До сих пор насущной проблемой для многих малых и средних сельхозпроизводителей остается нехватка оборотных средств и ограниченный доступ к банковским кредитам. Это значительно сужает их возможности в развитии собственного бизнеса. Некоторые жалуются на отсутствие залогового имущества, другие – на высокие процентные ставки на банковские займы. И ожидают, пока ситуация коренным образом изменится в общегосударственном масштабе.
Другие, наоборот, демонстрируют инициативу и ищут возможности решить существующие проблемы. И практически всегда выход удается найти. В конце концов, это доказывает пример Ассоциации производителей молока. Она объединила ведущих отечественных предпринимателей, которые стремятся дать «второе дыхание» молочной отрасли в Украине и усилить ее позиции на международном уровне. В развитие перспективного дела они инвестируют существенные средства. Значительная часть из них – это собственный взнос. А одновременно обращаются за помощью и к международным донорам.
С недавних пор к кругу донорских институций, помогающим украинским фермерам и всячески содействующим развитию сельских территорий, присоединился и Проект Агентства США по международному развитию (USAID) «Поддержка аграрного и сельского развития». Он реализует годовую грантовую программу, к участию в которой пригласил малых и средних сельхозпроизводителей. Ассоциация производителей молока стала первым победителем конкурса, который проходит в ее рамках, и получила грант.
О том, как проходил конкурс, на какие цели будут направлены грантовые деньги, и на какую результативность рассчитывает Ассоциация, рассказывает ее вице-президент Любомир ДИКУН.
- Ваша Ассоциация объединяет работников определенной отрасли. Означает ли это, что вы ориентируетесь исключительно на их интересы?
- Ассоциация производителей молока работает с 2009 года. Она зарегистрирована в г. Умань Черкасской области, но в нее входят учредители со всех регионов Украины – это более 200 хозяйств. Цель Ассоциации очень проста: обеспечить Украину качественным молоком. То есть, создать максимальные условия для того, чтобы производство молока в нашей стране было прибыльным, обеспечивало внутренние потребности и поставлялось на внешние рынки.
Среди наших учредителей есть маленькие фермеры, которые только начинают свой молочный бизнес, есть даже такие, у кого еще и коров нет – только мечтают об этом. И есть крупные фермерские хозяйства, которые за период работы Ассоциации очень хорошо развились. Можно привести пример хозяйства «Старокозачий сир». Когда мы с ним начинали работать, это была небольшая семейная ферма с 18 коров, а сейчас имеет более 1 тыс. голов, стала мощным молочным хозяйством – крупнейшим в Одесской области. Если учитывать такие факторы, как вера в людей, предпринимательский дух украинцев, то шаг за шагом можно двигаться вперед.
- Я знаю, что вы тоже фермер.
- Да. У меня небольшое хозяйство в Острожском районе Ровенской области, сейчас оно занимается растениеводством. Но у меня есть большая мечта содержать собственных коров. Мы уже сделали ремонт старых помещений. Конечно, начинать молочный бизнес – дело дорогое, каждая корова стоит несколько тысяч долларов, плюс нужно обеспечить ее кормами, техникой и пр. Поэтому надеюсь, что в Украине возобновится нормальная система кредитования. И мы дождемся, не скажу – дешевых, скажу – разумных кредитов, чтобы начать заниматься молочарством.
- Какими вопросами вы занимаетесь в Ассоциации производителей молока?
- Главное направление, которое я веду, это Консультационный центр. У нас есть большая команда специалистов – ветеринаров, зоотехников, экономистов, технологов, агрономов, строителей, проектантов, которые обеспечивают потребности всех наших хозяйств.
Собственно, мы и начинали свою работу с консультаций. В период Советского Союза наши хозяйства очень отстали в производительности животноводства, не знали, как правильно все делать. Поэтому начали искать носителей современных знаний – людей, которые возвращались из-за границы, тех, кто изучал новейшие технологические подходы. Так по одному формировали команду консультантов. Благодаря им мы увеличили объемы производства во всех хозяйствах, которые входят в Ассоциацию, более чем в 2,5 раза. Если брать средние показатели, то они начинались с надоев в 3,5 тыс. литров, а теперь имеют по 7-8 тыс. литров. Те, кто работает длительное время, показывают лучшие мировые показатели – доят более 30 литров, и такими хозяйствами можно гордиться. Потому что они способны конкурировать уже с любой европейской или американской молочной фермой.
- Почему Ассоциация решила принять участие в конкурсе Проекта USAID «Поддержка аграрного и сельского развития»?
- Сегодня мы очень сильно ориентируемся на внедрение американской технологической модели – промышленное производство, крупные объемы земель, большие села, где есть много работающих. Мы стремимся сберечь и развить животноводство, потому что это – рабочие места.
Последние 3 года были очень критичными для молочной отрасли Украины. Раньше более 30% произведенного в стране молока экспортировалось. Но по известным причинам мы потеряли мощные рынки Таможенного союза – России, Казахстана, а также оккупированных украинских территорий. Скажем, в том же Крыму фактически никогда не было молочного скотоводства, и все молочные продукты поставлялись с континента. Снизилась и покупательная способность украинского населения.
На этом фоне цена молока стала критично низкой. В течение минувших трех лет Украина была внизу таблицы с самыми низкими ценами.
Это побудило нас искать резервы – в экономике, в производстве и в качестве того самого молока. И одним из таких резервов стало создание лаборатории, которая даст возможность контролировать качество молока от каждой коровы, показатели жира, белка и мочевины. А также контролировать возбудителей заболеваний внутри молока.
В нашей Ассоциации есть инициативная группа, поддержавшая идею создания такой лаборатории. Мы начали сбор средств внутри нашей структуры, но их не хватало. Если действовать самостоятельно, реализация наших планов может растянуться на годы. Проект USAID помогает нам ускорить этот процесс. Тем более, что кроме дополнительного финансирования мы смогли получить еще и консультационное сопровождение Проекта, чтобы правильно выбрать необходимое оборудование, найти экспертов, с которыми дальше общаться. Купить оборудование – это полдела, купить правильное оборудование – немного более половины, главное – научить людей. USAID это очень хорошо структурирует. Его специалисты подсказывают нам значительно более широкие подходы. К примеру, как использовать энергоэффективные строительные материалы для помещений лаборатории.
- Много ли средств нужно для создания лаборатории?
- От Проекта мы получаем 2,6 млн. гривен, они будут потрачены на закупку части оборудования для лаборатории. Вдвое большую сумму выделяем из собственных бюджетов, привлекая средства внутри Ассоциации. А еще средства отдельных инвесторов среди наших учредителей.
- Трудно ли было проходить условия конкурса?
- Когда он объявлялся и мы изъявили желание принять в нем участие, нас сразу спросили, имеем ли мы предварительный опыт участия в таких конкурсах. К сожалению или к счастью, у нас такого опыта не было. Поэтому кураторы провели с нами очень серьезную подготовительную работу, предоставили подробное разъяснение. Ни разу никто не отказал в просьбе помочь в заполнении документов. Наоборот, по крайней мере, дважды в неделю нам звонили и спрашивали, нужна ли дополнительная помощь? Если возникала потребность в экспертах, таких для нас искали очень быстро.
- Много ли вам приходилось собирать документов для получения гранта?
- Больше всего времени ушло на определение, какое именно оборудование нам нужно, чтобы внести этот перечень в документы.
Анкеты от USAID очень удобны для заполнения. Мы должны были просто ставить галочки, отвечая на их вопросы, и двигаться сверху вниз. Никаких проблем в заполнении документов мы вообще не видели.
- Как долго длился конкурс?
- Если честно, оперативность проведенной работы нас тоже удивила. Ведь до сих пор работа с различными негосударственными или государственными структурами занимала чрезвычайно много времени – от полугода до года. Тут мы прошли все процедуры до подписания грантового соглашения меньше чем за 3 месяца. За первый месяц были подготовлены все документы, в течение следующего проведены все инспекции и обработаны наши документы. Откорректировали, провели еще несколько дополнительных встреч. И к концу второго месяца подошли к обсуждению подписания грантового соглашения.
- На какой эффект вы рассчитываете от открытия лаборатории?
- Мы ожидаем очень серьезного прорыва по нескольким направлениям. Я уже упоминал об этом, но сейчас остановлюсь подробнее.
Во-первых, лаборатория даст возможность контролировать показатели жира и белка от коров, мы сможем лучше настроить питание животных. А в структуре себестоимости затраты на корма составляют 60%. Мы ожидаем на 10-20% поднять производительность животных, увеличить их долголетие. И одновременно дать серьезную экономию украинскому фермеру, что позволит ему аккумулировать большую прибыль – это увеличение заработной платы, техническое переоснащение.
Другой важный вопрос – это контроль возбудителей заболевания мастита в молоке. Это поможет подбирать для скота именно те антибиотики, которые будут действовать. А также идентифицировать проблематику по всему стаду, выработать регламент. Мастит – очень распространенное заболевание, которое уменьшает производительность стада до 20% и более. Своевременное предотвращение заболевания даст хорошую производительность. Мы говорим о серьезных цифрах.
К тому же речь идет о качестве и безопасности продукции, а они всегда должны быть на первом месте.
Имея такую лабораторию и команду консультантов Ассоциации, мы сможем предоставлять необходимую информацию для всех наших хозяйств. Во всем мире проводятся регулярные лабораторные исследования. Теперь такую возможность будем иметь и мы.
- Повлияет ли такая работа Ассоциации на освоение новых рынков сбыта продукции, в том числе, и внешних?
- Прошедшие 3 года мы чрезвычайно активно работали над расширением рынков. За это время мы провели более 20 торговых миссий. Стараемся едва ли не ежемесячно организовывать их в различные страны – в Йемен, Катар, Саудовскую Аравию, Ливию, Ливан, Египет, Судан, стараемся охватывать все возможные азиатские рынки. Мы открываем торговые представительства в Узбекистане, в Китае, посещаем наибольшие продовольственные выставки мира. В этом году запланировано наше участие в таких выставках в Гонконге и Кельне. Мы организовываем там свои стенды и презентуем продукцию.
Кроме того, одной из целей Ассоциации является создание настоящего украинского кооператива, который займется переработкой качественного молока и созданием мощного экспортного продукта. Мы над этим сейчас работаем. Даст Бог, за 2 года уже будем иметь собственные перерабатывающие мощности.
- По вашему мнению, какую роль в развитии украинского села играет поддержка вашего партнера – Проекта USAID?
- Вопрос украинского села чрезвычайно серьезен для нас. Потому что все мы, наши отцы, деды, прадеды вышли из села. Мы имеем очень глубокие корни, связанные с этой землей, и очень ее любим. И скажу, что важной является не просто поддержка Проекта, важно то, на что она направлена.
Молочная ферма – это большое количество рабочих мест – 50, а то и 150, где люди получают достойные зарплаты. Села, в которых есть молочные фермы, живут, развиваются и имеют перспективу.
Наши села имеют не только молочные, но и другие мощные ресурсы. В частности, речь идет и о полевых культурах, овощеводстве, садоводстве, производстве ягод, переработке. Все это нужно развивать и предлагать рынку готовую продукцию.
Возможности есть. Главное – ими воспользоваться и для пользы агробизнеса, и сельских общин в целом. Государство, различные инвесторы, международные доноры могут лишь помочь в этом деле. Но инициатива должна все-таки оставаться за нами.
Роман НЕЧИПОРУК,
Национальный пресс-клуб «Украинская перспектива»