В мае 2012 года с Рижской телебашни был совершен прыжок с парашютом. Рискованный трюк едва не закончился трагедией. Парашют поздно раскрылся и парашютист врезался в землю на глазах у жены и троих детей. К счастью, мужчина выжил, хотя ему пришлось полежать в больнице. Рижская телебашня – дама с характером и покоряется далеко не всем.
Трехногая, похожая на космический корабль башня заметна из любой точки Риги. В ясную погоду ее можно увидеть даже из других городов Латвии, например, из Юрмалы. Это масштабное сооружение высотой 368 метров занимает по высоте третье место в Европе и 44-е в мире. Для сравнения: высота Эйфелевой башни в Париже составляет 324 метра, а высота Берлинской телевышки тоже равна 368 метрам, но латвийская "сестра" обгоняет ее благодаря тому, что летом из-за жары вытягивается на 4 сантиметра.
На постсоветском пространстве Рижская телебашня уступает только аналогичным сооружениям в Москве (540 метров) и Киеве (385 метров).
В моем семейном альбоме есть фотография, где я, еще совсем маленький, стою на берегу Даугавы на фоне трех "ног", окруженных большим количеством башенных кранов. Это была середина строительства, до сдачи объекта в эксплуатацию было еще далеко. Но и то, что было сделано на тот момент, уже впечатляло. Даже по фотографии 30-летней давности хорошо видно, насколько масштабным был этот проект.
Строительные работы велись с 1979 по 1986 годы. Планировалось, что они завершатся в 1985 году, но рабочие не успевали, и срок отодвинули почти на год. В эксплуатацию Рижская телебашня была сдана в 1986 году.
Рижский гигант
Вот как рижскую стройку века описывала газета "Ригас балс" за 1982 год: "Необычной формы конструкция в виде трех слегка изогнутых пилонов, возвышающаяся на острове Закюсала, привлекает внимание многих рижан и гостей нашего города. Это опоры будущей башни нового телевизионного центра, постройку которого намечено закончить в 1985 году. К этому времени высота антенны достигнет 368 метров".
"С вводом в строй нового телецентра значительно улучшится качество изображения на наших телевизорах, — рассказывал журналистам директор строительства телебашни при Министерстве связи Латвийской ССР А. Абдурахманов. — Появятся новые программы. На платформах опор на высоте 93 метра расположится бар на 60 мест, а на отметках 98 и 134 метра — две смотровые площадки".
Он отмечал, что при строительстве телебашни применяется самая современная техника: например, качество сварки металлических изделий контролируется с помощью рентгеновского и ультразвукового дефектоскопов.
Back to USSR
Ресторан в Рижской телебашне действительно был открыт, но просуществовал недолго. Говорят, что места для кухни наверху не нашлось и еду приходилось доставлять снизу. К тому же там было очень холодно, а проводить отопление на 93-метровую высоту оказалось затратно, и от идеи в итоге отказались.
А вот смотровая площадка на высоте 98 метров действительно работает. Мэр Риги Нил Ушаков часто говорил, что планирует сделать из Рижской телебашни туристический объект, но пока туристов здесь не очень много.
Во-первых, добраться до вышки, которая расположена на Закюсала (Заячий остров), без машины довольно проблематично. А во-вторых, окрестная территория явно требует облагораживания. Сегодня она больше похоже на Зону из "Пикника на обочине" братьев Стругацких.
В самой телебашне сохранился небольшой кусочек Советского союза — большинство интерьеров не менялись со дня сдачи в эксплуатацию. На дверях еще можно встретить надписина русском языке — крайне редкое явление для латвийских государственных объектов.
К главному входу в башню от автомобильной парковки можно пройти не только напрямую, через небольшую площадь, но и через крытую галерею, окна которой украшены изображениями всех советских телевышек. Говорят, что этот коридор создан в целях безопасности — он должен защищать сотрудников и гостей от возможного падения льда, снега или технических устройств с башни.
Головокружительный вид
Обычно для посетителей открыта только одна смотровая площадка, на высоте 98 метров. Но мне повезло — сотрудница разрешила посмотреть на Ригу и со второй обзорной точки, на высоте 134 метра. Туда туристов и даже журналистов обычно не пускают.
В Рижской телебашне используются уникальные лифты — они расположены в двух ее опорах и движутся вверх и вниз под наклоном, по рельсам. Своими круглыми белыми, какими-то инопланетными лампами на потолке они напомнили мне декорации из фильма "Солярис" Андрея Тарковского.
Заходя в лифт, нужно быть готовым, что заложит уши — на высоту в 98 метров он взлетает с бешеной скоростью, преодолевая это расстояние всего за 42 секунды.
"Очень бы не хотелось здесь застрять", — заметил коллега, с которым мы неслись в железной коробке внутри одной из башенных опор. Я с ним согласился.
Думаю, что для людей, страдающих клаустрофобией, это тяжелое испытание. В обычных зданиях, если лифт застрял, ты понимаешь, что выход где-то рядом — ведь расстояние между этажами составляет всего несколько метров. В башне же между первым этажом и обзорной площадкой ты летишь по 98-метровой шахте, и страшно представить, как тебя оттуда будут доставать, если лифт встанет.
На первой смотровой площадке всем посетителям — нас было четверо — стало нехорошо, что, видимо, было связано с перепадом давления. Потребовалась пара минут, чтобы справиться с головокружением. Ноги слегка подкашивались, и возникло ощущение, что башня шатается. На самом деле так и есть, особенно во время сильного ветра, — сооружение раскачивается, причем амплитуда колебаний может составлять более двух метров.
Однако вид на Ригу стоит того, чтобы пережить легкое головокружение. Латвийская столица лежала как на ладони. Был виден и Рижский залив со стоящими на рейде судами. Точнее, само море терялось в дымке, сливаясь с небом, а вот очертания кораблей были хорошо заметны, и казалось, будто они висят в воздухе.
"А Рига, оказывается, совсем небольшая", — сказал коллега, добавив, что с Останкинской телебашни, хотя она и значительно выше Рижской, границы Москвы не видны с большинства ракурсов.
VIP-площадка
На вторую смотровую площадку, расположенную на отметке 134 метра, мы добирались уже на обычном тросовом лифте, гораздо менее вместительном, чем первый. Вчетвером мы в него с трудом поместились. Скорость у лифта была поменьше, но зато не закладывало уши. Да и самочувствие после этой поездки было значительно лучше — головокружения не было, пропало ощущение, что башня качается.
Вторая смотровая площадка значительно меньше первой. Зато отсюда открывается обзор более чем на 50 километров в каждую сторону. Определили мы это опытным путем — смогли разглядеть, не прибегая к "спецсредствам", бобслейную трассу в Сигулде, расположенную как раз на этом расстоянии от центра Риги. Выглядит она как маленькая белая точка, но, тем не менее, в ясную погоду хорошо видна.
Центр Риги, некоторые спальные районы столицы и даже пригороды можно рассматривать во всех деталях. Отсюда также открывается красивый вид на Даугаву и прекрасно просматривается ее изгиб в районе Румбулы, а также видно Саласпилское водохранилище.
Вторую смотровую площадку оборудовали специально для членов политбюро и высоких гостей. Говорят, что когда-то помещение было обставлено дорогой и модной дизайнерской мебелью. Но потом в стране начались перемены, Латвия обрела независимость и "вип-ложа" оказалась не востребованной вип-персонами. Теперь в помещении нет вообще никакой мебели, зато потрясающий вид на Ригу остался неизменным.
Некоторые посетители жалуются, что на смотровых площадках Рижской телевышки очень грязные окна, ходят слухи, что их не мыли с 1986 года. Стекла действительно не самые чистые, но проблема в другом — они давно требуют замены. Промышленные альпинисты регулярно чистят их, но этого недостаточно. Поменять стекла на такой высоте — дело технически очень непростое и требует серьезных средств, а их, естественно, не хватает.
В первую очередь, Рижская телевышка — это технологический, а не туристический объект. Здесь размещено огромное количество теле- и радиопередатчиков, башня активно используется и операторами мобильной связи.
После пожара на Останкинской телебашне в Москве Рига тоже озаботилась противопожарной безопасностью своей телевышки. Таких инцидентов за тридцать лет здесь не случалось, но эксперты все-таки решили провести проверку и проверить систему пожаротушения.
Большие учения пожарных на башне проводились в 1998 году. Эксперты считают, что угроза возгорания невелика — большинство сотрудников находятся на нижних этажах здания, количество посетителей на верхних этажах ограничено, передатчиками башня не перегружена, что тоже снижает риск возгорания, а в случае ЧП, как заверяют специалисты, Рига сможет достаточно быстро восстановить теле- и радиосигналы, разместив передатчики на других высотных зданиях.
Конец эпохи "глушилок"
Кстати, в советское время на телевышке также размещалась аппаратура, глушившая вещание "вражеских" радиостанций, таких, как BBC, "Голос Америки" и "Радио Свобода".
В письме в Политбюро от 5 сентября 1986 года секретарь ЦК КПСС Егор Лигачев и председатель КГБ Виктор Чебриков доложили, что "с разной степенью эффективности обеспечивается глушение передач примерно на 30% территории Советского Союза, в которых проживают около 100-130 миллионов человек, многие внутренние районы страны радиозащитой не прикрыты, а эффективность глушения в ряде крупных городов центра России, Прибалтийских и Закавказских республиках существенно ниже, чем в среднем по стране". Это была последняя попытка советских политиков продлить жизнь "глушилок".
21 января 1987 года ушли помехи из эфира BBC на территории СССР, 23 мая — из эфира "Голоса Америки". В ноябре 1988 года было принято решение политбюро о полном прекращении радиопомех. Все "глушилки" были выключены в ночь с 29 на 30 ноября. 8 декабря Горбачев объявил об этом на сессии Генассамблеи ООН. Приказ министра связи "О прекращении глушения зарубежных радиостанций, ведущих вещание на Советский Союз" был подписан 19 декабря.
Так что Рижской телебашне в этом смысле повезло — "глушилкой" она поработала всего пару лет.
В ожидании туристов
На первом этаже, где обычно собираются посетители, я встретил двух пожилых женщин из Шотландии. Они только что "спустились с небес на землю".
— И как вам там?— спросил я.
— Гуууд!, — жизнерадостно ответили туристки.
О существовании Рижской телебашни шотландки узнали не из туристического буклета или интернета — они просто увидели масштабное сооружение, когда приехали на экскурсию в Ригу, и захотели там побывать. К башне они добирались на такси, и сейчас, побывав наверху, снова ждали машину, чтобы вернуться в центр города.
Количество туристов, посещающих телебашню, составляет около 6 тысяч человек в год — это мизерное число по сравнению даже с Таллином, где местная телевышка стала одним из самых популярных туристических объектов и ежегодно привлекает около 200 тысяч туристов со всего мира. И это при том, что таллинская телевышка технологически и даже визуально проще рижской, а сам Таллин значительно меньше Риги по размеру и количеству жителей.
О необходимости сделать Рижскую телебашню новым туристическим центром политики и эксперты говорят давно. Разработан даже план реконструкции, который предполагает около 8 млн евро инвестиций до 2020 года. Деньги планируется привлечь из еврофондов. Правда, процесс идет медленно, и масштабная реконструкция все еще остается нереализованной фантазией.
Но представить сегодня Ригу без телебашни просто невозможно — это один из главных символов латвийской столицы. После терактов во Франции в ноябре 2015 года промышленные альпинисты Янис Фалтиньш и Петерис Путниньш повесили на ее шпиль флаг этой страны — в знак солидарности.
По замыслам проектировщиков, Рижская телебашня сможет простоять около 250 лет. В 2016 году ей исполнилось только 30. Так что, несмотря на то, что она родилась в прошломвеке, в другой стране, при ином режиме, — ее жизнь только начинается. Главное, чтобы про нее не забывали.
История архитектуры Днепропетровска и Екатеринослава. ЧАСТЬ2В городском архиве Днепропетровска нами была найдена уникальная статья - "Гениральный план архитектуры города" . Речь идет о том, что в убранстве города был продуман каждый штрих, чтобы в нем гармонически сочетались архитектура, скульптура, зеленые насаждения!
Подобно тому, как в реальной жизни у каждого народа
существуют два языка - гибкий разговорный и правильный литературный, так
и в архитектуре имеются определения и характеристики стилей, которые в
действительности тесно переплетаются между собой. С уверенностью можно
сказать, что "идеального" стиля не существует и быть не может, т.к.
стиль, как и все в реальной жизни, постоянно преобразуется...
Какое отношение имеет светлейший князь Потёмкин к Потёмкинской лестнице в Одессе?Потёмкинская лестница — знаменитая лестница в Одессе, соединяющая центр города с портом и Морвокзалом. Названа так в честь шедевра мирового кино, фильма «Броненосец Потемкин». В 2007 году Потемкинская лестница была признана одной из самых красивых в Европе.
Ржавые
морские форты, засекреченные базы подводных лодок, развалившиеся военные
госпитали и целые острова являются молчаливым напоминанием о давно
прошедших войнах, их можно найти от Украины до реки Гудзон в Нью-Йорке.
Эти семь монументальных чудес заброшенной военной архитектуры давно
увязли во времени и зачастую там можно найти остатки воздушных судов и
оружия.
В
народе бытует множество мифов, которые не имеют абсолютно никого
отношения к реальности. Мы постараемся развенчать десять из них. Архитекторы храма Василия Блаженного были ослеплены после завершения строительства. Храм,
занесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО, очаровывает своими
удивительными башнями посетителей Красной площади. Очарован ими был и
заказчик сей красоты Иван Васильевич Грозный. Легенда гласит, что ради
уникальности этой архитектуры Иван Грозный приказал ослепить создателя
удивительного храма...
Мост Рамы — это цепочка маленьких коралловых островов и
мелководья в Полкском проливе длиной около 50 км, связывающая южный
берег Индии с островом Шри Ланка, бывшим Цейлоном. Индусы и раньше, и
теперь считают мост Рамы искусственным сооружением, построенным Рамой в
незапамятные времена, для них он и сейчас является священным местом.
Итальянский архитектор Ренцо Пьяно прошел путь от строительства самого высокого здания в Европе (Shard в Лондоне) до одного из самых маленьких. Наконец он исполнил свою давнюю мечту и построил микродом, площадь которого составляет 7,5 кв м, и разместил его в саду кампуса Vitra в Вайль-на-Рейне, Германия.
Стрит-арт, рассматривающий весь мир как один большой холст, развивается самыми быстрыми темпами из всех существующих видов искусства. С ним может посоперничать разве что графический и промышленный дизайн, но они прикладные и чаще всего насквозь коммерческие. А стрит-арт — в первую очередь социальное явление. Отражающее общество и его устремления.