Министерство экономического развития и торговли по поручению Кабмина готовит очередной пакет «рыночных реформ». Власть намерена ликвидировать ограничение рентабельности для производителей и оптово-розничных продавцов социально-значимых продуктов питания. Такие ограничения существовали с 2000 года. Целью их было защитить небольшую, но жизненно необходимую для нищего населения группу продуктов – социальные сорта муки и хлеба, макаронные изделия, крупы.
Ограничивались (не более 15%) торговые наценки на сахар, говядину, свинину и мясо птицы, колбасные изделия, молоко и молочные продукты, сливочное и подсолнечное масло, яйца, сахар, картофель, соль. Правительство намерено снять ограничение уровня рентабельности для производителей пшеничной муки всех сортов, социального хлеба (весом более 500 граммов без добавления сахара, жира, других наполнителей), а также хлеба и хлебобулочных изделий для диабетиков. Планируется отказаться от государственного мониторинга цен на муку высшего сорта, макаронные изделия, гречневую крупу и рис.
В нынешнем Кабмине почему-то уверены, что если дать право продавцам и производителям продуктов питания рисовать на свою продукцию любые ценники, то в результате цены не поднимутся, а… упадут. А сейчас, мол, всё наоборот: «Цены на большую часть пищевых продуктов растут даже быстрее уровня цен в экономике», — говорится в пояснительной записке к проекту документа Кабмина.
Эта инициатива власти вызвала двойственную реакцию. Сайт «Сегодня» приводит мнение эксперта и представителя торгового бизнеса. Первый – в шоке, второй – в радости.
— Этого нельзя делать, когда кризис усугубляется. В таких условиях государство должно контролировать все социальные направления, в том числе и цены. Если бы мы вышли из кризиса и начали развиваться, тогда, конечно, такие шаги могли бы быть целесообразными, считает экономист Алексей Плотников.
А совладелец продуктовой сети «Фуршет» Игорь Баленко всем сердцем поддерживает отмену любых ценовых ограничений.
— О каком регулировании цен может сейчас идти речь, когда падает потребление, национальная валюта обесценивается, а инфляция растет с каждым месяцем? Если не отменить регулирование цен, то все может закончиться разорением компаний, — заявил Баленко.
А если подумать?
Сегодня соблюдение граничных цен производителей и торговых надбавок продавцов осуществляет Госинспекция по контролю за ценами.
— Цены согласовываются на основании калькуляции себестоимости продукции, — пояснил Крапивко. – Сегодня у нас есть так называемый социальный хлеб. За последние годы его стоимость уже поднималась, тем не менее сегодня он остается самым дешевым. Остальной хлеб, который реализуется в сетях, сегодня стоит порядка 5-6 гривен и выше. После снятия ограничений вырастет цена и социального хлеба. Таким образом, государство самоустранится от выполнения всех своих социальных гарантий. Оставило за собой только утверждение размеров прожиточного минимума, минимальных заработной платы и пенсии. Как будут выживать пенсионеры, пытаясь за получаемые копейки оплатить коммуналку, купить продукты, лекарства?
По мнению эксперта, если сегодня допустить рост цен на социально значимые продукты, запустится процесс, который приведет в итоге к гиперинфляции, которая составит более 20%.
- Что такое гиперинфляция? Это неуправляемый рост цен. И тот же пекарь, который сегодня поднимает стоимость социального хлеба, завтра уже не будет знать, по какой цене он сможет купить муку, газ и электричество, — говорит эксперт. — Он не сможет сложить свою цену. Но при этом должен будет отдать государству налоги, а если говорить об НДС, то с 1 января его нужно будет отдать наперед, еще до получения выручки.
Подобная инициатива была бы понятна и, возможно, даже выгодна при стабильной и растущей экономике. А в нынешних условиях экономического спада она приведет экономику к еще большему краху. Крапивко прогнозирует, что без социальных потрясений такие «реформы» не обойдутся.
— Смешно, когда власть объясняет поднятие цен и тарифов требованиями МФВ. Фонд требует только, чтобы не было дефицита НАК «Нефтегаз», который покрывается за счет бюджета. Но МВФ не требует, чтобы, например, бабушка платила больше за то, что греет чайник на газовой плите. Так почему на самом деле возникла такая инициатива с ценами? Скорее всего, кто-то пролоббировал этот вопрос в свою пользу.
Пока проект реформ не запущен и даже не обнародован, этот вопрос надо освещать как можно шире. Власть должна осознать, к каким последствиям может привести такое её решение.
Хлеб подорожает минимум на 30%
Чудес не бывает: если затраты аграриев из-за падения гривны выросли, то платить за эту курсовую разницу будет потребитель.
— Подорожание продуктов не за горами, — говорит руководитель аналитической службы агентства АПК-Информ, главный редактор журнала «Хранение и переработка зерновых» Родион Рыбчинский. – Если в октябре прошлого года пшеница четвертого класса в среднем стоила 1440 гривен за тонну, то сейчас из-за курсовой разницы она стоит 1850 гривен! Пшеница третьего класса, которая является основой в производстве муки, за 12 месяцев выросла в цене на 59%! Цены на хлеб удерживают за свой счет хлебопеки. В чисто рыночных условиях хлебозаводы давно бы обанкротились.
По мнению Рыбчинского, за 6 месяцев хлеб может подорожать на 30% от нынешней его стоимости. Не за горами подорожание подсолнечного масла и различных круп.
- В Украине нет никаких проблем с урожаем. В этом году собран второй по величине урожай за все годы независимости — более 60 миллионов тонн! Проблема заключается в стоимости этого урожая. Аграриям пришлось вложить немало денег в приобретение внезапно подорожавших удобрений, средств защиты и ГСМ, стоимость которых привязана к курсу доллара, — объясняет Родион Рыбчинский.
Все это будет оказывать сильное давление на потребительскую корзину, но не сразу. Рентабельность хлебозаводов можно изменять не более чем на 1% в месяц, и чтобы выровнять эту ценовую разницу, им нужно 50 месяцев. Поэтому хлебопекам нравится инициатива Кабмина об отмене регламентации цен на муку и хлеб.
— Думаю, что до выборов этот документ пролежит в дальнем ящике, но если потом его все же реализуют, хлебопекам станет значительно легче, — говорит эксперт. – В подавляющем большинстве хлебозаводы получили прямые или косвенные указания не изменять уровень цен на хлеб до выборов. А вот после выборов подорожания не избежать.
Цифры в тему:
Сравните годовой рост цен:
Ячмень + 25%, перловая крупа + 30%, гречиха + 34%, крупа из неё + 30%, пшено + 50%, овес + 40%, крупа + 63%, рожь + 43%, ржаная мука + 21%, семена подсолнечника + 43%, подсолнечное масло + 34%.
Буханка хлеба = $
В сентябре днепропетровские хлебопеки уже получили разрешение от ОГА поднять стоимость хлеба на 10%.
— Для потребителей это подорожание не особо существенное, а вот для хлебопеков — совсем иное дело, — говорит председатель ЦК профсоюза работников пищевой и перерабатывающей промышленности Анатолий Тельних. — Благодаря увеличению стоимости хлеба предприятия смогли поднять зарплату своим сотрудникам.
Но в корне ситуацию это не меняет, рентабельность остается опасно низкой.
— Чтобы предприятие было рентабельным, килограмм хлеба должен стоить один доллар, — говорит Анатолий Тельних.
Газета ГОРОЖАНИН