«Без домового как без хозяина!» — говорили люди в былые времена, и действительно верили, что без домового дом осиротеет. Покровитель семьи и дома был неотъемлемой частью благополучной жизни людей. В доме домовой обычно жил за печью или под ней, также мог облюбовать трубу, а мог поселиться в подполе или на чердаке.
Считалось, что не только человек нуждается в домовом, но и сам домовой очень привязан к дому. За долгие годы сосуществования домовик привыкал к людям и избе, в которой жил. Поэтому заставить его покинуть свою обитель было крайне трудно.
Но люди, как правило, и не пытались избавиться от домового. Напротив, переезжая на новое место жительства они приглашали духа дома пойти вместе с ними. Для заманивания домового в новую избу существовали специальные обряды. Как правило, домового с определенными заговорами переносили в новое жилье с частью старого хозяйства (горшками, лаптями и т. д.), перевозили на лопате или венике.
Домовой мог остаться в старом покинутом доме лишь в том случае, если хозяева забыли позвать его. Также домовой мог обидеться на людей и не последовать за ними, если они звали его небрежно и неуважительно. Оставшийся в одиночестве домовой скучал, маялся и тосковал и даже мог умереть.
О домовых, лишившихся жилища, существует много рассказов. Так, в народе ходит легенда о том, что в одной из областей в результате несчастного случае сгорела целая деревня. И на ее пепелище каждую ночь раздавался громкий плач — это горевали и стонали домовые. Тогда крестьяне соорудили для них временные шалашики и пригласили туда домовых, разложив подле шалашей ломти хлеба с солью. Плач на пепелище в ту же ночь прекратился — видимо, домовые приняли приглашение людей и так и жили в шалашиках, пока деревню не отстроили заново.
Другая же история повествует о следующем случае. Как-то ночью одинокий путник увидел горящий дом и поспешил к нему. Пожар был очень сильный, и потушить его уже вряд ли было возможно. Подходя, путник услышал крик и увидел бегущего ему навстречу пожилого мужчину небольшого роста. Набегу он причитал: «Не найти мне дома, лучше этого!». По всей видимости, это был дух сгоревшего дома.
Представления людей о богах и духах, как правило, всегда антропоморфны. Точно так же и образу домового народная фантазия придала много человеческих черт. Так, по народным поверьям, домовой мог иметь семью, духи дома могли быть в ссоре или в дружеских отношениях с духами другого дома, ходить друг к другу в гости и т. д.
Согласно народным поверьям, домовые со всей деревни собирались на своего рода «вечеринки». Для этого они выбирали заброшенную избу, стоящую на отшибе, и плясали там по ночам. В это время из избы доносились похожие на крики животных звуки и топот ног.
Домовой заботился о доме, о благосостоянии людей, помогал им вести хозяйство. Люди же, в свою очередь, оказывали ему всяческие знаки внимания и уважения — оставляли для него подарки и угощения. Домовой оберегал домашних скот и птицу, но мог и невзлюбить какое-нибудь животное. Поэтому хозяева старались подбирать домашних животных так, чтобы угодить домовику.
Если домовой хорошо относился к членам семьи, то мог предупредить их об угрожающей им опасности. Для этого он подавал знаки хозяевам дома.
Так, например, если кому-то из домочадцев грозила тяжелая болезнь или даже смерть, домовой начинал стонать и плакать по ночам. Если в доме и на дворе среди ночи разгорался пожар, домовик будил людей, звал их по именам, а мог и помочь выбраться из горящего дома или овина.
Когда домовой хотел предупредить хозяев о нависшей над ними угрозе разорения, то показывался кому-нибудь из хозяев голым, а если людям угрожало судебное разбирательство — стучал заслонкой трубы на крыше.
Домовой следил за тем, какие отношения царят в семье. Ему не нравились лодыри, неряхи и зачинщики ссор. Таких людей он мог по ночам дергать за волосы, обливать водой, сталкивать с кровати и щипать. Такое поведение домовика следовало расценить как предупреждение, иначе он мог начать ощутимо вредить хозяйству, портить мебель и мучить скот. И наоборот, если семья жила дружно, не ссорясь, заботилась о хозяйстве, то домовой расчесывал хозяев во сне, гладил их теплой мохнатой рукой, и иногда можно было услышать, как он смеется.
В связи с представлениями о домовых возникли некоторые приметы. Например, нельзя было работать по ночам, сквернословить в доме и хлеву и т. д. Считалось, что если люди не будут выполнять эти предписания, то домовой рассердится на них и перестанет им помогать.
Если же все-таки домовой за что-то обижался на людей и начинал им вредить, с ним можно было помириться. Тогда для него за печкой или в другом укромном уголке оставляли какое-нибудь вкусное угощение, нюхательный табак и всякие подарки, например яркие цветные лоскутки.
Но бывали и такие случаи, когда домовой негативно относился к хозяевам дома, и никакие угощения и подарки не оказывали на него действия. Он мучил животных, по ночам душил людей, портил вещи. В подобных ситуациях рекомендовалось отгонять разбушевавшегося духа молитвой или бранью, а в хлев вводили козла или вешали там зеркало (считалось, что с козлами домовой не ладит, а зеркал боится).
Если же домовой не унимался и продолжал пакостить людям, хозяевам дома не оставалось ничего другого, как провести обряд изгнания этого духа. Для этих целей приглашали знахаря, который, проговаривая специальные заговоры, должен был в ш полночь зарезать петуха и выпустить всю его кровь на голик (веник из голых прутьев).
Затем, не переставая читать заговоры, знахарь этим голиком подметал все углы в доме и во дворе. Таким образом домовой изгонялся и вернуться в дом уже не мог.