Общественная организация «Ла Страда-Украина» обнародовала результаты своего опроса о выявлении рисков попадания в ситуацию торговли людьми в условиях распространения пандемии COVID-19. Он был проведен в рамках Проекта «Адвокация улучшения государственного реагирования и политики противодействия торговле людьми», который реализуется в сотрудничестве с Международной организацией по миграции при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Королевства Норвегии.
Подробно о результатах опроса – наше интервью с директором департамента Национальных горячих линий и социальной помощи ОО «Ла Страда-Украина» Аленой КРИВУЛЯК.
– Какова была цель вашего опроса?
– Это уже третий опрос, который мы провели в рамках этого Проекта. Мы стремились отследить основные риски, которым могут подвергнуться украинцы и украинки, выезжающие в это непростое время пандемии за рубеж. А также выяснить, с какими проблемами они сталкиваются непосредственно в нашей стране, поскольку социальное положение многих украинских семей существенно ухудшилось в результате карантинных ограничений.
Мы проводили исследование в августе-ноябре 2020 года. Намеренно выбрали этот период, когда не было жесткого карантина и границы многих стран были открыты для наших соотечественников.
Информацию собирали через два канала коммуникации. Прежде всего, это телефонные консультации, когда абоненты звонили на нашу Национальную горячую линию по предупреждению домашнего насилия, торговли людьми и гендерной дискриминации. Также в этом году мы впервые использовали онлайн-анкетирование – наши абоненты/ки могли самостоятельно заполнять онлайн-опросник. Он был соотносим с опросом, проводившимся в телефонном формате на горячей линии.
– Сколько было опрошено респондентов, и кто преимущественно отвечал на ваши вопросы?
– Для этого мониторинга было отобрано и обработано 100 анкет. Больше обращений поступило от женщин – 79%. Соответственно 21% пришелся на мужчин. Мы заметили существенные изменения в гендерном распределении. Во время нашего первого и второго мониторингов в докарантинный период мужчины обращались к нам значительно активнее. Теперь наблюдаем серьезный разрыв в пользу женщин, и это позволяет предположить, что коронавирус и карантинные ограничения больше всего затронули именно их интересы.
Что касается возрастного распределения, то в преимущественном большинстве респондентами оказались молодые люди в возрасте от 18 до 45 лет. Отдельные обращения поступали от людей в возрасте 50+, 60+. Если говорить о молодежи, это преимущественно те, кто хотел трудоустроиться за границей, соответственно они искали информацию, как это сделать безопасно.
Еще одна особенность нынешнего опроса: преимущественно нам приходилось общаться с людьми, проживающими в городах (71%). Хотя во время предыдущих исследований мы в основном имели дело с жителями сельской местности. Мне кажется, что такой показатель полностью развенчивает миф о том, якобы в городах прекрасная жизнь, люди получают нормальную зарплату и комфортно себя чувствуют. В действительности этот мониторинг показал, что в городах также есть немало проблем с безработицей, люди не знают, как себя реализовать в связи с этим. Это побуждает горожан активно выезжать за рубеж.
Преимущественное большинство наших респондентов/ок – жители и жительницы Киева и Киевской области. Также очень активной была Восточная Украина, в частности, Харьковская и Днепропетровская области. Если говорить о западном регионе, то чаще всего обращались из Львовской и Ивано-Франковской областей. Также Одесский регион был достаточно активным.
– Какие вопросы больше всего интересовали ваших респондентов?
– Наиболее обсуждаемыми и затребованными были вопросы трудоустройства за рубежом. Они интересовали 64% наших респондентов. Такой показатель нас не шокировал – он и в докарантинный период был достаточно высоким.
30% респондентов сообщили о том, что хотят выехать за рубеж с туристической целью. По сравнению с докарантинным периодом этот показатель значительно сократился. Это можно понять, ведь много стран во время карантина стали закрытыми для иностранцев. Ряд стран ввели определенные ограничения для туристов, и люди интересовались, что это за ограничения.
Также среди респондентов были женщины, сообщавшие о намерении выехать за рубеж для заключения брака с иностранцами. Их оказалось 7%, и по сравнению с докарантинным периодом этот показатель также существенно снизился.
– Представители каких профессий были вашими респондентами? Какие работы их преимущественно интересовали?
– Половина обращений поступила от людей, которые хотели выехать за рубеж, чтобы работать на заводах и фабриках.
30% респондентов готовы были работать нянями и заниматься домашней работой.
8% выявили намерение устроиться в гостинично-ресторанной сфере. Этот показатель также существенно снизился по сравнению с докарантинным периодом, ведь такой вид бизнеса особенно трудно переживает последствия пандемии. Причем, во всем мире.
4% наших респондентов стремились выехать за границу и найти работу в сфере охраны здоровья. Подобные тенденции мы наблюдали и раньше, однако это были единичные обращения. Поэтому в предыдущих мониторингах они могли даже не отражаться. Если честно, нынешний показатель нас очень поразил. Ведь за рубеж хотели выехать именно врачи высокой квалификации. Они работали в мегаполисах, в престижных больницах, но, к большому сожалению, не получали надлежащей заработной платы. И это несмотря на обещания государства существенно повысить заработки медиков в период пандемии. Такие респонденты сообщали, что никто им зарплату не повышал, поэтому они искали любую вакансию за рубежом, и как только она открывалась, они были готовы использовать этот шанс.
Это очень серьезный вызов для Украины. Потому что мы теряем качественный медицинский персонал, который должен спасать жизни украинцев и украинок в период распространения пандемии COVID-19.
– Все ли заробитчане имеют достаточный опыт работы за границей и понимают риски попадания в ситуацию торговли людьми и эксплуатации?
- Мы тоже анализировали эту информацию, и скажу откровенно, что этот мониторинг нас очень сильно порадовал. Потому что преимущественное большинство наших респондентов говорили о том, что они не готовы работать неофициально за рубежом. Они настаивали, что безопасное трудоустройство для них много значит. И таких людей оказалось 75%.
Но при этом следует помнить, что каждый пятый украинец или каждая пятая украинка сообщили, что готовы на нелегальное трудоустройство. И это тоже достаточно серьезный показатель. Потому что люди не всегда осознают те риски, с которыми они могут столкнуться за границей. Значит миф, что проблема торговли людьми может затронуть кого угодно, но не меня, до сих пор остается характерным для нашего общества.
Также сильно рискуют те, кто не осознает, что для трудоустройства за рубежом обязательно нужно оформлять трудовую визу. Об этом необходимо информировать очень активно. До сих пор немало пользуются туристической визой, а потом надеются на легальную работу. На самом деле безвиз и трудовая виза абсолютно не связаны между собой. Ведь безвиз касается исключительно путешествий, туризма. В ином случае риски попадания в ситуацию торговли людьми, трудовой и сексуальной эксплуатации сильно обостряются.
Это особенно важно понимать заробитчанам-новичкам, которых среди наших респондентов оказалось 68%.
Еще одна группа риска – это те, кто уже имеет опыт нелегальной работы за рубежом. Они и сейчас осознанно делают такой свой выбор. Мол, в прошлый раз с нами ничего не произошло, так будет и теперь. Но такие взгляды являются ошибочными и наша задача – менять их.
– Какие страны больше всего интересуют наших соотечественников?
– Среди них можно выделить ТОП-3 страны. Это Польша, Германия и Турция.
Польша всегда была привлекательной для украинских заробитчан. Она наша соседка, и даже в докарантинный период много наших людей достаточно уверенно чувствовали себя здесь и спокойно трудоустраивались. Однако хочу привлечь внимание к одному факту. Мы поддерживаем тесные контакты с партнерской организацией «Ла Страда-Польша». Так вот, она сообщает, что ежедневно на их горячую линию обращаются украинцы, которые сообщают о проблемах в отношениях с польскими работодателями. Жалуются на то, что им недоплачивают, что работают сверх нормы, что живут в неприспособленных для этого условиях, не получают соответствующего питания. Поэтому случаи если не трудовой эксплуатации, то нарушения прав украинских граждан прослеживаются.
Германия особенно привлекает наших медиков. Для них тут предлагают достаточно высокие заработки. В последнее время в этой стране наблюдаются высокие показатели смертности от коронавируса, и поэтому Германия старается сделать все возможное, чтобы как можно больше квалифицированного медицинского персонала привлекать к борьбе с этой опасной болезнью.
Топовой для украинцев остается и Турция. В период пандемии COVID-19 она не создавала никаких преград для украинских туристов. Им не нужно было сдавать тесты на коронавирус, проходить 2 недели самоизоляции, и это привлекало наших людей.
– А как на этом фоне выглядит Россия?
– С каждым годом позиции Российской Федерации среди украинцев слабеют. Причины очевидны. В первую очередь они связаны с военными действиями на востоке нашей страны, активным участником которых является российская сторона. Поэтому много наших людей уже не рассматривают Российскую Федерацию для трудоустройства. К тому же Россия действовала необдуманно в условиях пандемии коронавируса. Она оказалась едва ли не последней страной, которая поняла опасность этой болезни. И поэтому получила очень негативные последствия от запоздалого введения ограничительных мероприятий. Поэтому много наших людей отказалось от планов работать там.
– Как пандемия COVID-19 и карантинные ограничения повлияли на процессы торговли людьми, трудовой и сексуальной эксплуатации?
– К сожалению, мы констатировали факты распространения трудовой эксплуатации в Украине. Потеряв работу из-за пандемии, украинцы и украинки старались искать ее разнообразными способами, и часто вынуждены были работать нелегально со всеми возможными негативными последствиями. Поэтому если кто-то говорит, что карантин никоим образом не влияет на торговлю людьми, у него ошибочные суждения.
В категорию риска также попадают наши соотечественники и соотечественницы, которые в это время работают по сокращенному графику. А у многих есть дети, пожилые родители, нуждающиеся в финансовой помощи. Это вынуждает людей соглашаться на любую работу, искать ее даже за границей.
Карантин увеличивает количество заробитчан, и эти люди составляют категорию риска. По существу они являются потенциальными кандидатами для попадания в ситуацию торговли людьми, трудовой и сексуальной эксплуатации.
Сегодня очень важно не оставлять этих граждан один-на-один с их проблемами. Они должны находиться в зоне особого внимания государства. На них должны быть направлены специальные информационные кампании и программы социальной защиты, чтобы уберечь от нежелательного развития событий. Государство также должно заботиться о создании дополнительных рабочих мест, обеспеченных нормальными заработками. Чтобы наши соотечественники/цы имели возможность работать дома, рядом со своими семьями, наполняя украинский бюджет своими налогами.
На этом фоне мы считаем наш опрос очень важным. Он отражает реальную картину на рынке труда и дает своеобразный сигнал нашей власти относительно стратегии дальнейших действий в это непростое время.
Владимир ДОБРОТА,
Национальный пресс-клуб «Украинская перспектива»