Украинское правительство внесло жилищную реформу в число десяти, которые приобрели особую важность в текущем году. Потребность в ней обусловлена значительными и не всегда эффективными затратами на содержание и управление жилым фондом. В частности, это касается и значительных потерь, связанных с его низкой энергоэффективностью. Но успешную реализацию этой реформы пока тормозит недостаток информации о потребностях и особенностях создания объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) и тех преимуществ, которые они получают при осуществлении энергоэффективных мероприятий.
Решению существующей проблемы содействует Проект IFC «Энергоэффективность в жилищном секторе Украины», который внедряется при поддержке Швейцарской Конфедерации. Недавно Проектом было инициировано создание региональной сети консультантов, которые посодействуют жителям многоэтажек в реализации мероприятий по термомодернизации домов. Об их деятельности и о том, как можно воспользоваться их услугами, рассказывает Региональный координатор упомянутого Проекта Михаил ПАВЛИЧЕНКО.
- Сколько региональных офисов создано вашим Проектом, и в каких городах они работают?
- На сегодняшний день мы работаем в 8 областях – Львовской, Волынской, Киевской, Житомирской, Ровенской, Харьковской, Одесской и Днепропетровской. Во всех этих областях имеем по одному консультанту в областном центре, а в Днепропетровской области также имеем консультанта в городе Кривой Рог. Офисов мы не создаем.
- Кто может воспользоваться советами региональных консультантов?
- Основными нашими клиентами являются совладельцы, создавшие ОСМД. Мы также предоставляем услуги жилищно-строительным кооперативам (ЖСК) и жителям других многоквартирных домов, которые интересуются вопросами внедрения проектов энергоэффективности.
Следует сказать, что председатели ОСМД, руководители ЖСК и обычные жители многоквартирных домов не являются специалистами в вопросах энергоэффективности. Это бухгалтера, инженеры, пенсионеры… Большинство из них впервые сталкиваются с этими проблемами. Часто они просто не знают, с чего начать.
Среди них есть и те, кто имеет определенное понимание относительно этого, но часто они упускают из поля зрения важные детали. Например, меняют окна в подъезде, но не утепляют выход на чердак. И из-за этого тепло из подъезда «убегает» так же, как оно «убегало» до замены окон.
И, наконец, есть третья категория: это те руководители ОСМД и ЖСК, которые уже хорошо разобрались в вопросах энергоэффективности, достаточно глубоко вошли в эту тему, имеют абсолютно здоровые идеи и правильные подходы относительно того, как начинать энергомодернизацию, но не делают практических шагов. Ведь не понимают конечного финансового результата, не знают, будет ли проект по энергосбережению выгодным для них. По всем этим вопросам мы и предоставляем консультации.
- Многих жителей беспокоит – не придется ли им при внедрении энергомодернизационных проектов увеличивать свои взносы на содержание многоквартирного дома. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Преимущественно такие проекты являются самоокупающимися и не требуют увеличения взноса. Например, таковы практически все проекты по модернизации системы отопления, ряд проектов по замене окон.
Вместе с тем другие проекты действительно требуют увеличения взноса, иногда незначительного. В каждом конкретном случае нужно считать. Самыми дорогими являются проекты по утеплению дома. Но надо понимать, что и в том, и в другом случае (то есть, и когда мы увеличиваем взнос, и когда в этом нет нужды) после выплаты банковского кредита жители многоэтажки получают чистую экономию.
Если они, например, утеплили дом или модернизировали систему отопления, то получают экономию тепла. И эту экономию на период выплаты кредита направляют на его погашение. Но после того, как кредит выплачен, благодаря этой экономии жители просто меньше платят за тепло, экономят свои деньги. То же самое происходит при модернизации системы освещения и реализации других энергосберегающих проектов.
Вообще проект по модернизации освещения является наиболее легким в реализации и быстро окупающимся. Так, замену ламп накаливания на LED-светильники можно осуществить собственными силами (эту лампочку выкрутил – ту вкрутил), а вложенные деньги вернутся за счет экономии электроэнергии уже через 6-12 месяцев, иногда даже быстрее. Причем часто этот, пусть небольшой, успех вдохновляет людей на более масштабные проекты.
- Вы упомянули банковский кредит. Разве нет других источников финансирования?
- Есть. В упомянутом примере с освещением закупку LED-светильников, как правило, ОСМД может осуществить за собственные средства – это относительно небольшие затраты. Но большинство проектов по термомодернизации потребуют значительных инвестиций. И тут мы должны учитывать специфику многоквартирного дома. Ведь если бы мы с вами говорили об индивидуальном доме, то там все решалось бы просто. Если у собственника есть деньги – он реализует проекты по термомодернизации за собственные средства. Если нет – он может взять взаймы у родственников, у друзей, в банке, в конце концов. Можно и не одалживать, все оставить так, как есть, но тогда за тепло и свет придется платить больше.
Если же мы говорим о многоквартирном доме, то он так же страдает от постоянного повышения тарифов, но в нем намного сложнее принимать решения. Почти никогда не будет так, чтобы стопроцентно жители поддержали то или иное решение. Практически у каждого – свои возможности и собственное видение ситуации. Из-за этого иногда бывает настоящей проблемой собрать даже по 20 гривен. Но для принятия решения о привлечении кредита, как правило, достаточно 75% голосов. Поэтому в абсолютном большинстве случаев банковский кредит является единственным (или основным) источником финансирования проекта по энергосбережению. Но такие кредиты частично компенсируются государством.
- Что именно компенсирует государство, и каков размер этой компенсации?
- Государство компенсирует от 40% до 70% от суммы кредита на приобретение оборудования и материалов. Услуги не подлежат компенсации.
- Каждый ли может получить такую компенсацию?
- Да, условия доступа к этим компенсациям равны для всех, а правила достаточно просты и понятны. Этой возможностью в Украине уже воспользовались около 200 ОСМД и ЖСК. И это притом, что мы находимся лишь в начале этого процесса.
Кроме того, много городов также приняли местные компенсационные программы.
- Но вернемся к вашим услугам. Как предоставляется консультационная помощь – непосредственно во время встречи с региональным представителем Проекта IFC, во время телефонного общения с ним, во время электронной переписки или как-то иначе?
- Основным местом работы наших консультантов является многоквартирный дом. Обычно мы начинаем осматривать его с подвала, со входа труб централизованного отопления, потом оцениваем общее состояние дома, осматриваем окна и двери, выходы на технический этаж и чердак и пр. Ведь от этих вещей зависят дальнейшие расчеты, возможная экономия энергоносителей.
Таким образом, преимущественно мы оказываем консультации на местах. Иногда на местах делаем и расчеты. Для этого имеем соответствующие инструменты. Кроме того, консультации оказываем в любой другой форме. Например, во время мероприятий, которые проводим, или по их завершению и, конечно же, - по телефону, электронной почте.
- Региональные консультанты оказывают бесплатные или платные услуги?
- Поскольку наш Проект финансируется швейцарским правительством, то мы имеем возможность оказывать бесплатные услуги. Это важно особенно с учетом того, что не все ОСМД имеют возможность платить. Кроме того, они и не понимают, за что платят вплоть до того момента, пока не осознают своей выгоды от реализации проекта по термомодернизации дома.
- Могут ли услугами региональных консультантов воспользоваться жители других городов областей, в которых эти консультанты работают?
- Да, жители всех городов и сел в тех областях, где мы работаем, могут воспользоваться нашими услугами. В перспективе доступ к ним могут получить жители и других регионов.
- Но как они вас находят, и что нужно для того, чтобы получить консультацию?
- Чтобы получить консультацию, достаточно связаться с нашим консультантом в любой форме, например, позвонить. А находят нас по-разному. Преимущественно люди обращаются после семинаров и тренингов. Но многие обращаются по рекомендации своих соседей, которые уже воспользовались нашими услугами.
- Доверие к консультационным услугам возрастает, если их оказывают специалисты высокого уровня. Как вы их подбирали, и много ли было претендентов на эти должности?
- Претендентов было очень много – по несколько десятков на каждое место. Отбор осуществлялся тщательно, интервью проводились в два этапа. Причем на втором этапе в интервью с нашей стороны принимали участие сразу три человека. Потом мы подробно обсуждали каждую кандидатуру.
Проблема заключалась еще и в том, что наш консультант должен быть специалистом широкого профиля. То есть, он должен уметь оценить и общее состояние дома, и понять возможности экономии энергоресурсов, и просчитать конечный финансовый результат от внедрения энергоэффективного проекта. Конечно, таких людей было найти непросто, но мы обеспечиваем им дополнительное обучение. Поэтому сегодня имеем консультантов действительно высокой квалификации.
- Проект IFC уже развернул широкомасштабную кампанию, направленную на информирование украинского населения о сути и особенностях реформирования жилищного сектора. С какими целевыми аудиториями во время этой кампании работает Проект, и привлекает ли он к этой работе своих региональных консультантов?
- Уже долгое время мы работаем с председателями ОСМД и руководителями ЖСК. Для них уже организовали ряд семинаров и тренингов, и продолжаем эту работу. Эти мероприятия касаются как основ энергоэффективности, так и ее отдельных вопросов. Например, систем отопления, энергоэффективных окон, утепления домов и пр.
Сейчас начинаем проводить мероприятия для представителей еще двух целевых аудиторий. Речь о тех, кто интересуется самой возможностью создания ОСМД, хочет узнать, для чего они нужны. И другая целевая аудитория – это инициативные группы, которые приняли предварительные решения о создании ОСМД, находятся на пути к их созданию и хотят знать, как это лучше сделать. Для них мы организовываем тренинги по юридическим вопросам.
Кроме того, мы уже проводим различные мероприятия для представителей органов местной власти, для управителей домов и для юристов, работающих в этой сфере, поскольку для них она достаточно нова. К этому побуждают и те изменения в действующем законодательстве, которые происходят в последнее время, например, принятие Закона Украины №417 «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме».
- Какие организации и банки, оказывающие услуги в сфере энергоэффективности, вы рекомендуете своим клиентам?
- Мы не рекомендуем им никаких организаций. Обычно говорим так – подробно ознакомьтесь с условиями, которые эти организации предлагают, и принимайте самостоятельные решения. Этот момент для нас принципиально важен. Иначе будет выглядеть так, что наш Проект работает на тех или иных производителей или поставщиков услуг, вмешиваясь этим в конкуренцию между ними, искривляя рыночную среду.
Но для того, чтобы сделать правильный выбор, наш клиент должен ориентироваться в вопросах энергоэффективности. Для этого мы его и обучаем: проводим семинары, оказываем консультации и пр.
Если говорить о банках, то следует отметить, что лишь три из них принимают участие в упомянутой выше государственной программе компенсации кредитов на приобретение материалов и оборудования. Речь идет о государственных банках «Укргазбанк», «Ощадбанк» и «Укрэксимбанк». Поэтому выбор тут ограничен. Но мы также рекомендуем клиенту самостоятельно определить, с каким банком он будет работать.
Одновременно мы можем оказать клиенту помощь, скажем, провести переговоры с банком или поставщиком услуг, выяснить какие-то отдельные моменты, сделать необходимые расчеты и пр.
- Насколько активно в вопросах повышения энергоэффективности жилого фонда региональные консультанты сотрудничают с местными органами власти?
- Я уже упоминал, что в ряде украинских городов приняты местные программы поддержки проектов энергоэффективности в добавление к государственной программе. Кое-где действуют еще и областные программы компенсации. И в таких городах, где мы видим прозрачную процедуру оказания такой помощи и равные условия доступа к ней, мы охотно идем на сотрудничество с местными органами власти.
Уже классическим стал пример Луцка. Этот город первым в Украине внедрил компенсацию процентов по термомодернизационным кредитам за счет городского бюджета. И результат такого подхода налицо: на лучан сегодня приходится 4 миллиона гривен, то есть, четверть от общеукраинского объема льготного кредитования, осуществляемого в рамках государственной программы.
В прошлом месяце мы провели мониторинг луцких проектов, внедренных до начала текущего отопительного сезона (это три проекта по модернизации системы отопления с установкой счетчиков тепла и индивидуальных тепловых пунктов, а также один проект по утеплению дома). Везде экономия тепла превысила 40%.
Уже много городов следует примеру Луцка. Например, подобная программа прошлой осенью была принята в Житомире. Надеемся, что перечень городов, которые активно включаются в реализацию жилищной реформы, со временем увеличится.
Артем САДОВОЙ,
Национальный пресс-клуб «Украинская перспектива»