Вот и раскрылся секрет, почему Украина так и не ввела военное положение, заменив его чрезвычайным положением на Донбассе: все дело в Международном валютном фонде. Устав якобы запрещает ему давать кредиты воюющим странам. А отсутствие договоренностей в Минске и «дебальцевское сражение» – это происки России, направленные на срыв переговоров с Фондом. Так сказала Яресько, когда стало известно, что миссия МВФ задерживается до 8 февраля. Судя по всему, ситуация движется к «мягкому дефолту»: для переговоров о реструктуризации долгов уже нанята компания Lazard. При этом «особый статус» воюющих регионов позволяет НБУ исполнить мечту банкиров и ограничить выдачу денег со счетов на всей территории страны...
О том, что миссия Фонда не покидает Украину 29 января, как планировалось раньше, стало известно в прошлую пятницу. Чиновники в личных беседах с журналистами заверяли, что агентства убеждают, будто в продолжении работы миссии нет ничего необычного, поскольку на переговоры между делегацией Фонда и украинским правительством требуется больше времени.
Однако заявление главы МВФ Кристин Лагард в интервью французской газете Le Monde, что Международный валютный фонд увеличит финансирование Украины только при условии стабилизации ситуации в стране, не сулит ничего хорошего. «Связь между экономической и военной ситуацией совершенно очевидна», – прямо сказала она. Добавив, что весной 2014 года при расчетах возможных схем оказания финансовой помощи Украине эксперты МВФ исходили из того, что конфликт на востоке страны завершится не позднее осени. «Сегодня эти гипотезы утратили силу»...
Также утратили смысл заверения украинской стороны, что МВФ выдаст нам кучу денег авансом и откроет новую программу финансирования. Напомним, что министр финансов Наталия Яресько прогнозировала завершение переговоров по новой программе Extended Fund Facility до 30 января. Но не тут-то было.
26 января (т. е. во время пребывания миссии МВФ в Киеве) Кабинет министров ввел режим чрезвычайной ситуации на Донбассе. 27 января Верховная Рада признала Россию государством-агрессором, а ЛНР-ДНР террористическими организациями. 30 января официальный представитель Киева Леонид Кучма провел с террористами переговоры в Минске, которые, впрочем, успехом не увенчались. Параллельно в стране идет мобилизация, а в районе Дебальцево – война в «сталинградском стиле».
Глядя на все это, МВФ был окончательно обескуражен. И попросил дополнительное время, чтобы разобраться в ситуации. Главным образом, ответить на вопрос: он вообще-то может нам выдавать деньги с юридической точки зрения, или Украина все-таки воюющая страна?
Предчувствуя осложнения, министр финансов американка Наталия Яресько в интервью своим соотечественникам из журнала Foreign Policy заявила, что «новая волна агрессии означает попытку России подорвать усилия Киева по привлечению международной финансовой помощи».
Но в то же время Яресько отметила, что в Украину можно инвестировать, и она не нуждается в благотворительности. "Война ведется на 7% нашей территории. В Украине можно увидеть много возможностей", – сказала министр.
И тут я позволю себе с ней не согласиться. Физически война, может, и происходит на локализованной территории, но при этом «колбасит» страну целиком. Включая, в первую очередь, финансовую и банковскую системы, транспорт, внешнюю и внутреннюю торговлю. Короче, весь спектр того, что принято называть народно-хозяйственным комплексом. В частности, инвесторам полезно знать, что при введении военного положения их деятельность может быть приостановлена, имущество изъято на нужды войны, а валютные инвестиции (включая вложения в ценные бумаги) принудительно конвертированы в инфляционную гривну в целях госбезопасности.
Я не утрирую, такой вывод делают специалисты. И, кстати, прежде чем начинать размышлять, следовало бы изучить мнение профессионалов. В этом плане очень четкую раскладку сделал Руслан Кисляк на finance.liga.net. В статье «Сколько заплатят вкладчики банков за войну» он перечислил весь комплект действующих уже более десяти лет постановлений НБУ «на случай особого положения» и привел выводы юристов.
Итак, на сегодняшний момент действуют:
- №577 от 23.12.2003 г. "Об утверждении Положения о порядке осуществления безналичных расчетов в национальной денежной единице Украины в особый период";
- №436 от 15.09.2004 г. "Об утверждении Положения о порядке исполнения банками документов на перевод, куплю и продажу иностранной валюты или банковских металлов в особый период";
- №60 от 18.02.2004 г. "Об утверждении Положения о порядке валютного регулирования и валютного контроля в особый период";
- №444 от 16.09.2004 "Об утверждении Положения о порядке прекращения, приостановления, ограничения деятельности банков в особый период";
- №46 от 12.02.2004 "Об утверждении Положения об организации наличного оборота и ведении эмиссионно-кассовых операций в банковской системе в особый период";
- №175 от 21.04.2004 "О функционировании Национальной системы массовых электронных платежей в особый период";
- №576 от 23.12.2003 "Об утверждении Положения о межбанковском переводе средств в Украине в национальной валюте в особый период".
Кроме того, 22 июля 2014 года НБУ издал инструкцию об особенностях работы банков в "чрезвычайном режиме" (постановление №435). В декабре 2014-го он дополнил ее (постановление №798) важными уточнениями.
Так, поясняют юристы, введение "чрезвычайного режима", по версии Нацбанка, не является прямым следствием введения военного положения в стране. Это может быть узаконено обычным постановлением правления НБУ в отношении конкретной территории. На данный момент чрезвычайный режим уже был введен на территории Донецкой и Луганской областей, а также на территории АРК.
Партнер «АО Юскутум» Дмитрий Гадомский, которого цитирует «Лига», уверен, что в случае объявления военного положения клиенты банков будут страдать в основном от задержек в обслуживании. НБУ может определить срок, в течение которого банк должен отреагировать на требование вкладчика. Другие юристы и банкиры говорят о проблемах с доставкой наличных денег и документации. О принудительной конвертации. О праве НБУ останавливать либо запрещать деятельность любого банка, а также проведение отдельной операции. Самое простое – требовать от банка предоставления дополнительной информации.
Правда, большая часть этих запретов сопряжена все-таки с военным положением, которого пока нет. Но как отметили уже другие юристы, консультировавшие автора, у Нацбанка есть возможность проделывать кое-какие «штуки» и в нынешнем правовом поле.
Ограничения, которые имеет право вводить центробанк, выписаны в законе с мирным названием «О мерах, направленных на содействие капитализации и реструктуризации банков» от 28.12.2014 г. №78-VIII. На этот закон, принятый в преддверии новогодних праздников параллельно с рассмотрением бюджета, все как-то мало обратили внимание. А зря.
Ибо он дополнен статьей 7-1, где, в частности, сказано, что Национальный банк Украины при наличии признаков неустойчивого финансового состояния банковской системы, возникновения обстоятельств, угрожающих стабильности банковской и/или финансовой системы страны, имеет право определять временные особенности регулирования и надзора за банками или другими лицами, которые могут быть объектом проверки Национального банка Украины. В том числе... вводить ограничения на их деятельность... ограничивать или запрещать выдачу средств с текущих (!!!) и депозитных счетов физических и юридических лиц, а также ограничивать или временно запрещать проведение валютных операций на территории Украины, в частности операций по вывозу, переводу и пересылке за пределы Украины валютных ценностей (!).
«Наличие признаков неустойчивого финансового состояния банковской системы, а также обстоятельств, угрожающих стабильности банковской и/или финансовой системы страны, подтверждается соответствующим решением Совета по финансовой стабильности, полномочия которого определяются указом Президента Украины».
Для справки. Совет финансовой стабильности создан в январе 2015 года. В его состав вошли Минфин, Нацбанк, Фонд гарантирования вкладов, Нацкомиссия по ценным бумагам, Нацкомфинуслуг, а также представители МВФ.
Кроме того, как мы уже писали, Кабмин попытался провести через правительственный комитет проект закона «О финансовой системе Украины в особый период», разработанный Минфином. Провести пока не получилось, но, как пишет «Лига», ссылаясь на информацию адвокатской компании «Ильяшев и Партнеры», документ все еще находится на рассмотрении Кабмина.
Вот там сконцентрировано все самое интересное для граждан и банкиров:
- ограничения выплат процентов и возврата средств депозитных счетов физлиц на время действия особого периода;
- запрет перевода средств в национальной и иностранной валюте за пределы Украины;
- ограничения, приостановление на территории Украины деятельности платежных систем и операций с электронными деньгами;
- ограничения наличных расчетов с участием любых субъектов;
- ограничения вывоза наличных за таможенную границу Украины;
- введение временной администрации в банки, контролируемые субъектами государств-агрессоров и их союзниками;
- вывода Нацбанком своих активов и активов украинских банков из финансовых учреждений государств-агрессоров и их союзников;
- ограничения или приостановление проведения операций по счетам государств-агрессоров и их союзников.
Но самое главное: законопроект Минфина предполагал право государства в случае введения военного положения списывать (!!!) часть средств на банковских депозитах в пользу госбюджета. Большой привет инвесторам, которых Яресько зовет в Украину.
P.S. Пока инвесторы в пути, приходится разгребать долговые проблемы собственными силами. Сайт finbalance.com.ua/ сообщил, ссылаясь на авторитетное агентство Reuters, что Украина наняла компанию Lazard для консультирования на переговорах с владельцами облигаций о возможной реструктуризации своей задолженности. Как отмечается, это стало сюрпризом для многих специалистов по реструктуризации. «Кажется, что решение было навязано Украине, – прокомментировал один из собеседников Reuters. – До этого ожидалось, что МВФ и западные правительства предоставят Украине достаточно средств для расчетов с существующими долгами». Конец цитаты. И просто конец...
Ради кредита от МВФ нынешнее правительство готово продать хоть родную мать, но получить заветные денежные знаки. Причем, как это обычно бывает с украинским правительством, на что пойдет кредит и чьи именно карманы ощутят «покращення» – не сообщается.
Около двух десятков человек провели дежурство под стенами НБУ и требовали у властей законодательно закрепить валютный курс на момент заключения кредитных договоров. Они демонстрировали документы и суммы кредитов, а также позолоченный мусорный бак, как символ «ВИП-люстрации» главы НБУ Валерии Гонтаревой.
После того, как журналист Юрий Дощатов опубликовал текст Меморандума МВФ, возникло несколько острых вопросов. Первый и самый очевидный – почему это сделал журналист, а не Нацбанк? И почему на сайте Нацбанка до сих пор висит старый февральский текст
18 мая завершила свою работу миссия МВФ, которая в общей сложности провела на Украине 8 дней. Однако вместо ожидаемого с осени прошлого года третьего транша кредита на сумму $ 1,7 млрд. в рамках четырехлетней программы финансирования общим объёмом $ 17,5 млрд. украинские власти получили очередную порцию назидательных директив.
Президент России Дмитрий Медведев
обратился к гражданам России в связи с ситуацией, которая сложилась вокруг
создания системы ПРО США и НАТО в Европе. Запись обращения президента
транслирует канал "Россия 24". Глава государства сообщил, что
принял ряд решений, которые являются ответом на строительство ЕвроПРО. "Первое. По моему поручению
Минобороны России незамедлительно введет в боевой состав радиолокационную
станцию системы предупреждения о ракетном нападении в городе Калининграде. Второе. В рамках создания системы
Воздушно-космической обороны России в первоочередном порядке будет усилено
прикрытие объектов стратегических ядерных сил", - заявил Медведев...
НАТО и Россия делают шаги на пути к мировой войнеДве новости, которые появились почти одновременно, указываю на то, что мир идёт давно протоптанной тропкой, которая решает любые «гордиевы узлы». Запад не может (да и просто не умеет) решать свои проблемы мирным путём.
Китай будет защищать Иран даже под угрозой третьей мировойВоенный генерал от китайского Национального университета обороны говорит, что Китай не должны стесняться защищать Иран, даже если это означает начало Третьей мировой войны, так как все больше американских военных кораблей направляются в регион на фоне повышения напряженности.