Эта история удивительна уже тем, что продолжалась в течение десяти лет и все это время главными ее героями были не только люди, но и духи.
А все началось в 1907 году, когда англиканская церковь купила развалины Гластонберийского аббатства, которое обладало богатейшей историей и семь веков назад находилось в зените своего расцвета благодаря толпам паломников, устремлявшихся к месту захоронения короля Артура.
Но к моменту приобретения аббатства никто не знал, где находятся главные его святилища. Необходимы были раскопки. Их организацией и проведением церковь назначила признанного авторитета в области готической архитектуры, 43-летнего археолога Фредерика Блая Бонда.
Ему было поручено отыскать две часовни, чье местоположение к этому времени стало для всех неразрешимой тайной. Однако из-за нехватки средств раскопки проводились намного медленнее, чем того хотелось археологу. И поэтому для скорейшего решения поставленной задачи Бонд, который был к тому же горячим поклонником парапсихологии, решил прибегнуть к контакту с потусторонним миром посредством автоматического письма.
7 ноября 1907 года во второй половине дня Бонд и его друг Джон Аллейн Бартлет, который имел солидный опыт занятий автоматическим письмом, в бристольском оффисе Бонда сели за стол, чтобы впервые попытаться вступить в переговоры с давно усопшими.
Бартлет опустил остро отточенное острие карандаша на белый лист бумаги, а Бонд мягко коснулся его свободной руки. Некоторое время бесцельно проблуждав по бумаге, карандаш стал вычерчивать контуры, в которых Бонд узнал план Гластонберийского аббатства.
Потом карандаш вывел прямоугольник в восточной части монастыря, и после просьбы сообщить подробности карандаш (или существо, управлявшее им через Бартлета) подтвердил, что это построенная аббатом Биром часовня Эдгара.
Потом карандаш обозначил другую часовню — к северу от главного здания аббатства.
На вопрос, кто все это пишет, последовал ответ: «Иоханнес Брайант, монах и вольный каменщик» (то есть масон). По прошествии четырех дней им удалось выяснить, что Брайант умер в 1533 году и был хранителем часовни во времена правления Генриха VII.
Кроме Брайанта, с Бондом и Бартлетом вступили в контакт другие монахи Гластонберийского аббатства, каждый из которых имел свой индивидуальный почерк, добросовестно воспроизводимый Бартлетом на бумаге.
В продолжение тех нескольких месяцев спиритического общения давно умершие монахи сообщили археологу и его другу ряд весьма полезных сведений о старинных постройках монастыря.
Наконец, в мае 1909 года Бонд приступил к раскопкам. Но прежде чем начать их, он еще какое-то время сомневался: то ли следовать указаниям с того света, то ли просто положиться на удачу. И Бонд выбрал первый вариант.
В назначенный срок как раз в том месте, где карандаш нарисовал первый прямоугольник, землекопы вырыли траншею и обнаружили высокую, в десять метров длиной, стену, о существовании которой никто раньше не подозревал. Дальнейшие раскопки привели к появлению на свет остова архитектурного сооружения, которое не могло быть ничем иным, как часовней Эдгара.
Чем дольше продолжались раскопки, тем больше Бонд убеждался в надежности автоматического письма. Так, например, духи ему передали, что крыша часовни окрашена в золотой и малиновый цвет. И действительно, рабочим стали попадаться арочные украшения со следами золотой и малиновой краски.
Или еще: монахи утверждали, будто окна-часовни выполнены из голубого мозаичного стекла. И впрямь, среди руин нашли соответствующие осколки. Это было особенно удивительно, потому что для того периода характерным являлось лишь белое и золотое стекло.
Еще больше удивило Бонда утверждение монахов о существовании в восточной части часовни двери, ведущей на улицу. Этому было трудно поверить хотя бы потому, что в большинстве церквей вообще не бывает дверей позади алтаря. Но часовня Эдгара оказалась исключением.
Духи монахов аббатства сообщили Бонду даже размеры часовни. Это уже превосходило все мыслимые ожидания археолога, и он, естественно, отнесся довольно скептически к этой информации. Но монахи и в этом случае оказались правы...
Целых десять лет Бонд держал втайне источник своей поразительной способности буквально видеть под землей.
А осторожничал он не потому, что боялся насмешек коллег. Причина крылась совсем в другом: англиканская церковь на дух не переносила спиритизма.
И когда в 1918 году Бонд опубликовал свою книгу «Врата памяти», где подробно описал историю своего общения с «очевидцами» исторических событий, все было кончено. Карьера Бонда рухнула.
Ассигнования на дальнейшие раскопки были урезаны. В 1922 году археолог был навсегда отстранен от работ в Гластонберийском аббатстве.
Остаток жизни Фредерик Блай Бонда провел в США, занимаясь, правда, не археологией, а спиритизмом. Скончался он в 1945 году в одиночестве, нищете и озлобленности.