Почти в центре Алупки, в окружении
зелени старинного парка возвышается величественный Воронцовский дворец —
уникальный памятник архитектуры первой половины XIX века. Дворец, построенный в
эпоху романтизма, поражает современного зрителя ярким своеобразием архитектурных
форм. Оригинальная планировка, интересное стилевое решение каждого из корпусов,
мастерство, с которым выложены стены и, наконец, отделка внутренних помещений —
все это восхищает уже не одно поколение любителей архитектуры минувших лет.
Сотни крепостных и вольнонаемных рабочих — каменщиков, лепщиков, резчиков и
столяров — вложили в строительство Воронцовского дворца свой талант и труд. При
возведении дворца был искусно использован рельеф местности. Это создает
впечатление, словно дворец вырастает из окружающей природы.
Дворец строился как летняя
резиденция видного государственного деятеля России, генерал-губернатора
Новороссийского края М.С. Воронцова (1782-1856).
Будучи сыном русского посла в
Англии, Воронцов получил там блестящее домашнее воспитание и образование.
Вернувшись девятнадцатилетним юношей в Россию, он стал участником войн с
Турцией и Наполеоном. Воронцов сумел отличиться в сражениях под Смоленском и
Бородино, где проявил личную храбрость. С 1815 по 1818 гг. в чине генерал-лейтенанта
командовал русским оккупационным корпусом в Париже. С 1823 г. был
генерал-губернатором Новороссийского края, а с 1844 г. — Кавказа. За два
года до смерти Воронцов был удостоен звания генерал-фельдмаршала.
В эпоху бурного экономического
развития России и особенно интенсивного становления капитализма на юге страны
он был инициатором развития здесь виноградарства, виноделия, коневодства и
овцеводства, табаководства. В это время по Черному морю стали ходить первые
пароходы, и в Крыму строилась первая шоссейная дорога.
Не забывал Воронцов и о собственных
доходах, стараясь для их увеличения расширить свои владения, для чего скупал
земли на юге Украины, в Бесарабии и Крыму. Один за другим переходили к семье
Воронцовых участки в Ай-Даниле, Ак-Мечети, Алупке, Гурзуфе, Коккозах,
Массандре, на мысе Мартьян и яйле — всего около двух тысяч десятин земли в
Крыму.
Для обустройства этих владений
(главным образом в Алупке) в России и за рубежом начинается поиск архитекторов,
мастеров всех строительных специальностей и садовников.
Алупкинский дворец был построен по
проекту английского архитектора Эдуарда Блора (1789-1879). В развитии
английского романтизма первой половины XIX века большую роль играло увлечение
памятниками старины, их изучение и восстановление. Этой деятельности и посвятил
себя Блор в молодые годы.
Впоследствии он был придворным
архитектором Георга IV, затем королевы Виктории. Ему принадлежат проекты
Вестминстерского аббатства, части фасада Букингемского дворца, некоторых
усадебных построек, как на континенте, так и в бывшей английской колонии
Австралии. Но, пожалуй, наиболее самостоятельно и полно его дар раскрылся в
проекте Алупкинского дворца.
Первоначально дворец в Алупке
строился согласно другому архитектурному замыслу. Работа над ним проводилась в
1825-1828 гг. одесским архитектором Франческо Боффо, который строил для
Воронцова дворец в Одессе, и, как установил на основании архивных изысканий
научный сотрудник Алупкинского дворца-музея Л.Н. Тимофеев, английским
архитектором Томасом Харрисоном. Согласно этому проекту, в январе 1829 г. уже начались
подготовительные работы. Но в июне 1831 г. от находившегося тогда в Англии
Воронцова неожиданно было получено распоряжение о временном прекращении
строительства. Судя по всему, заказчик почувствовал изменения, произошедшие во
вкусах и настроениях общества.
Похоже, что множество павильонов и
домов в своей Алупке, воплотивших в себе различные исторические стили, Воронцов
захотел дополнить "готическим набором". И архитектором, сумевшим
удовлетворить это желание, оказался именно Блор. Всего за один год он выполнил
заказ, и в декабре 1832 г.
началось возведение корпусов Алупкинского дворца по новому проекту и под
наблюдением присланного из Англии архитектора Вильяма Гунта.
Сам Блор в Алупке никогда не был.
Очевидно, он был хорошо осведомлен о рельефе местности. Архитектор принял во
внимание то, что уже были готовы фундаменты, и существовала первая кладка
глубокой портальной ниши центрального корпуса. То и другое вошло в новый проект
дворца в Алупке. Однако, в целом, он принципиально отличался от
первоначального. Это было утверждение совершенно новых, по сравнению с
классицизмом, архитектурно-строительных принципов.
Вместо геометрически строгой
группировки корпусов Блор живописно расположил их в направлении с запада на
восток, соответственно движению гор. Благодаря этому Алупкинский дворец очень
органично "вписался" в окружающий ландшафт и обрел свой ни на что не
похожий художественно-выразительный образ. От корпуса к корпусу дворца дается
наглядное представление о том, как развивалась средневековая архитектура,
начиная от ранних форм и заканчивая XVI веком. Акцент при этом сделан на
английский вариант зодчества.
Главный подъезд к Воронцовскому
дворцу находится с западной стороны. Путника встречает типично феодальный замок
— крепость VIII-XI веков. Круглые монументальные сторожевые башни, глухие
стены, замкнутые пространства. Таковы двор хозяйственных корпусов и узкий,
суровый средневековый проезд, ведущий к центральному корпусу. Высокие зубчатые
стены грубой кладки, щелевидные окна-бойницы дополняют ощущение неприступности.
И лишь ажурный чугунный висячий мостик, по которому проходили музыканты на хоры
парадной столовой, вносит в суровую атмосферу проезда неожиданную лирическую
ноту. Чем дальше от арки западного въезда, тем больше наслаиваются признаки
архитектуры последующих эпох.
В парадном дворике после ощущения
замкнутости неожиданно появляется поток света и свежего воздуха. Открывается
изумительный по своей красоте пейзаж с вершиной Ай-Петри вдали,
"вмонтированный" в архитектурную раму, одной гранью которой служит часовая
башня, другой — восточный флигель. Снизу пейзаж ограничивает опорная стена, в
центре которой есть фонтан. Широко раскрытыми глазами-окнами смотрит на парк
северный фасад главного корпуса Воронцовского дворца. Он более всего
иллюстрирует стиль Тюдор, типичный для Англии XVI века.
Из плоскости стены выдвинуты на
разных уровнях центральная часть с парадным входом, выступы эркеров и боковые
ризалиты с башнями под луковичными куполами. Фасад подчеркивают узкие и
многогранные полуколонки, увенчанные декоративными навершиями — пинаклями.
Большая поверхность застекленного
пространства в здании, устремленные ввысь купола, изящной формы пинакли, зубцы
и дымовые трубы с навершиями в виде цветов зрительно облегчают массивную кладку
стен и грубоватую фактуру камня.
В резных каменных украшениях дворца
удачно выражено сходство между отдельными стилеобразующими элементами восточной
и западной архитектуры. Например, между готическими дымовыми трубами и
минаретами мечети. Это сходство усиливается с переходом к южному фасаду главного
корпуса. Открытый в сторону моря, всегда освещенный солнцем, он имеет нарядный
и праздничный вид, изменчивые и причудливые очертания.
Основное декоративное украшение
Алупкинского дворца — мотив пологой, стрельчатой, подковообразной, килевидной
арки — неоднократно повторяется и в чугунной балюстраде балконов, и в
ограждающей крышу каменной резной решетке, и, наконец, в декоративном убранстве
оформленного с восточной пышностью портала южного входа. Подковообразная рака,
двухъярусный свод, великолепная резьба по гипсу в нише, где переплетаются
рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса, завершаются шестикратно повторенной
по фризу арабской надписью: "И нет победителя кроме аллаха".
Сильно влияли на художественный
образ Алупкинского дворца литературные увлечения того времени. Когда он
создавался, одинаково популярными были и рыцарские романы Вальтера Скотта, и
чудесные арабские сказки. Достаточно вспомнить, что в 1830-х годах стали
переводиться на русский язык "Айвенго" В. Скотта и "Альгамбра"
В. Ирвинга. Потому-то и надпись Альгамбры (дворца испанских халифов XIV века)
оказалась в Алупке. Но еще более старались подражать романтики прекрасной,
загадочной, вечно изменчивой природе. Органичное единство с ней Воронцовского
дворца может служить примером не одному поколению архитекторов. Органичное
слияние форм дворца с природой удивительным образом дополнено рисунком горы
Ай-Петри. Со стороны Алупки Ай-Петри напоминает развалины средневекового
готического замка. Эти естественные живописные руины являются основной
доминантой многих пейзажей архитектурно-паркового ансамбля.
На строительстве дворца в Алупке в
основном использовался труд оброчных крепостных из Владимирской и Московской
губерний. Это были потомственные каменотесы и камнерезы, передававшие из
поколения в поколение искусство возведения и рельефной отделки великолепных
белокаменных соборов.
Основной строительный материал —
диабаз магматического происхождения, зеленовато-серой окраски под стать цвету
гор и вечнозеленой растительности — брался из естественных россыпей в Алупке.
Даже фундаментом дворцу частично послужили диабазовые скалы. Это очень твердый
по своей природе камень, почти в два раза тверже гранита, и очень капризный в
обработке. Неверный удар молотка мастера — и вся работа напрасна. Из огромных
бесформенных глыб высекались ровные блоки для стен и сложные по рисунку
украшения. Тщательно шлифовался диабаз для оформления внутренних помещений. Все
работы проводились вручную примитивными инструментами.
Среди крепостных было много
талантливых мастеров. Удалось установить имена более 300 крепостных, работавших
на строительстве дворца.
Дворцовый комплекс в Алупке состоит
из нескольких корпусов, составляющих единый архитектурный ансамбль, —
центрального, столового, гостевого, библиотечного и хозяйственного. Гостевой
корпус впоследствии получил название Шуваловского, так как в правой его части
располагались покои дочери Воронцова Софьи Михайловны, в замужестве графини
Шуваловой.
Сооружение Алупкинского дворца
началось со столового корпуса (1830-1834 гг.). Центральный корпус возводился в
1831-1837 гг. В 1841-1842 гг. к столовой была пристроена бильярдная. В
1838-1844 гг. строились гостевой корпус, восточные флигели, все башни дворца,
пятиугольник хозяйственных корпусов, оформлялся парадный двор. Последним был
построен библиотечный корпус (1842-1846 гг.).
Самый большой объем земляных работ
был осуществлен в 1840-1848 гг. с помощью солдат саперного батальона, когда
сооружались террасы парка перед южным фасадом дворца.
Летом 1848 г. на ведущей к
главному входу центральной лестнице были установлены выполненные в мастерской
итальянского скульптора Джовани Боннани скульптурные фигуры львов. Львиная
терраса завершила строительство и оформление дворцового ансамбля.
Три поколения семьи Воронцовых
владели Алупкой вплоть до Октябрьской революции.
История дворца после постройки:
- До
Октябрьской революции Воронцовский дворец принадлежал трем поколениям
семьи Воронцовых.
- После
прихода Советской власти Воронцовский дворец был национализирован.
- В
середине 1921 г.
Воронцовский дворец открылся как музей.
- В 1941 г. началась
Великая отечественная война. Эвакуировать экспонаты музея из Алупки, как
впрочем и из многих других музеев Крыма не успели. Дважды музей
подвергался угрозе разрушения, и оба раза спасал его старший научный
сотрудник музея С. Г. Щеколдин. Оккупанты вывезли много художественных
ценностей, из них 537 произведений живописи и графики, и лишь небольшую
часть картин удалось разыскать после войны и вернуть во дворец.
- С
4 по 11 февраля 1945 года, во время Ялтинской конференции, Воронцовский
дворец стал резиденцией английской делегации во главе с Уинстоном
Черчиллем.
- С 1945 г. по 1955 г. он
использовался в качестве государственной дачи.
- В 1956 г. по решению
правительства во дворце вновь стал функционировать музей.
- С
1990 года – Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник.
Полезные ссылки: