Что связывает культовые американские здания и знаменитые «сталинские» высотки? «СП» нашла ответ на этот вопрос в исторических материалах.
Диалог длиною в век
В последнее время все острее становятся геополитические и иные разногласия между Россией и Соединенными Штатами. Но, несмотря на эту печальную тенденцию, обе страны имеют довольно много общего. И здесь речь стоит вести, в первую очередь, о крупнейших объектах недвижимости, оставивших в культуре государств заметный след.
Крупные игроки отечественного рынка недвижимости утверждают: конструктивный диалог стран в этом вопросе начался в начале прошлого столетия. Именно тогда, в 1924 году, в служебную командировку (продлившуюся, кстати сказать, целых одиннадцать лет) в Штаты был отправлен заместитель легендарного Алексея Щусева, Вячеслав Олтаржевский.
Окончив Нью-Йоркский университет и реализовав несколько проектов в США (в том числе и в сфере высотного строительства), архитектор вернулся в Советский Союз, где принял деятельное участие в разработке плана строительства Всероссийской сельскохозяйственной выставки. Именно его идеи «постепенного развертывания отдельных ансамблей» (правда, подвергавшиеся резкой критике со стороны оппонентов – авт.) были приняты в апреле 1936 года к реализации. Однако вскоре (как уверяли многие современники и исследователи, во многом из-за образования, полученного за рубежом) Олтаржевский был обвинен во вредительстве и арестован.
Освобожденный в 1943 году, через четыре года архитектор получил по-настоящему историческое задание: в качестве члена комитета по строительству высотных зданий ему поручили разработку проектов, которые должны были стать новыми градообразующими доминантами Москвы. В итоге все они (за единственным исключением) были воплощены в реальности к 1954 году, приобретя в народе широкую известность под именем «семи сестер». Это те самые 7 «сталинских высоток», заложенные 7 сентября 1947 года, в день 800-летия столицы: жилые дома на Котельнической набережной и Кудринской площади, здания МИДа (Смоленско-Сенная площадь) и МГУ (Воробьевы Горы), гостиницы «Ленинградская» (Комсомольская площадь) и «Украина» (Кутузовский проспект), а также административно-жилой дом у Красных ворот. Изначально таких «высоток» должно было быть восемь (по числу полных столетий существования столицы как города), но по определенным причинам работы над зданием в Зарядье не были завершены.
На снимке: Муниципальное здание в Манхэттене, Нью-Йорк/ Фото: wikimedia
Как вскоре оказалось, в очертаниях небывало высоких по тем временам строений (их высота колебалась в диапазоне от 138 до 239 метров) достаточно легко угадывались очертания знаменитых нью-йоркских небоскребов.
Так, высотки на Кудринской и Котельнической, а также здание МГУ с определенных ракурсов очень сильно напоминала очертания Муниципального здания в Манхэттене (Manhattan Municipal Building), до сих пор удерживающего титул одного из крупнейших на планете правительственных строений. Здание Министерства иностранных дел (172 метра) выглядит как брат-близнец Woolworth Building (241 метр). Интересно, что, как и легендарная столичная высотка, американский прототип был объявлен исторической и национальной достопримечательностью. Гостиница «Ленинградская» (136 метров) имеет прямые архитектурные параллели с нью-йоркским The Thurgood Marshall United States Courthouse (179,8 метра).
Вместе с тем, при всех внешней похожести на американских собратьев советские небоскребы имеют ряд разительных внутренних отличий. Например, в процессе строительства отечественные специалисты делали существенную поправку на ландшафтные нюансы. Это было сделано для того, чтобы максимально использовать возможности естественного освещения, чего не делалось в полной мере их заокеанскими коллегами. К явным недочетам, подлежащим исправлению, советские архитекторы относили и недостаточную жесткость несущих конструкций американских зданий, из-за которых жильцы верхних этажей ощущали колебания при сильной ветровой нагрузке.
На снимке: Thurgood Marshall United States Courthouse. Нью-Йорк/ Фото: EPA/ ТАСС
Именно поэтому в процессе возведения «сталинок» были использованы несколько иные технологические решения.
Примечательно, что в начале XXI века история повторяется с точностью до наоборот. Например, декан Йельской архитектурной школы, известный американский зодчий Роберт Стерн, основавший собственное бюро еще в 1969 году и к настоящему времени воплотивший более 400 проектов различной степени сложности в 25 странах мира, приходит в полный восторг от «сталинского ампира». И если тот же Олтаржевский черпал вдохновение в творениях Касса Гилберта, Уильяма Кендалла и прочих создателей нью-йоркских «скайскрепперов», то Стерн, напротив, считает именно опыт Олтаржевского достойным всяческого внимания.
Как раз идеи советского инженера стали основополагающими для Стерна при возведении жилого комплекса 15 Central Park West в Нью-Йорке. В итоге квартиры в этом кондоминиуме, возведенном в период с 2005 по 2008 годы, стали одними из самых дорогих в Соединенных Штатах (при вложении 950 миллионов долларов жилой комплекс принес создателям прибыль в общей сложности 2 миллиарда в американской валюте!).
Сам Роберт Стерн так рассказывает об истоках своего вдохновения:
- До середины двадцатого века и Москва, и Нью-Йорк переосмысливали себя в существовавших на тот момент условиях как крупнейшие города мира (что не удивительно, особенно после победы во Второй мировой войне – «СП»). И высотные здания, являющиеся превосходным сплавом традиционных архитектурных мотивов и новейших возможностей каркасного строительства, воспринимались по обе стороны океана исключительно через призму романтики. И пусть я не разделяю политического курса, проводимого Иосифом Сталиным, но считаю, что советская архитектура тех времен была поистине грандиозной. Любой дом периода советского монументального классицизма выглядит величественно, превосходно формируя городское пространство.
Интересно, что при всех плюсах «сталинских высоток», видимых взгляду профессионала с мировым именем, столичные объекты в жилом фонде эпохи построения социализма имеют ряд серьезных недостатков, негативно отражающихся на популярности таких квартир в среде наших сограждан.
Во-первых, подчеркивает Екатерина Фонарева, коммерческий директор корпорации «Баркли», коммуникации в этих зданиях значительно изношены. Во-вторых, отмечает эксперт, планировки жилых помещений давно перестали отвечать существующим стандартам. В-третьих, по мнению специалиста, тем же самым грешит и инфраструктура вокруг легендарных зданий.
Да и состав жильцов, сетует Фонарева, давно уже представляет собой не элитное сообщество, как было раньше, а сплав граждан с самым разным социальным статусом и уровнем доходов. Из-за этого собственники не находят общий язык в вопросах управления как личной собственностью, так и общим имуществом. А эта ситуация отнюдь не благотворно влияет на состояние домов с 60-летней историей, под фундаментом которых располагаются не скалы и камни, а линии метро, торфяники и подземные реки.