На рынке арендного жилья Украины сложно выделить какую-то одну тенденцию. Справедливее говорить, что тенденций множество, в зависимости от того, о каком именно типе арендуемого жилья идёт речь. Главными факторами остаются курс доллара и стоимость коммунальных услуг, прежде всего, отопления. Они, в комбинации с типом квартиры и формируют поведение владельцев.
Так, в практике практике перекладывания оплаты отопления на арендатора (до резкого повышения стоимости отопления примерно в половине случаев эти расходы нёс владелец жилья) есть свои исключения, утверждают риэлторы: «На фоне этих космических платежек некоторые хозяева даже берут на себя половину оплаты. Все очень индивидуально. В высоком ценовом сегменте, например, «единичка» от 10 тыс. грн, [370 долл — Ред.] есть случаи, когда, чтобы удержать постояльца, хозяин оплачивает все платежи», — утверждает директор компании Best & Seller Ирина Луханина в комментарии газете «Сегодня». Эксперт имеет в виду Киев, однако в регионах в соответствующем сегменте ситуация должна быть аналогичной, поскольку там ещё сложнее найти постояльца, готового платить выше среднего по рынку.
Скачки курса гривны вернули также практику фиксации стоимости аренды в долларе. И тут, к слову регионы даже опережают столицу. Если во Львове и Одессе это уже успело стать правилом, то в Киеве пока распространено, опять-таки, в ценовых сегментах выше среднего (где переплата из-за внезапного скачка курса в несколько сот гривен для арендатора некритична).
Замглавы министра регионального развития и, в прошлом, владелец строительной компании Лев Парцхаладзе пытается протолкнуть через министерство финансирование проекта строительства социального муниципального жилья. Которое затем муниципалитеты смогут сдавать в аренду.
«У нас социальным жильем привыкли называть просто недорогое жилье на свободном рынке. На самом деле, социальное жилье — это то, чем владеет государство и не позволяет его передавать в собственность физическим и юридическим лицам, то есть не позволяет приватизировать или продать. И дает либо в бесплатное пользование малообеспеченным семьям, или ценным специалистам, которых привлекают на работу, либо в аренду, опять же, ниже рыночной стоимости, как говорил Парцхаладзе. Но это требует создания реестра подобных потенциальных арендаторов.
То есть сначала нужно будет не только построить жилье, но и вести учет тех, кто может по льготной цене арендовать это жилье и действительно является социально-незащищенной прослойкой. А дальше встанет вопрос, если этот реестр будет создан некорректно и просто это жилье выбросят на свободный рынок, то произойдет ситуация, когда они сами просто убьют арендные ставки. Потому что просто жилье, которое ниже на 20, на 30 или на 10% ниже рыночной стоимости, оно что сделает? Это будет дискаунтер, который просто под себя подтянет другие цены», — комментирует идею независимый специалист по вопросам недвижимости Ярослав Цуканов в эфире радио «Голос Столицы».
Пока же, до централизованного предложения социального жилья, на рынке можно встретить иные бюджетные предложения. Скажем (и тут снова в пионерах регионы) — предложения «бесплатной» аренды: оплачиваются только коммунальные услуги. Так жители городов со значительным превышением предложения аренды над спросом пытаются решить проблему содержания жилья. Оформить субсидию на вторую (третью и т.д.) квартиру не всегда возможно, а даже 1,5−2 тыс грн. в провинции — уже слишком большая сумма, чтобы отдавать её за пустое жильё из своего кармана. Такие предложения на рынки встречались и раньше, однако преимущественно в моногородах с обанкротившимся градообразующим предприятием. Теперь же они не редкость и в областных центрах.
Если же говорить о рынке в целом, цитирует издание «Информат» риэлтора Артура Пилипчука, то ценовая динамика за год такова: «Стоимость меняется каждый год по-разному. Был год, когда из-за массового переселения из востока цены увеличились значительно. Сейчас цены выросли на 10−15%, но не более. Это касается только жилья эконом и бизнес классов. На премиум сегмент это никак не повлияло». Однако речь о ценах в гривне.
Т. е.
10−15%, о которых говорит эксперт — это лишь коррекция курса гривны, просевшего в 2016 году примерно на 13%. И то лишь для новых арендаторов. Те, кто снимает одно и то же жильё годами, как правило платят за него ниже среднерыночных ставок.