" Мы с вами переживали такое не один раз (речь о девальвации. — TUT.BY). Ничего страшного в этом не вижу, — спокойно отреагировал на вопрос о снижении покупательной способности председатель наблюдательного совета ОАО «10 УНР» Василий Устинчик. — Скажите, а за год даже за самую хорошую зарплату можно было купить квартиру? Нет. Потому что жилье покупали и будут покупать за накопления. А накопления, как известно, у нас хранят в иностранной валюте".
Тем не менее Василий Александрович признает, кризис есть.
— Имея на счетах белорусские рубли, мы за сегодняшний день потеряли 30 тысяч долларов, считай, одну однокомнатную квартиру. Учитывая то, что рубль обесценивается, будем быстренько тратить белорусские деньги: например, закупим вперед лифты и стройматериалы.
Василий Устинчик уверен, что в долларовом эквиваленте цена квадратного метра если и «просядет», то не скоро.
— Все, что сейчас происходит с курсом, в перспективе может повлиять на себестоимость квадратного метра и на рыночную стоимость жилья тоже. Но одномоментно это не произойдет.
Председатель собрания акционеров СООО «Арэса-Сервис» Сергей Коренько также спокойно реагирует на сложившуюся ситуацию. По его словам, проблемы на строительном рынке начались не сейчас, когда иностранная валюта начала расти, а намного раньше.
— Покупательная способность населения уже давно упала, считайте год назад, — говорит Сергей Петрович. — Может так сложиться, что вообще никто ничего покупать не будет. У всех в принципе есть где жить. Скидки идут постоянно, точечные акции прводятся ежедневно. Не успеешь поставить рекламу — уже приходится менять.
— Сможете ли вы дать какой-нибудь прогноз?
— Хочется, чтобы все кончилось как в 2008 году. Помните, нефть опустилась до 34 долларов, кризис ипотечный в Америке, все легло и у нас в том числе (В 2008-м цена квадратного метра в Беларуси после девальвации упала на столько же, насколько упал рубль, девальвация-2011 так на стоимость жилья не повлияла. — TUT.BY). Всякие мудрые люди говорили, что выйти из этого можно за пять лет. А вышли за полгода! Как вышли? Тогда просто напечатали деньги и восстановили так называемое общество потребления.
— Что будет, если все пойдет не по сценарию 2008 года?
— Если никто не будет покупать новое жилье, то и строительство может остановиться. Белорусы неплохо живут. У нас 95% работающих людей имеют в собственности недвижимость. Будут жить там, где сейчас живут. Это как с машинами: все ездят на машинах. Если хотел поменять, то пока будет ездить на старой, то же самое с одеждой, мебелью — жить можно и с тем, что есть. Покупка новой квартиры стимулирует другие покупки. Поэтому мировая экономика, власть должны быть заинтересованы в том, чтобы было восстановлено общество потребления. Иначе это уже будет не девальвация, а стагнация экономики — а это самое страшное, что может произойти.
Председатель ОО Белорусская ассоциация «Недвижимость» Николай Простолупов также уверен, что колебания на валютном рынке не скажутся на цене за квадратный метр. Другое дело — покупательная способность. А она падает.
— Цены останутся на прежнем уровне, будут вести себя так же, как будто никакого обвала рубля не было. Валютные колебания имеют больше психологический момент. Идет плавное снижение цены, которое и зависит от доходов населения. Но, с другой стороны, идет и снижение объемов строительства, которое может привести к тому, что скоро вообще новостроек не будет.
По данным экспертов от рынка недвижимости, за первые полгода новостройки в валюте подешевели на 16%, «вторичка» — на 17,4%. Летом темпы падения снизились, по последним данным, до 1−2% в месяц. Нетрудно подсчитать — в январе такими темпами средняя стоимость квадратного метра будет на 5−7% меньше. И цена сделок по квартирам средних потребительских качеств достигнет отметки в 1150 долларов за квадратный метр. Впрочем, если покупательная способность вырастет, прогноз так и останется прогнозом.