Тревожить покой мертвых не только нехорошо, но и небезопасно. Это известно людям испокон веку - однако во все времена нет недостатка в любителях покопаться в древних могильниках. «Черных копателей», то есть грабителей, манят сокровища, зарытые вместе с усопшими, «белых», то есть археологов, влечет жажда познания. Но тех и других при вторжении в загробный мир порой подстерегают неприятности, болезни и даже смерть. Пример тому - раскопки в Долине сакских царей (Казахстан).
Почти как в Египте
В конце прошлого века жители трех поселков в долине между рекой Бухтарма и ее притоком Белая Берель (сейчас Зайсанский район Восточно-Казахстанской области) поняли, что в их округе происходит что-то неладное. Многих людей стала мучить страшная головная боль, от которой не помогали никакие лекарства.
Участились случаи рождения слабоумных детей. От непонятных болезней на подворьях гибла скотина, урожаи год от года становились меньше и меньше. Даже погода совсем переменилась. Раньше зимы были сухими и безветренными, а теперь чуть ли не каждый день бураны со шквалистыми ветрами. Летом же очень высокое атмосферное давление.
Причину всех этих напастей установили быстро. Все началось летом 1997 года, когда международная археологическая экспедиция приехала в долину между горными хребтами Саур и Манрак, чтобы исследовать здешние курганы. Давным-давно, в первом тысячелетии до нашей эры, в этой местности жило тюркское племя саков. Образ жизни у племени был оседло-кочевой. Люди пасли табуны лошадей, стада крупного рогатого скота, овечьи отары, разводили верблюдов.
Саки были умелыми ремесленниками: плавили металл, делали из него оружие, орудия труда, украшения. Были воинственными, часто сражались с соседними племенами. Когда умирал или погибал в битве вождь, ему устраивали пышные похороны, а на месте погребения всем племенем насыпали высокий курган. Таких курганов в этой местности насчитывается больше сотни. Аборигены называют ее Долиной царей, как в Египте, но с небольшой разницей -добавлено слово «сакских».
Местные жители всегда ощущали какую-то особую мистическую силу, исходящую от этих могильников, и старались лишний раз не появляться здесь, дабы не тревожить покой усопших. Еще в 1863 году в Долине сакских царей побывал археолог и востоковед Василий Радлов, изучавший тюркскую речь, фольклор и историю Средней Азии. От проводников и местных аксакалов он услышал легенду о какой-то древней таинственной высокоразвитой цивилизации, существовавшей здесь в незапамятные времена.
Потом она внезапно исчезла, и никто не знает, что это были за люди, откуда они пришли и куда удалились. Их тайну скрывают и хранят курганы, но даже приближаться к ним нельзя, чтобы не навлечь на себя гнев духов. Кроме того, покой мертвых охраняется особыми заклятиями, произносимыми жрецами в процессе обряда погребения. Тот, кто осмелится нарушить табу и разроет могильник, неминуемо навлечет на себя беду.
Обо всем этом местные жители рассказали и прибывшим на раскопки современным археологам. Однако ученые не восприняли всерьез эти предупреждения. И, как оказалось, совершенно напрасно.
Череда неприятностей
Сначала археологи долго не могли начать раскопки, так как на два месяца зарядил беспрерывный ливень. Таких осадков в этой местности с очень сухим климатом никогда раньше не бывало.
Это была первая неприятность. А потом они пошли косяком. Например, как только экспедиционные автомобили приблизились к курганам, у них заглохли моторы. Все оборудование пришлось перетаскивать руками.
А когда начались первые проникновения в могильники, у исследователей начались проблемы со здоровьем. Они стали испытывать приступы необъяснимого страха, временное помутнение рассудка, головные боли. Правда, особо серьезных недомоганий во время работы в курганах археологи у себя не обнаружили. Заболевания проявились позже, когда ученые вернулись в Алма-Ату к своей работе: анализировали находки, смотрели образцы, проявляли пленки и т.п. Так что врачи не связывали ухудшение здоровья пациентов с их работой в Долине сакских царей.
Но сами ученые стали догадываться, что причина их болезней кроется именно в раскопках. Очень уж симптомы были сходны с теми, которые возникали у археологов, вскрывших в 1922 году гробницу Тутанхамона. Трудно сказать, что вызвало ухудшение состояния: то ли действительно сработало проклятие, наложенное шаманами, то ли в организм попали какие-то вредоносные микробы. Но некоторые исследователи стали отказываться от командировок в долину. А потом взбунтовались местные жители, в ультимативной форме потребовав прекращения раскопок.
Каким-то образом этот конфликт был улажен. Возможно, приглашенные в экспедицию эзотерики и местные колдуны сумели как-то договориться с духами курганов и немного успокоить население. Поэтому раскопки удалось продолжить. Но странные явления не прекращались. Однажды, когда из раскопа поднимали останки древнего человека, на небе появился радужный круг, что напугало местных жителей, решивших, что таким образом духи мертвых выражают свое возмущение вторжением в их владения.
С большим трудом опять удалось погасить волнения, разъяснив людям, что это всего лишь атмосферное явление, связанное с перемещением циклонических потоков в регионе, и никакой мистики в нем нет.
Люди и кони в искусственной мерзлоте
Несмотря на все проблемы и препоны, раскопки продолжались. Хотя большинство курганов было ранее уже разорено грабителями, археологам удалось сделать немало уникальных находок. На глубине 10 метров они откопали деревянный сруб, покрытый двумя слоями бересты. Это была погребальная камера. В выдолбленной из ствола лиственницы колоде находились останки мужчины и женщины.
Мужчина, которого идентифицировали как вождя племени, имел сложную прическу из двух кос, уложенных в кожаные чехлы. Ему было от 30 до 40 лет. Вождь участвовал во многих битвах, о чем свидетельствовали следы многочисленных прижизненных переломов на его костях. Но последняя рана оказалась смертельной.
Исследовав ДНК, ученые установили, что эти мужчина и женщина были близкими родственниками. Возможно, вместе были похоронены сын и мать. Тела были забальзамированы, чтобы храниться вечно. Однако грабители когда-то нарушили баланс температур, и останки серьезно пострадали.
Но особенно поразила археологов крышка погребальной камеры. Она была украшена фигурами фантастических птиц и аппликацией из листового золота, изображающей грифонов. Эти существа характерны для мифологии Древней Греции, но никак не для Восточного Казахстана.
Откуда они могли здесь появиться? Очевидно, у этой неведомой цивилизации были развитые связи с Древней Грецией, а также, возможно, с Египтом и другими странами Ойкумены. И эта цивилизация имела достаточно высокую степень культуры и обладала продвинутыми для своего времени технологиями.
Об этом свидетельствует еще одно ошеломляющее открытие. Оказывается, древние люди владели навыками строительства особых каменных конструкций, благодаря которым в погребениях создавалась искусственная вечная мерзлота -своеобразный холодильник, исправно работавший около трех тысячелетий. Можно предположить, что создавать подобный эффект древние строители научились благодаря связям с арктической цивилизацией гиперборейцев.
Именно из-за искусственной мерзлоты сохранились в хорошем состоянии останки 13 рыжих коней, обнаруженных в отсеке рядом с погребальной камерой. Все они были взнузданными и оседланными, то есть готовыми везти своих усопших хозяев в потусторонний мир. Животные так хорошо сохранились, что вызванным в долину зоологам и патологоанатомам удалось сделать анализ их пищевого тракта и установить, в какое время года было произведено захоронение и какая растительность была распространена тогда в Восточном Казахстане.
На головах коней оказались маски, изображающие орлов с рогами горных козлов. Горные козлы славятся своей неутомимостью и умением забираться на самые крутые склоны. А орлы, очевидно, должны были доставить покойников прямо на небо, в рай.
Чаша терпения переполнилась
Между тем, несмотря на удивительные находки, дела у экспедиции шли далеко неблестяще. Потревоженные учеными духи курганов начали мстить живым обитателям долины. Чем интенсивнее шли раскопки, тем больше бед обрушивалось на местных жителей. Пик несчастий пришелся на тот период времени, когда археологи извлекли из раскопа третьего «золотого человека», то есть мумию одного из царей, облаченную в одежды, расшитые золотом.
Чаша терпения местных жителей переполнилась, и они потребовали незамедлительно вернуть все изъятые из могильников останки обратно. Только так можно спасти эту местность от катастрофы.
Совершенно неожиданно власть предержащие прислушались к требованиям населения, и министерство культуры письменно обязало исследователей вернуть прах одного «золотого человека» из трех на место. После этого несчастий стало меньше, но полностью они не прекратились. Старожилы говорят, что мало было вернуть прах в могилу. Теперь надо долго и неустанно просить прощения у разгневанных духов древних царей.
«Не случайно здесь начались несчастья. Скот умирал, засуха была, наводнение приходило, говорят, в аулах рождались недоразвитые дети. Останки должны лежать в земле, а не в коробках в других городах.
В это верили все наши предки, это основа всех почти мировых религий. Много есть свидетельств, что кара настигала тех, кто оскверняет захоронения. После захоронения, мы думаем, что здесь всё придёт в норму.
Кроме того, мы хотим создать на месте этого кургана музейный комплекс. Нужно изучать и переосмыслять наше прошлое, но вместе с тем бережно относиться к курганам. Нужно не бросать их после раскопок на произвол судьбы и ветра, а превращать в музеи под открытым небом, чтобы люди воочию могли видеть, как жили наши предки», - сказал инициатор захоронения Айдын Елеубаев.