18 мая завершила свою работу миссия МВФ, которая в общей сложности провела на Украине 8 дней.
Однако вместо ожидаемого с осени прошлого года третьего транша кредита на сумму $ 1,7 млрд. в рамках четырехлетней программы финансирования общим объёмом $ 17,5 млрд. украинские власти получили очередную порцию назидательных директив. При этом уже понятно, что раньше третьего-четвёртого кварталов текущего года вожделенный заём Киеву не светит. Поскольку его судьба будет зависеть от нового отчета, который должен быть представлен в июле текущего года.
Таким образом, даже кадровая пересменка на премьерском посту не произвела должного впечатления на Запад. Заявление, которое сделал глава миссии фонда на Украине Рон ван Руден, содержит общие фразы и никакой конкретики. В нём отмечается, что за последний год «Украина достигла значительного прогресса в восстановлении экономической стабильности, и критически важным является продолжение выполнения структурных и институционных реформ». Однако финансистам из МВФ это представляется недостаточным. По их мнению, необходимо, чтобы власть в Киеве нарастила усилия «для закрепления фискальной и финансовой стабильности, решительного повышения прозрачности и обеспечения верховенства закона, а также для реформирования большого и неэффективного сектора государственных предприятий».
Проще говоря, выставила на распродажу наиболее лакомые куски госсобственности. В частности, ОАО «Одесский припортовый завод» — крупнейшее предприятие химической отрасли Украины. Правительство Украины моментально отреагировало на рекомендацию, оценив принадлежащий государству пакет акций предприятия (99,5%) в $ 522 млн. Новый глава кабмина Владимир Гройсман назвал эту цену стартовой- конечную, по его словам, определит аукцион. При этом установленные правила игры делают невозможным какие-либо сюрпризы. В сообщении Фонда государственного имущества прямо указывается, что ОПЗ не смогут купить компании и физические лица, внесенные в санкционные списки либо зарегистрированные в государстве, признанном Верховной Радой «государством-агрессором» (читай, российские), а также хозяйственные субъекты, более 25% акций которых находится в госсобственности Украины. Таким образом, можно предположить, что ценный актив предназначен для западных нерезидентов.
Учитывая, что $ 1,7 млрд. от МВФ не сделают финансовой погоды в стране, экономическая деградация которой происходит столь стремительно, Киев готов ради получения чуть более миллиарда евро сделать «лысыми» Карпаты. Чиновники из Минэкономики задумались над отменой моратория на экспорт необработанной древесины («кругляка»), который был введён весной прошлого года на десять лет. И не важно, что Киев при этом потеряет в разы больше, чем объём полученных кредитов, которые ещё придётся возвращать какой-то другой «натурой». Очевидно, Брюссель уверен в покладистости своих майданных протеже. По крайней мере, по ту сторону границы с ЕС уже появились предприятия, которые получают из Украины очень дешевую необработанную древесину, перерабатывают её и… с десятикратной прибылью продают в виде готовых товаров украинским же бизнесменам.
По мнению украинского экономиста Александра Дудчака, требования МВФ приобретают изощрённо издевательский характер.
— Эмиссары из фонда уже не знают, в какую бы ещё неудобную «позу» поставить Киев. То, что мы видим, это принуждение Украины к ускоренной распродаже госпредприятий и чернозёма (земли). Практически каждый министр из экономического блока повторяет абсурдный тезис по поводу якобы неэффективности госсобственности. Дескать, именно это выступает источником коррупции.
С какой стати частная собственность будет менее коррумпирована? Наоборот, олигархам под откаты проще договариваться с министрами или высшим руководством страны. Всё равно капитал будет выводиться в офшоры. Для госкомпаний получение прибыли далеко не всегда главная мотивация. Потому что очень много затрат идёт на поддержание инфраструктуры, позволяющей сотрудникам экономить на расходах. А частным собственникам, избавляющимся от «неликвида» в виде детских садов или санаториев, на это наплевать. Понятно, что в конечном итоге это удешевляет себестоимость продукции, но негативно сказывается на уровне жизни населения.
«СП»: — О какой борьбе с коррупцией может идти речь, если государство возглавляет президент-олигарх, который по информации из «панамского досье» с помощью компании «Прайм Эссетс Кэпитал» сам использовал офшорные схемы для уклонения от налогообложения?
— За последний год глава Украины увеличил свои активы в 8−9 раз. По последней информации его «офшорные лавочки» были зарегистрированы на Британских Виргинских островах. Согласитесь, красноречивый выбор для ставленника евроатлантистов. МВФ подгоняет Киев, заставляя его проводить приватизацию в крайне невыгодных обстоятельствах. В условиях спада производства активы дешевеют. Сегодня мы наблюдаем подготовку к последнему этапу распродажи Украины.
«СП»: — Это станет «лебединой песней» для страны?
— Изначально, подписывая договор об евроассоциации, европейцы рассчитывали получить рынок сбыта для своей продукции. Но в условиях стремительного обнищания населения это теряет смысл. Из независимого государства Украина превращается в территорию, которая имеет определённые ресурсы: природные и человеческие.
Учитывая невысокую стоимость рабочих рук, здесь можно организовать «отвёрточную сборку» автомобилей. Правда, приобретать их будут не украинцы, а европейцы. Одновременно, Украина лишается экономического, политического и военного суверенитета. Это уже не полноценное государство, а просто территория, представляющая собой «проходной двор» для иностранного капитала. Есть такое клише «сырьевой придаток», трудно подобрать более точное определение для будущего Украины.
«СП»: — За счёт чего украинские власти планируют погашать кредиты, если они заблаговременно избавили страну от ликвидных активов?
— МВФ и европейцы не для того выдают займы, чтобы получать прибыль. Это просто эффективный инструмент управления территорией. Трудно найти вторую такую страну в мире, где бы политика и бизнес были сращены в такой степени. Десятки тысяч людей лишили статуса госслужащих, включая министров. То есть, они могут легально заниматься частным бизнесом, не отчитываясь в декларациях о доходах. Порошенкои его группировка, которая находится у власти, ведут себя как гаулейтеры оккупированных фашистской Германией стран во время Второй мировой войны. Они надеются, что выведенные ими активы будут в полной сохранности. В борьбе за место под солнцем выживет один «крысиный король», от которого США, в конце концов, тоже избавятся.
«СП»: — Чем это может закончиться для Украины?
— Я думаю, что режим, который работает на экономическую деградацию страны, рано или поздно будет сметён. Но восстановление будет крайне тяжёлым, учитывая коллапс высокотехнологичных отраслей. Экономическая интеграция стран это объективная реальность. Но, чтобы она была взаимовыгодной, объединяться должны субъекты с равным потенциалом. Ну не может Румыния на равных правах интегрироваться в рамках ЕС с Германией. Что доказывает недавний шаг Бухареста, который согласился разместить у себя элементы системы ПРО США, подставившись под удар российских стратегических сил ядерного сдерживания.
Кому-то придётся восстанавливать разрушенную экономику Украины, и это будет явно не Европа. Потому что, когда на смену майданным властям к власти в стране придут адекватные люди, другого выхода кроме как интегрироваться в ЕАЭС у них не будет.
«СП»: — Получается, что восстанавливать Украину из руин снова придётся России?
— Не думаю, что это будет напоминать восстановление УССР после Второй мировой войны. Поскольку у России есть свои первоочередные задачи. «Днепрогэсы» возводить никто не собирается. Это восстановление в рамках взаимовыгодной кооперации будет растянуто на десятилетия. Какой смысл «ставить на крыло» самолёты «КБ Антонов», если у России есть свои проекты — «Туполев», «Ильюшин», «Сухой» и др. По мере экономического отдаления Украины потребность в ней как в равноправном партнёре будет всё меньше.
Возможно, экономическое взаимодействие будет проходить по региональному принципу. Поскольку я не исключаю, что Украина распадётся на квазифеодальные «княжества», подконтрольные местным олигархам. Последние будут пытаться как-то выживать, сопротивляясь их «враждебному поглощению» транснациональным капиталом. В этой связи вполне возможно обособление юга и запада страны. Галичина уже говорит об отделении, то же самое касается Закарпатья.
Не исключено, что через какое-то время будет актуализировано старое административно-территориальное деление на Слобожанщину, Малороссию, Запорожскую Сечь, Новороссию.
Акция «Бессмертный полк», которая прошла 9 мая на Украине, показала, что властям не удаётся полностью «промыть мозги» людям. Причём, её участники прекрасно отдавали себе отчёт в том, что могут быть провокации со стороны националистов.
Киеву не стоит рассчитывать на очередной транш МВФ, утверждает доцент НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев.
— Украинские СМИ, которые цитируют слова главы миссии фонда на Украине Рона ван Рудена, выдёргивают их из контекста. Фактически, ревизор из МВФ продиктовал властям Украины, что необходимо сделать, чтобы получить очередные $ 1,7 млрд. А украинская сторона интерпретировала этот «диктант» как комплимент.
Украинский министр финансов Александр Данилюк заявил, что ситуация складывается самым драматичным образом — денег в казне нет. Обратите внимание, что после отставкиЯценюка из правительства убрали харизматичную даму Наталью Яресько. Несмотря на то, что она, как бойкая «белка», смогла за последние два года наполнить украинские «закрома» огромным количеством кредитов.
«СП»: — С чем тогда связана эта отставка?
— Конечно, Украина находится под протекторатом Запада, но у колониальных администраций есть свои амбиции. Когда в декабре прошлого года в Киев приехал вице-президент США Джозеф Байден, он открытым текстом сказал премьеру Яценюку: «хватит воровать транши».
«СП»: — Хорошо, Яценюка убрали, и ничего не изменилось?
— А что, сменивший его Владимир Гройсман — это «святой человек»? МВФ готов выделять деньги, но при условии реальной борьбы с казнокрадством. А коррупция на Украине — это системообразующий элемент государства.
Тем более, что экспортный прорыв украинских товаров на рынки ЕС не состоялся. А без этого как отдавать кредиты?
Товарооборот с Россией упал в два с лишним раза, но сотрудничество продолжается. Как ни странно, проходила информация, что даже наши предприятия ВПК приобретают что-то на Украине. Плюс мы знаем украинский народ, который поразительно адаптивен и пластичен. Собственно говоря, на это Киев и рассчитывает.
Есть одна проблема чисто политического плана — когда на Украине становится совсем плохо с деньгами, её власти начинают обострять ситуацию в Донбассе. Под крики «русские идут!» Запад становится гораздо щедрее в финансовом плане. Когда осуществлялся госпереворот, украинцам объясняли, что процесс экономической интеграции с Европой пройдёт так быстро, что заводы Донбасса и его шахты никому не будут нужны. Дескать, землю отдадим китайцам, а народ будет работать на сверхсовременных производствах. Как говорится, ждём появления украинского iPhone. Плюс был важный психологический аспект — Россия будет нам завидовать.
«СП»: — Министр финансов РФ Антон Силуанов пытается увязать вопрос о продолжении кредитной линии МВФ с возвращением Киевом долга по евробондам.
— Это невозможно в ситуации, когда эту структуру контролирует Запад, обвиняющий Россию в агрессии по отношению к Украине. Хотя это феноменально — нас называют «страной-агрессором». При этом торговля с «незалежной» продолжается, визовой режим не введён, дипотношения не разорваны. Можете себе представить конец 1942 года, когда в разгар битвы за Сталинград в бункере за одним столом сидят офицеры «вермахта» и Красной Армии? При этом немцы торгуются — нет, по такой цене мы не будем покупать у вас хлеб. И, вообще, дайте нам скидочку на топливо…
«СП»: — Министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик предлагает полностью отказаться от импортного газа.
— По сути, профильный чиновник предлагает уничтожить промышленность Украины, либо заставить граждан переходить на дрова. С народом украинские элиты особо не церемонятся. Так они придут к тому, что мы видим в климатически более теплой Болгарии, где чуть ли не из каждого дома торчит труба, из которой идёт дым.
Сейчас по требованию МВФ майданные власти накручивают тарифы. В итоге, люди просто не будут их платить, потому что нечем. Это тупиковый вариант.