодоступный остров.
Невольно вспоминается средневековая гравюра — три слона, окруженные мировым океаном и держащие на себе земную твердь. Аналогия с Кремлем напрашивается сама собой. Центр миропорядка и духовной власти. Интересное совпадение... А может, намеренное?
Еще несколько раз Кремль горел, перестраивался, приходил в упадок, вновь отстраивался. Как бы это ни выглядело странным, но большая часть дворцов и теремов уничтожили русские цари династии Романовых, которые, как им казалось, надолго обосновались в этом загадочном, сакральном и мистическом месте — в Кремле, созданном династией Рюриковичей. Расцвет строительства Кремля совпал с последними Рюриковичами. Быть может, это что-то значит, пока нами не разгаданное, как и многое в истории, будь то случайное совпадение или незначительная мелочь.
До наших дней так и не раскрыта тайна Ивана III, воплощенная итальянскими зодчими в Кремле. Только отголоски доходят до нас — странные, удивительные. В 1894 году археолог князь Н.С. Щербатов во время поисков в Кремле библиотеки Ивана Грозного обследовал первый этаж Набатной башни и нашел в ней вход в замурованную галерею, идущую по кремлевской стене. Сводчатый тоннель шириной примерно в метр скоро уперся в препятствие, и князь Щербатов решил обследовать соседнюю Константино-Еленинскую башню.
Там тоже обнаружился вход в тоннель, правда располагавшийся ниже первого. Как выяснилось, первое из найденных подземелий в древности использовалось как галерея ближнего боя, то есть служило для обстрела противника при ближней осаде, а второе — для тайного сообщения между соседними башнями (в древности, как уверяют историки, внутристенные ходы соединяли все кремлевские башни).
Кроме того, исследователю удалось обнаружить тайный ход, связывающий Никольскую башню с Угловой Арсенальной. И попасть в тоннель, идущий под Боровицкими воротами (там же обнаружились и засыпанные землей до самых шестиметровых сводов подземные палаты), а также обследовать расположенные у Троицкой башни на девятиметровой глубине палаты-тайники. Щербатовские фотографии обнаруженных им подземелий Кремля вместе с их описаниями в 1920-е бесследно исчезли. По слухам, были реквизированы ЧК.
Обследовавший Кремль в 1918 году архитектор И.Е. Бондаренко сообщал, что в Беклемишевской башне имеется «тайник»: подземелья-слухи (слухами назывались ходы, которыми можно было пользоваться для наблюдения за врагом и неожиданных боевых десантов) и подземные галереи. (Подземелье Беклемишевской башни вместе со слухом уже в 1525 году использовалось как место пыток и заключения узников.) За дерзкие речи и жалобы на великого князя Василия III здесь отрезали язык боярину Ивану Никитичу Берсеню-Беклемишеву.
А царь Иван Грозный, обвинив в измене князя Андрея Федоровича Хованского, приказал его «пытати и казнити торговою казнью и в наугольную (Беклемишевскую) стрельницу посажати».
В 1929 году во время очистки от мусора подземной части Сенатской башни под ней было обнаружено подземелье глубиной более шести метров. Была выдвинута версия: Сенатская башня являет собой люк в подземный Кремль. Однако более вероятно другое — первоначально башенное подземелье имело два или три яруса с деревянными помостами, от времени они сгнили и обрушились вниз, образовав тем самым «загадочный» колодец.
В 1930 году при прокладке водостоков из Кремля на Красной площади был обнаружен (и очень скоро засыпан землей) подземный ход в рост человека — он располагался чуть правее Спасской башни на глубине четырех метров и шел в сторону Лобного места.
В 1933—1934 годах Игнатий Стеллецкий при обследовании Угловой и Средней Арсенальных башен обнаружил здесь не один подземный тайник. Тут были и тайные внутристенные проходы, и подземные ходы (один удалось расчистить полностью). Кроме того, Стеллецкий сообщил в НКВД о существовании тайного хода от Спасской башни до храма Василия Блаженного, «близ которого спуск в большой тоннель под Красную площадь весьма загадочного назначения». Во время земляных работ, которые велись неподалеку от Набатной башни в 1972 году, на четырехметровой глубине показался кусочек подземного хода.
В 1973-м при закладке шурфа в Кремле у Набатной башни на глубине четырех метров был обнаружен свод подземной галереи. Она примыкала к фундаменту Набатной башни, то есть шла параллельно стене Кремля по направлению к Спасской башне. Однако расчистить галерею полностью и узнать, откуда начинался и где заканчивался тоннель, не удалось.
Недалеко от Средней Арсенальной башни во время реставрационных работ 1970-х годов открылся проход в стену, поворачивающий в сторону Угловой Арсенальной башни. Проникнуть по нему далеко кремлевским археологам не удалось — он был заложен кирпичом. Ни одно из подземелий, обнаруженных в Кремле как до, так и после революции, не было исследовано полностью. Большинство из них — после осмотра представителями спецслужб — навсегда опечатывалось либо засыпалось землей или даже заливалось бетоном.
А вот отрывок из «Правительственного вестника» от 24 февраля 1912 года: «Древние подземные ходы в Москве образуют целую сеть, мало еще исследованную. Пока обнаружены подземные ходы между Новодевичьим монастырем и мануфактурной фабрикой Альберта Гюнтера, под Донским монастырем, Голицынской больницей и Нескучным садом.
Хорошо исследован подземный ход под Боровицкой башней, в которой найдены две ниши, открывающие тоннели к центру Кремля и под Ильинку. Подземные ходы имеют также башни Тайницкая, Арсенальная и Сухарева. Обнаружены еще другие подземные ходы, по-видимому, стоящие отдельно от общей сети».
Писали также следующее: «Московский Кремль...представляет собой выдающийся памятник военного зодчества конца XV в. и тем не менее остается до наших дней почти не изученным. Это указание касается особенно подземной части Кремля, представляющей громадный интерес... Исследования князя Щербатова показывают чрезвычайную сложность подземных сооружений Кремля, большую трудность не только точного исследования, но и простого проникания в них. Большинство ходов оказываются замурованными, некоторые перерезаны фундаментами более поздних построек...»
И еще одно интересное сообщение из немецкой газеты «Фоссие Цейтунг» от 20 июля 1929 года:
«Уже много столетий держится поверье, что под Кремлем сокрыт подземный город. Сокровища в виде золота и серебра со времен Новгорода, не поддающиеся оценке, библиотека Грозного, ценные картины и исторические реликвии, жемчуг и драгоценные камни в громадном количестве... Только Петру I удалось запустить свою руку в этот тайный сейф».
Подземный город... галереи, камеры, колодцы, тайники... Петр I... Но как, каким образом все это было воплощено? Сейчас для таких целей необходимо специальное оборудование, проходочные машины, но у Аристотеля и Солари ничего из вышеперечисленного не было! Они и русским языком-то толком не владели. Как же ничтожно мало знаем мы о собственных предках, их представлениях и мироощущении, способности воплощать самые дерзкие замыслы!
С неповторимой русской медлительностью Кремль раскрывает многовековые тайны. До сих пор историки совершают уникальные находки и открытия. Пушечные ядра и стрелы столь обыденны здесь, что порою археологи скучают. Но вот недавно была найдена серебряная кружка, в которую вчеканены две монеты с распятием, а на ручке выгравирован дракон, пышущий не пламенем, а цветами!
Или такие редкие для Москвы берестяные грамоты. И уж совсем поразительные находки — икона Иисуса Христа над Спасскими воротами и Николая Угодника — над Никольскими, считавшиеся безнадежно утраченными с 1917 года. А ведь сколько раз каждый из нас рассматривал ворота, над которыми были заштукатурены квадраты в три метра высотой!